Утверждены уровни квалификаций для разработки профессиональных стандартов (32299). Понятие, виды, формы и системы оплаты труда Как определяется квалификация

Воспаление 22.12.2023
Воспаление

Разработанные Минтрудом РФ девять уровней квалификации определяют требования к умениям и знаниям работника в зависимости от его полномочий и ответственности ("деятельность под руководством", "деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач" и т.п.). Применительно к соответствующим полномочиям и ответственности разработаны такие показатели уровней квалификации, как "Характер умений", "Характер знаний", "Основные пути достижения уровня квалификации". Как применить данный классификатор в охранной деятельности мы поговорим в следующих материалах, а сегодня знакомимся с требованиями Минтруда.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УРОВНЕЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:

Утвердить прилагаемые квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.

М.А.ТОПИЛИН

Утверждены

приказом Министерства

труда и социальной защиты

Российской Федерации

УРОВНИ

КВАЛИФИКАЦИИ В ЦЕЛЯХ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

I. Общие положения

1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее - Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23.

1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

1.3. Уровни квалификации приведены в разделе II и содержат описание следующих показателей: "Полномочия и ответственность", "Характер умений", "Характер знаний", "Основные пути достижения уровня квалификации".

Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

II. Описание уровней квалификации

Показатели уровней квалификации

Основные пути достижения уровня квалификации

Полномочия и ответственность

Характер умений

Характер знаний

1 уровень

Деятельность под руководством. Индивидуальная ответственность

(обычно физический труд)

Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний.

Краткосрочное обучение или инструктаж.

Практический опыт.

2 уровень

Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий.

Выполнение стандартных заданий.

Выбор способа действия по инструкции.

Применение специальных знаний

(как правило, не менее 2 месяцев)

Практический опыт.

3 уровень

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач.

Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи.

Индивидуальная ответственность.

Решение типовых практических задач. Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта.

Корректировка действий с учетом условий их выполнения.

Понимание технических или методических основ решение типовых практических задач.

Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, повышения квалификации рабочих, служащих. (до одного года)

Практический опыт.

4 уровень

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений.

Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач.

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников.

Решение различных типов практических задач.

Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта.

Понимание научно- технических или методических основ решение практических задач.

Применение специальных знаний.

Самостоятельная работа с информацией.

Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, повышения квалификации рабочих, служащих.

Практический опыт.

5 уровень

Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений.

Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения.

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников, подразделений.

Решение различных типов практических задач с элементами проектирования.

Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации.

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности.

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера.

Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач.

Образовательные программы среднего профессионального образования -

программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, повышения квалификации рабочих, служащих.

Дополнительные профессиональные программы.

Практический опыт.

6 уровень

Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели.

Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации.

Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических и методических решений.

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных.

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации.

Образовательные программы среднего профессионального образования -

программы подготовки специалистов среднего звена.

Дополнительные профессиональные программы.

Практический опыт.

7 уровень

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений.

Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений

Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий

Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера. Определение источников и поиск информации, необходимой для профессиональной деятельности и/или организации

8 уровень

Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или отрасли

Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов

Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера.

Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности

Образовательные программы высшего образования - программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы Практический опыт

9 уровень

Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами.

Значительный вклад в определенную область деятельности

Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровне

Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов

Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре),программы ассистентуры- стажировки.

Дополнительные профессиональные программы.

Практический опыт.

В современных условиях особое внимание уделяется уровню компетентности работника. И это неудивительно, ведь каждая компания желает видеть в своих рядах профессионалов, которые будут своим трудом служить на пользу организации. Квалификация работника - это совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы. Уровень подготовки очень важен при приёме на работу. Каждый работодатель ищет лучшего сотрудника в свою компанию, и поэтому квалификация в настоящее время выходит на первый план.

Образовательный процесс

Современная жизнь такова, что каждый человек, который хочет устроиться на хорошую работу и прилично зарабатывать, должен получить образование: высшее или среднее специальное. После окончания учебного заведения студент получает диплом, но это не значит, что он теперь является квалифицированным работником. Свидетельство о получении образования - уровень знаний. Квалификация работника - это, прежде всего, опыт.

Но где его взять? Во многих заведениях студентов старших курсов отправляют на практику, чтобы они смогли узнать немного о профессии не только в теоретическом плане. Далее вся ответственность ложится на плечи самого человека: его квалификация будет зависеть от личностных качеств.

Каждый студент обладает разным уровнем знаний и умений, поэтому при приёме на работу работодатель проводит личное интервью с целью выяснить, подходит ему в качестве работника тот или иной человек. Квалификация работников образования определяет уровень подготовки бывших школьников, поэтому работодатель выбирает себе сотрудников из лучших вузов страны.

Научные степени квалификации

Сейчас в России действует новая система деления выпускников. Ранее все были специалистами, а в данный момент появились бакалавр и магистр. По поводу данной системы мнения разделились: одни считают её провалом, другие, наоборот, - лучшей. Такую степень квалификации, как бакалавр, может получить студент, обучающийся 4 года, специалистам необходимо получать знания в течение 5 лет.

Если же человек намерен стать учёным, для начала необходимо получить научную степень магистра. Для этого нужно провести в учебном заведении 6 лет. Квалификация педагогических работников оказывает огромное влияние на уровень образования студентов. Профессора и доценты способны научить студентов их специальности, тем самым подготовив для страны грамотных экспертов.

По окончании учебного заведения каждый студент обязан написать выпускную дипломную работу, по результатам которой ему будет присвоена квалификация. Данный труд определит теоретические и практические знания учащегося, а также уровень его навыков.

Уровни квалификации

Качество рабочей силы в нашей стране определяется с помощью квалификационных разрядов. Они присваиваются рабочим по результатам решения аттестационной комиссии. На заводах у промышленных работников есть разряд. Всего их насчитывается 6 видов, первый - самый низкий, а шестой - самый высокий.

Институт повышения квалификации работников делит их на категории. От этого напрямую зависит оклад сотрудника. Он определяется с помощью тарифных ставок. У инженера они распределены от 0 до 1. Это те значения, на которые умножается оклад в зависимости от категории работника. У инженеров степень разряда определяется наоборот: первый - самый высокий, второй - менее квалифицированный и т. д.

У каждого работника есть своя должностная инструкция, где чётко расписаны его права и обязанности. К ней прилагается список квалификационных требований, которые представляют собой знания и умения сотрудника. Они необходимы для успешного выполнения работы.

Профессиональная квалификация работника не вызывает сомнений, если он всё делает качественно. Такой персонал руководители ценят, и стремятся улучшить условия труда. В случае каких-либо споров, мнение квалифицированных работников является определяющим.

Группы в соответствии с квалификацией

Для определения уровня знаний того или иного человека существует специальная единая тарифная сетка. В связи с этим выделяют четыре основные группы работников исходя из уровня квалификации:

  1. Неквалифицированные (разнорабочие). Такие сотрудники не обладают специальными знаниями, в большинстве случаев имеют среднее специальное образование. Часто занимают низкие должности, вроде уборщика, грузчика и т. д.
  2. Малоквалифицированные. Такие работники обучались примерно месяц, могут выполнять несложные задачи.
  3. Квалифицированные. Проходят обучение в течение 1-2 лет, также являются практикующими специалистами. Выполняют работы сложного уровня, некоторые способны руководить группой людей.
  4. Высококвалифицированные. Такие работники имеют высшее образование, большой практический опыт, часто занимают руководящие должности.

Повышение квалификации медицинских работников, сотрудников сферы образования особенно актуально в наше время. Ведь от них зависит два главных фактора в жизни: здоровье и уровень знаний.

Виды повышения квалификации

Этот вид обучения персонала довольно популярен, ведь совершенствование знаний и умений пойдёт на пользу не только работнику, но и организации в целом. Повышение квалификации работников образования и других сфер деятельности бывает краткосрочным, средним и длительным.

Краткосрочное обучение занимает не более 72 часов и проводится обычно по месту работы. Высококвалифицированные сотрудники делятся с новичками своими знаниями. После этого учащиеся сдают экзамен, в случае успешного результата им выдаются свидетельства о повышении квалификации.

Среднее по длительности обучение проводится от 72 до 100 часов. Оно актуально, если компания внедряет новые технологии или меняет сферу деятельности. Повышение квалификации такого вида проводится в виде тренингов или семинаров.

Длительное обучение эффективно для опытных сотрудников, которым необходимо получить новые знания для выполнения практических задач. Такое повышение квалификации может проводиться и с отрывом от производства. Иногда работников отправляют в другой город, но при этом сохраняется должность и зарплата сотрудника.

Особенности повышения квалификации

У каждой профессии есть свои отличительные черты. Если говорить о государственных работников, то можно отметить их деление на руководителей, помощников и советников. Также в соответствующих органах есть и обслуживающий персонал, который выполняет простейшие задачи.

Существует также деление должностей по группам, вроде младших, старших, ведущих и высших. Но не везде это актуально. Повышение квалификации педагогических работников направлено на изучение учителем современных технологий. Кроме этого, необходимо успешно применять знания на практике и иметь положительный результат работы. Только в этом случае преподаватель может получить высшую категорию.

Институт повышения квалификации работников образования предполагает серьёзную подготовку для учителей, ведь обучение на данный момент является неотъемлемой частью жизни людей. Требовательность к педагогам обусловлено желанием повышения уровня знаний учеников.

Проблема студентов

Работодатели ценят высококвалифицированных работников, которые имеют за плечами большой опыт и знают всё о профессии. Но как быть вчерашним студентам? Ведь понятно, что компания выберет себе в качестве сотрудника более опытного представителя. В настоящее время мало организаций, которые готовы дать шанс молодым, но что же делать?

Если студент хочет добиться высокого положения и стать профессионалом в своём деле, сначала придётся работать на низких должностях. Желательно на последних курсах начать трудиться в качестве лаборанта или помощника менеджера, чтобы освоить практическую часть специальности. В современных реалиях осень важно знание иностранного языка. Практически во всех сферах требуется умение разговаривать по-английски. Главное - цепляться за все возможности повышения квалификации, ведь от этого зависит компетентность специалиста.

Подготовка кадров

Первоначальная подготовка осуществляется в учебных заведениях: институтах, колледжах и т. д. Будущие руководители должны иметь высшее образование, для рабочих хватает и среднего специального. Квалификация работника - это уровень подготовки, необходимый для выполнения обязанностей. Для её приобретения сотрудник обучается всегда и везде.

Новые работники часто слышат фразу: «забудь то, чему тебя учили в институте». Конечно, делать этого не стоит, но дело в том, что в большинстве случаев теория и практика значительно разнятся между собой. Поэтому работодатели вынуждены проводить обучение на производстве, чтобы новичок понял, что от него требуют. Кроме практики, в организации рассказывают свою теорию, тем самым подготавливая сотрудников к работе.

Переподготовка кадров

Данный вид обучения актуален для рабочих, которые осваивают новую специальность. По сути, между подготовкой и переподготовкой нет принципиальной разницы. Обучение может проводиться как на территории предприятия, так и на выезде. Особенности переподготовки работников:

  • Она необходима в случае планового продвижения кадров: человек осваивает, например, руководящую должность, так как до этого никогда её не занимал.
  • Этот вид обучения характерен тем, что происходит изучение второй профессии. То есть человек будет компетентен уже в двух специальностях.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских работников, педагогов и представителей других профессий положительно влияет на уровень образования в стране. Ведь чем больше квалифицированных специалистов, тем качественнее их услуги.

Заключение

Делая вывод, необходимо отметить, что роль обучения возрастает с каждым днём. Квалификация работника - это степень его компетентности в конкретной профессии. Система образования России позволяет людям вырастать из обычных студентов в востребованных специалистов. Упорная работа над собой и постоянное самосовершенствование способны из любого самого рядового работника сделать профессионала своего дела.

Этот принцип оплаты ставит уровень заработной платы в зависи­мость только от возможностей индивидуума. Использование его обусловлено существованием ряда проблем, связанных со струк­турой системы оплаты труда, созданной на основе оценки различ­ных должностей. "Вилка" оклада, соответствующая должности, ог­раничивает возможность увеличения заработной платы индивидуу­ма. Следовательно, изменение статуса и величины оплаты труда возможно только с продвижением по службе. Это приводит к стрем­лению технических специалистов занимать посты руководителей, хотя их квалификация и интересы соответствуют конкретной техни­ческой деятельности. Если продвижение невозможно, то работни­ки, испытывающие потребность в профессиональном росте, оказы­ваются неудовлетворенными. Кроме того, следует отметить, что система оценки должностей снижает гибкость в перемещении со­трудников внутри организации. Если такое перемещение связано с переводом на должность с более низким рейтингом, то страх перед понижением зарплаты и потерей статуса становится серьез­ным препятствием для перевода. Пока сохраняются границы в оп­лате труда в рамках конкретной должности, то боязнь уменьшения заработной платы будет делать переводы работников с одной дол­жности на другую практически невозможными.

Система оплаты труда в зависимости от квалификации работни­ка является ступенчатой - от наиболее низкого уровня квалифика­ции к наиболее высокому. Работники принимаются в компанию на низший уровень и постепенно с ростом мастерства продвигаются вверх, при условии, что они демонстрируют соответствующие дан­ному уровню возможности. Такая система гарантирует более вы­сокую оплату наиболее квалифицированным работникам, а также стимулирует приобретение более высокой квалификации.

Системы оплаты труда на основе квалификации индивидуума обеспечивают большую гибкость политики управления ЧР при пере­воде сотрудников с одной должности на другую, при внедрении новых технологических процессов. Меняет мировоззрение менед­жеров. Вместо того, чтобы ограничивать продвижение по службе, менеджер должен сосредотачивать свои усилия на максимально эффективном использовании возможностей своих подчиненных, поскольку каждый работник получает зарплату в зависимости от уровня своей квалификации.

Более того, наибольшее преимущество этой системы оплаты заключается в том, что она способствует развитию личности. Квалификационная система оплаты заставляет и менеджера повышать степень своей компетентности, в результате чего происходит рост его благосостояния и повышается эффективность функционирова­ния компании.

Такая система оплаты труда была испробована на техническом персонале в научно-исследовательских организациях и получила наименование "технической лестницы": Она с успехом применяет­ся и для организации оплаты труда у других видов работников, например юристов, торговых работников и др. Система оплаты труда в зависимости от квалификации работника может быть ис­пользована и в организации материального стимулирования произ­водственных работников. Целый ряд компаний разработал планы ее внедрения на своих передовых заводах. Преимущества новой системы оплаты труда были по достоинству оценены как рабочи­ми, так и руководителями.

Оплата по квалификации способствует тому, что хорошие ра­ботники остаются на своих должностях и стремятся повышать свою компетенцию, а не ищут возможностей заняться руководящей де­ятельностью. Таким образом удается избежать потерь хороших спе­циалистов, которые могут стать плохими руководителями.

Но и в рамках данной системы существует ряд проблем, требу­ющих внимания. С одной стороны, достаточно большое количе­ство работников может через несколько лет достичь высшего уров­ня квалификации и обнаружить, что их возможности исчерпаны. В этом случае необходим механизм, позволяющий таким сотрудни­кам продолжать поиск путей повышения эффективности компании, а с ней и уровня своих доходов.

С другой стороны, программы повышения квалификации ра­ботников стоят достаточно дорого. Кроме того, более квалифици­рованному работнику выплачивается более высокая заработная плата, что и стимулирует его к дальнейшему повышению уровня квалификации.

Очевидно, что, экономическая эффективность системы матери­ального стимулирования в организациях, где не требуется постоян­ный рост квалификации сотрудников, сомнительна.

В рамках данной системы трудно достичь внешнего паритета в оплате труда. Каждая компания имеет свою собственную структу­ру, собственный рейтинг должностей и систему оценки квалификации работников, и ищущие работу имеют возможность сравни­вать и выбирать организацию, где они могут получить более высо­кую зарплату, имея тот же уровень квалификации. Возможно так­же, что работники придут к мысли, что уровень их квалификации заслуживает более высокой оплаты, чем это возможно в рамках системы. И если не будет эффективной возможности сопоставле­ния уровней квалификации и заработной платы, то аппетиты работ­ников будут бесконтрольно расти.

Но самой серьезной проблемой при внедрении системы опла­ты труда в зависимости от квалификации остается администриро­вание. Для нормального функционирования этой системы необхо­димо уделять внимание росту квалификации всех и каждого, а так же разработать методы определения количественных и качествен­ных характеристик специальностей, потребностей в работниках той или иной квалификации, а также пути определения действительного соответствия конкретного работника данному уровню квалифика­ции. Последний вопрос, касающийся соответствия уровня квалифи­кации занимаемой должности, достаточно просто решается на уров­не низших звеньев, но довольно сложен - для высшего руководя­щего состава.

Внедрение системы оплаты труда в зависимости от уровня ква­лификации конкретного работника позволяет повысить эффектив­ность функционирования организации и способствует росту благо­состояния "хороших" работников, особенно сотрудников высшего управленческого звена. Однако руководство не всегда правильно может оценить знания, опыт и квалификацию работника, и в этом вопросе неизбежны ошибки. Эффективность функционирования системы может быть обеспечена только в организациях с хорошим моральным климатом и в условиях всеобщего доверия. Следует сказать, что данная система подходит лишь для тех организаций, где требования к уровню квалификации сотрудников достаточно высо­ки и постоянно изменяются. Такую систему трудно внедрить в орга­низациях, где существует традиционная система оценки различных должностей.

Что такое квалификация работника по ТК? Какие уровни ее существуют? Как часто и как правильно ее оценивать? Обо всем читайте в нашей статье

Из этой статьи вы узнаете:

Квалификация работника это: определение

Квалификация работника – это подтвержденный уровень знаний, навыков и опыта трудовой деятельности по специальности. Такое определение приводится в Трудовом кодексе. Термины «квалификация» и «профессиональные стандарты» установлены в статье 195.1.

Профстандарт - характеристика квалификации, необходимой для той или иной трудовой деятельности, набор требований для различных профессий, должностей и специальностей. Сейчас в Российской Федерации активно разрабатываются и вводятся профессиональные стандарты, которые постепенно заменят Единые квалификационные справочники (ЕКС и ЕКТС).

Необходимость оценки квалификации возникает уже при приеме кандидата на работу. В дальнейшем, когда трудовой договор заключен, квалификация работника имеет значение при решении вопроса об успешном прохождении испытания, аттестации, для определения возможности перевода работника на другую работу. Важное значение уровень квалификации работника имеет и при решении вопросов об увольнении по отдельным основаниям.

Какие уровни квалификации в профессиональных стандартах существуют

Существует 9 возможных уровней квалификаций по профстандартам. Они установлены в приказе Минтруда России от 12.04.2013 №148н. Уровни ранжируются от минимального к максимальному. К каждой квалификации установлены конкретные требования и способы получения. Например, 1 уровень означает квалификацию работника, достаточную для выполнения стандартных заданий и владение элементарными знаниями. Получить его можно после инструктажа и опыта соответствующей работы. А высшие, 8 и 9 уровень, необходимые для занятия руководящих постов в крупных организациях и госструктурах, требуют высшего образования, а также законченной аспирантуры (ординатуры и т.д.).

Законодательство не предусматривает увольнения сотрудников за несоответствие профстандартам.

Сейчас по-прежнему актуально понятие разрядов. Квалификационный разряд – уровень компетенций персонала в промышленной сфере. Они бывают от 1-го до 6-го, по возрастанию знаний работника. Присвоением разрядов занимается специальная квалификационная комиссия, после тестирования практических и теоретических знаний персонала.

Для инициации процедуры присвоения разряда необходимо представление непосредственного руководителя и заявление от самого работника. Разряд имеет значение для тарифной системы оплаты труда.

Служащим присваивается квалификационная категория, но тут ранжирование идет в обратном порядке. Например, инженер первой категории будет более квалифицирован, чем второй. Конечно, и разряд, и категория, полученные работником, напрямую влияют на его доход.

Периодичность повышения квалификации специалистов

Квалификация не является однажды полученной неизменной характеристикой. В некоторых профессиональных сферах персонал обязан регулярно повышать свою квалификацию. Это, например:

  • сотрудники органов внутренних дел,
  • медики и фармацевты,
  • государственные гражданские служащие,
  • педагоги,
  • работники железнодорожного транспорта, деятельность которых связана с движением поездов,
  • водители и другие служащие автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения. При этом периодичность будет определяться областью деятельности.

Согласно 196 ст. ТК РФ, работодатель имеет право определять необходимость повышения квалификации персонала и его график. Также часто в обучении заинтересованы и сами работники, так как с повышением уровня изменяется и зарплата. Общее правило – повышение квалификации происходит не реже 1 раза в 5 лет.

Обучение может быть, в зависимости, от длительности, кратко-, средне- и долгосрочным.

Подтверждение обучения и успешно пройденной проверки знаний - свидетельство об уровне квалификации.

Курс повышения квалификации "Документационное обеспечение работы с персоналом". Соответствует требованиям профстандарта «Специалист по управлению персоналом», за прохождение - удостоверение о повышении квалификации. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются готовыми шаблонами документов, которые можно скачать и оставить себе для работы.

Как проводится независимая оценка квалификации персонала

С января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Создание независимых центров оценки (ЦОК) сделает более совершенным контроль квалификации специалистов. В то же время унификация процессов обучения и проверки знаний поможет охватить больше персонала. Экзамен в ЦОК – процедура выявления соответствия квалификации соискателя профстандарту либо иным установленным требованиям. Порядок прохождения экзамена установлен в Постановлении Правительства РФ от 16 ноября 2016 г. № 1204. Расскажем подробнее о процедуре оценки квалификации.

Реестр всех ЦОК размещен на портале https://nok-nark.ru/ . На сайте доступен поиск по территориальному критерию, регистрационному номеру центра, названию квалификации и т.д. Можно ознакомиться с правилами оценки, примерными вопросами и схемой подачи апелляции. Также портал предоставляет возможность проверить подлинность квалификационного свидетельства, выданного ранее.

Обязательно ли проводить независимую оценку квалификации персонала? Минтруда разъясняет в информации от 21 апреля 2017 г., что эта процедура является добровольной как для персонала, так и для нанимателя, а отказ не несет последствий.

Если принято решение провести оценку квалификации, работодатель должен сначала зафиксировать в документах предприятия условия и порядок проведения процедуры. Для этого в коллективный (или индивидуальный) договор вносятся соответствующие изменения. Затем составляется и утверждается перечень должностей и специальностей, которые будут направлены на экзамен.

Работник должен дать письменное согласие на оценку квалификации, оформив его письменно, в произвольном виде. После этого заключаются договоры с ЦОК и самим сотрудником, выпускается приказ о направлении на экзамен. Время, потраченное на процедуру оценки, оплачивается как рабочее, дополнительно компенсируются командировочные расходы (ст. 187 ТК).

По итогам экзамена наниматель вправе учесть их в кадровых решениях, поощрить квалифицированного сотрудника материально. Уволить уже работающего человека за непройденное испытание нельзя, но если в ЦОК был направлен кандидат на должность, и он не смог подтвердить свою квалификацию, отказать ему в найме законно.

Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполнения работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера (ст. 129 Трудового кодекса РФ). Размер заработной платы зависит от принятых в установленном порядке систем оплаты труда. Системы оплаты и стимулирования труда различных категорий работников устанавливаются работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации (ст. 135 Трудового кодекса РФ).

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами организации, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами. При наличии же нарушений закона работник имеет право на самозащиту в любых законных формах ее проявления.

В настоящее время предусмотрено несколько видов юридической ответственности за нарушение законодательства об оплате труда. Она предусмотрена не только Трудовым кодексом, но и Гражданским кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

Трудовой кодекс РФ содержит в себе ряд статей, направленных на гарантированную защиту интересов работника при реализации его права на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойную человека жизнь для него и членов его семьи и не ниже установленного в государстве минимального размера оплаты труда. Это обусловлено не только заботой законодателя о нуждах своих работающих граждан, но и наличием объективных государственных интересов в части создания благоприятных социально-экономических условий развития экономики, снижения уровня социальной напряженности в обществе, создании системы надежных источников получения доходов через налогообложение организаций и частных предпринимателей, применяющих наемный труд.

Важность правильного государственного регулирования оплаты труда выражена в позиции законодателя через положения статей 21 и 22 Трудового кодекса РФ, которые содержат перечни основных прав и обязанностей сторон трудовых отношений. Так, в статье 21 закреплено право работника на «своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы», а в статье 22 зафиксирована обязанность работодателя «обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности» и «выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в срок, установленный настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовым договором».

Одной из форм такой самозащиты является установленное статьей 142 Трудового кодекса РФ право работника на приостановку работы в случае задержки выплаты причитающейся ему зарплаты на весь период до выплаты задержанной суммы. Работник вправе, предварительно в письменной форме известив работодателя о своих намерениях, приостановить выполнение работ до погашения возникшей задолженности по зарплате.

Следует подчеркнуть, что в соответствии со статьей 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором. Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.

Рекомендуем почитать

Наверх