Глобальный эволюционизм как основная парадигма современной естественной науки. Эволюционизм в истории методологической мысли О сложности единой теории

Офтальмология 29.04.2024
Офтальмология

В современной науке отчетливо проявлено стремление построить общенаучную картину тира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи эволюционного и системного подходов.

Глобальный эволюционизм – это учение, объединяющее биологическую и культурную эволюции в понятии «коэволюция», которое основывается на единстве человека и природы, а также естественных и гуманитарных наук, признающих универсальный характер эволюционных процессов и, как следствие, фундаментальный характер законов развития Вселенной.

В этом учении раскрывается единый процесс эволюции - от появления химических элементов до возникновения человека. Проект объединения биологической и социальной эволюции был предложен еще Вернадским, получил выражение в его теории биосферы и ноосферы, а затем был развит Т. де Шарденом, тогда как собственно концепция глобального или универсального эволюционизма была разработана И. Пригожиным, Э. Янгом, Н. Н. Моисеевым в рамках синергетики. Глобальный эволюционизм может рассматриваться и в более широком смысле, а именно как отрицание предзаданности законов природы и в этом смысле как преодоление теологической модели творения. Глобальному эволюционизму как научной парадигме предшествуют три этапа развития науки:

1. Отрицание эволюционизма вообще, характерное для классической науки, и в частности для физики. На данном этапе признается неизменность законов природы и невозможность развития материи: мир не имеет начала во времени, а все живые организмы возникают одновременно.

2. Принятие эволюционизма как господствующей модели объяснения в отдельных науках (биологии и астрономии). При этом допускается самоорганизация на определенных уровнях материи, которая возникает случайно.

3. Глобальный эволюционизм, признающий изменчивость даже законов природы. Важнейшими в этом отношении являются следующие положения: мир имеет начало во времени, существуют уровни организации материи, которые с необходимостью возникают друг из друга, тем самым имеют предзаданную форму и предполагают иерархию - элементарные частицы, атомы, молекулы, организмы, социальные структуры, структуры мышления. Этот тип эволюционизма разрабатывал В. И. Вернадский. Картина мира, которую формирует глобальный эволюционизм, включает в себя не только физическую картину мира, но и науки о жизни, науки о человеке.

Обоснованию глобального эволюционизма способствовали три важнейших современных научных подхода: теория нестационарной Вселенной, концепция биосферы и ноосферы, идеи синергетики.

В формировании концепции глобального эволюционизма особую роль сыграли два научных открытия: открытие самоорганизующихся систем (системы, которые формируются из хаоса и изменяют свою структуру под воздействием спонтанных процессов обмена информацией с внешней средой) и антропного принципа (появление человека во Вселенной согласно этому принципу не является случайностью, но следствием формирования благоприятной ситуации, иными словами, появление человека является закономерным результатом развития Вселенной). Совмещение этих открытий может быть произведено следующим образом: для того чтобы во Вселенной возникли необходимые условия для появления наблюдателя, нужно представить ее как саморазвивающуюся систему, которая развивается по тем же законам, что и другие подобные системы. Этот тезис обосновывается за счет экспериментов, проводимых в термодинамике и биологии. Появление разума с точки зрения глобального эволюционизма является закономерным событием в эволюции Вселенной.

Последователи глобального эволюционизма предполагают, что ученые могут реконструировать процесс развития Вселенной от ее появления и до образования современного этапа развития человеческой цивилизации, и связывают в единый процесс космогенез, геогенез, биогенез и антропосоциогенез. Такой проект может быть осуществлен только при взаимодействии различных областей научного знания с опорой на происходящие в науке интеграционные процессы. Цель глобального эволюционизма - создать теорию, которая объединила бы различные концептуальные системы знания. Однако интеграционные процессы связаны с определенными трудностями. Так, процессы самоорганизации живых организмов связаны с качественными изменениями, усложнением структуры, поэтому данную модель невозможно применять к процессам неорганической природы; в силу этого из процесса интеграции выпадают такие науки, как, напр., механика или неорганическая химия. Наличие этого несоответствия ставит под сомнение саму возможность формулировки общего закона развития. Кроме того, глобальный эволюционизм ставит проблему будущего Вселенной. В классической науке ее не существовало, поскольку считалось, что Вселенная бесконечна. Также остается открытым вопрос о роли человечества в ее судьбе.

Существуют две точки зрения: 1) фаталистическая , согласно которой мир представляет собой пространство, в котором разворачиваются эволюционные процессы; и человеческое существование также обусловлено этими процессами, поэтому человечество не может влиять на судьбу Вселенной и не может предотвратить собственную гибель; 2) волюнтаристская , которая предоставляет человеку возможность влиять на процессы эволюции Вселенной; это становится возможным, когда законы ее развития каким-то образом связаны с разумом; кроме того, именно от человеческой деятельности зависит, будет ли Вселенная существовать или исчезнет. Финалистические концепции оформляются в биологии, физике, химии и др. науках, они формулируются как теории «смерти Вселенной». Концепция вечно развивающейся Вселенной разрабатывается в и русском космизме (К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский и др.).

Научная картина мира (НКМ) – основа рационалистического мировоззрения, опирающаяся на совокупный потенциал науки той или иной эпохи. В НКМ систематизируются научные знания, полученные в различных дисциплинарных областях. НКМ – синтез знаний, соответствующих конкретно-историческому периоду развития человечества.

Эволюция современной научной картины мира предполагает движение от классической (достижения Галилея и Ньютона, однозначная причинно-следственная зависимость, объекты мира как бы существовали независимо, в строго заданной системе координат) кнеклассической (влияние первых теорий термодинамики, где жидкость и газы – не чисто механические системы. Развитие системы мыслится направленно, но ее состояние в каждый момент времени не детерминировано. Отсутствие детерминированности на уровне индивидов сочетается с детерминированностью на уровне системы в целом: «статистическая закономерность») ипостнеклассической (ПНК) ее стадии.

Образ ПНК НКМ: с самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, чтобы система перестроилась и возник новый уровень организации. В современной НКМ анализ общественных структур предполагает исследование открытых нелинейных систем, в к-ых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, случайных факторов. Расширяется поле рефлексии над деятельностью, учитываются ее ценностно-целевые структуры. В центре внимания постнеклассики – осмысление процессов синергетики, весьма актуальных для последнего времени. Нелинейная наука привела к возникновениюсинергетического мышления.

В современной постнеклассической науке на воссоздание образа объективной реальности ориентированы весь потенциал описательных наук, дисциплинарное знание и проблемно-ориентированнные междисциплинарные исследования. Начало новой дисциплине, названной синергетикой, положило выступление Г.Хакена в 1973г. на первой конференции, посвященной проблемам самоорганизации.

Синергетику, т.е. теорию самоорганизации, характеризуют стихийно-спонтанный структурогенез, нелинейность, открытые системы. В синергетической картине мира царит становление, обремененное многовариативностью и необратимостью. Время выполняет конструктивную функцию. К нелинейным системам относят такие, свойства к-ых определяются происходящими в них процессами так, что результат каждого воздействия в присутствии другого оказывается иным, чем в случае отсутствия последнего.

Основные отличительные свойства мира, подчиняющегося нелинейным закономерностям:

    Необратимость эволюционных процессов

    Бифуркационный характер эволюции: в нелинейной системе происходит чередование периодов относительно монотонного самодвижения и зон бифуркации, где система утрачивает устойчивость по отношению к малым возмущениям

    Динамизм структуры саморазвивающихся систем

    Новое понимание будущего

Нелинейная наука ведет к эволюционной синергетической парадигме . Парадигмы, т.е. модели (образцы) постановки и решения научных проблем, по мнению Т.Куна, управляют группой ученых-исследователей и научным сообществом. Допарадигмальный период отличается хаотичным накоплением фактов. Выход из данного периода означает установление стандартов научной практики, теоретических постулатов, точной научной картины мира, соединение теории и метода.

Принятие эволюционной синергетической парадигмы означает отказ от базовых постулатов традиц.науки:*Принципа существования абсолютно достоверной истины и знания;*Принципа классической прочности;* Редукционизма;* Концепции линейности;* Гипотезы апостериорности, т.е. приобретения знаний исключительно на основе прошлого опыта.

ПНК этап НКМ поставил новые задачи. Разработка ведущей идеи синергетики о стихийно-спонтанном структурогенезе предполагает наличие адекватного категориального аппарата. Одной из важных идей постнеклассики является утверждение обутрате системной памяти. Система забывает свои прошлые состояния, действует спонтанно и непредсказуемо, прошлое почти не влияет на настоящее а настоящее не оказывает определяющего влияния на будущее.

Важной особенностью ПНК является применениепостаналитического способа мышления, соединяющего сразу 3 сферы анализа – историческую, критико-рефлексивную и теоретическую.

Вопрос 41. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки конца 20 - начала 21 веков. Экологическая этика.

Этика – это филос-я дисциплина, изучающая явления морали и нравственности. Вопрос об этике науки - это вопрос о том, может ли наука быть объектом моральной оценки. Острые споры по этому поводу происходили на протяжении всей истории развития науки и восходят ещё ко временам Сократа, к-ый 2,5 тыс. лет назад учил, что чел-к поступает дурно лишь по неведению и что познав, в чем состоит добро, он всегда будет стремиться к нему. Особенностью же нашего времени является то, что наряду с этими спорами ускоренными темпами идет создание спец. структур и механизмов, задачей к-ых явл-ся этическое регулирование научной деятельности.

Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспекты науки. По определению Мертона, этос науки – это эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценностей и предрасположенностей, к-ые считаются обязательными для ученого. Современный мир – это во многом технологизированное пространство, человек окружил себя предметами техники, сущность человека трансформируется в направлении тяготения не к природе, гармонии и любви, а к технизации. Возникает противоречие между исконными нормами этики и необходимостью технического бытия человека, к-ое влечет за собой обширный класс этических проблем мира искусственного. Многообразные этические проблемы в наиболее общем виде можно разделить на этические проблемы физики, биологии, генетики, техники; особое место занимают проблемы этики ученого.

Наиболее важной является проблема авторства научных открытий, плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий. Для исследований, претендующих на научный статус, строго обязателен институт ссылок, «академическая составляющая науки», благодаря которому фиксируется авторство тех или иных идей и, кроме того, обеспечивается селекция того нового, к-ое свидетельствует о росте научного знания. В противном случае наука будет топтаться на месте, осуществлять бесконечные повторы.

Особое значение имеет проблема одержимости ученого, когда он, занимаясь научной деятельностью, отрывается от реального мира и становится подобием робота.

Этические проблемы, проистекающие из области биологии , указывают на опасность абсолютизирования биологизаторских тенденций, в рамках к-ых признаются врожденными многие отрицательные черты человека – насилие, агрессия, вражда, войны, а также стремление к карьерному росту, лидерству и т.д.

В области генетики проблемными оказались вопросы о влиянии различий полов на умственную деятельность, генетические и интеллектуальные различия между расами и народностями (проявления расизма и геноцида).

На стыке биологии и медицины возникли проблемы биоэтики (отношение к пациенту только как к объекту исследования или мед.практики).

Особое место занимают проблемы, обусловленные увеличением технизации медицины и появлением новых мед.технологий и препаратов, расширяющих возможности воздействия на человека. Исследователь биоэтики Б.Юдин обратил внимание на то, что современная биомедицина расширяет технологические возможности контроля и вмешательства в естественные проблемы зарождения, протекания и завершения челов.жизни. Различные методы искусственной репродукции человека, замены пораженных органов и тканей, активное воздействие на процессы старения приводят к тому, что во всех подобных случаях возникают пограничные ситуации, когда последствия достижений НТП непрогнозируемы. Возникает опасность разрушения исходной биологической основы. Стрессовые нагрузки, воздействие канцерогенов, засорение окружающей среды трансформируют человека, разрушают его здоровье, ухудшают генофонд.

Генная инженерия оказалась авангардом научно-экспериментальных исследований живого мира. Она дает возможность вмешиваться в генетический код человека и изменять его, что считается позитивным при лечении ряда наследственных болезней. Однако возникает соблазн планомерного совершенствования челов.природы с целью все большей его адаптации к нагрузкам современной искусственно созданной техносферы.

Проблемы манипуляции над человеческой психикой , воздействия на человеческий мозг составляют особую группу проблем. Существуют эксперименты, связанные с вживлением в мозг электродов, к-ые, оказывая слабые электрические воздействия, препятствуют возникновению сонливости, способствуют снятию напряжения. Подобные манипуляции сравниваются с транквилизаторами и наркотиками.

Острой проблемой современности является технология клонирования. Термин «клонирование» всегда имел отношение к процессам вегетативного размножения (клонирование растений черенками, почками, клубнями в с/х). Живые организмы, например, амеба, также размножаются, производя генетически идентичные клетки, к-ые называются клонами. В общем смысле клонированием может быть назван процесс, предполагающий создание существа, генетически тождественного родительским. До тех пор, пока речь шла о клонировании для обеспечения эффективности в с/х, растениеводстве, проблема не обретала такую остроту, когда же речь зашла о кл. человека, потребовались усилия многих теоретиков для осмысления последствий такого шага. Решение данной проблемы связано с необходимостью четкого осознания многоаспектности феномена кл-я. Есть медицинский, экономический, этический, философский, религиозный аспекты этой проблемы. Кл-е как сложная экспериментальная технология может приводить к воспроизводству не только эталонов, но и уродцев. С методологической точки зрения речь идет о рассогласовании поставленных целей и полученных результатов, что в условиях кл. на человеке аморально и преступно.

Глобальные экологические проблемы сосредоточены в системе отношений «человек-общество-биосфера». Они требуют от ученых повышения ответственности за последствия и результаты их деятельности, а также усиления контроля со стороны государства за осуществление проектов и разработок. Анализ экологических бедствий последних десятилетий свидетельствует, что в большинстве случаев их причиной становится непродуманное техногенное воздействие, катастрофически влияющее на природу. Наука отреагировала созданием новой отрасли – социальной экологии. Её задачи – изучение экстремальных ситуаций, выяснение антропогенных, технологических, социальных факторов, обусловливающих экологический кризис и поиск оптимальных путей выхода их него.

Глобальный эволюционизм - это интегративное исследовательское направление, учитывающее динамику развития неорганического, органического и социального миров. Он опирается на идею о единстве мироздания и представления о том, что весь мир является огромной эволюционирующей системой. В современной философии науки глобальному эволюционизму отведено одно из центральных мест. Концепция глобального эволюционизма оформилась в 80-е гг. XX в. Выйдя из недр естественных наук, базируясь на закономерностях Вселенной, он отличается универсальностью и огромным интегративным потенциалом.

Глобальный эволюционизм включает в себя четыре типа эволюции: эволюцию космическую, химическую, биологическую и социальную - объединяя их генетической и структурной преемственностью.

Наряду со стремлением к объединению представлений о живой и неживой природе, социальной жизни и техники одной из целей глобального эволюционизма является потребность интегрировать естественно-научное, обществоведческое, гуманитарное и техническое знание, т.е. глобальный эволюционизм претендует на создание нового типа целостного знания, сочетающего научные, методологические и философские основания. Появление синергетики также свидетельствует о поиске глобальных и общеэволюционных закономерностей, универсально объединяющих развитие систем различной природы.

По мнению В.С. Степина, обоснованию глобального эволюционизма способствовали три важнейших современных научных подхода: теория нестационарной Вселенной, концепция биосферы и ноосферы, а также идеи синергетики.

Эволюционные процессы космоса, звездных групп скоплений и галактик, которые изучаются астрономией, носят вероятностный характер. Они описываются на языке статистических закономерностей. К эволюции звезд и планет применимы динамические законы. В эволюции живого одним из важных постулатов является утверждение о случайном характере мутаций. Антропный принцип фиксирует связь между свойствами расширяющейся Вселенной и возможностью возникновения в ней жизни. Свойства нашей Вселенной обусловлены наличием фундаментальных физических констант, при небольшом изменении которых структура Вселенной была бы отличной от существующей. Гипотетичность идеи антропного принципа не снижает значимости проблемы космического эволюционизма. Глобальный эволюционизм вскрывает также противоречия между положениями эволюционной теории Дарвина, которая провозглашает отбор и усиление упорядоченности форм и состояний живого, и вторым началом термодинамики, которое провозглашает рост энтропии - меры хаотизации. Химическая форма глобального эволюционизма прослеживает совокупность межатомных соединений и их превращений, происходящих с разрывом одних атомных связей и образованием других. В ее рамках изучаются различные классы соединений, типы химических реакций.

В понимании глобального эволюционизма важное значение имеет антропный принцип, который фиксирует связь между свойствами расширяющейся Вселенной и возможностью возникновения в ней жизни.

Свойства нашей Вселенной обусловлены наличием фундаментальных физических констант, при небольшом изменении которых структура нашей Вселенной была бы иной, отличной от существующей.

Гипотетичность антропного принципа не снижает значимости космической эволюции. Глобальный эволюционизм вскрывает противоречия между положениями эволюционной теории Дарвина и вторым

началом термодинамики. Первая провозглашает отбор и усиление упорядоченности форм и состояний живого, вторая - рост энтропии - меры хаотизации.

В рамках глобального эволюционизма большое внимание уделяется эволюции биологической. Эволюционные учения (Ламарк, Дарвин и др.) воссоздавали картину естественного исторического изменения форм жизни, возникновения и трансформации видов, преобразования биогеоценозов и биосферы. В XX в. возникла синтетическая теория эволюции, в которой был предложен синтез основных положений эволюционной теории Дарвина, современной генетики и ряда новейших биологических обобщений.

Человечество как продукт естественной эволюции подчиняется ее основным законам. Этап медленного, постепенного изменения общества назван эволюцией социальной. Причем изменения, происходящие в обществе, осуществляются не одновременно и носят разнонаправленный характер.

Эволюция человеческого общества происходит при сохранении генетических констант вида Homo sapiens и реализуется через взаимосвязанные процессы развития социальных структур, общественного сознания, производственных систем, науки, техники, материальной и духовной культуры. Качественный характер этих взаимодействий меняется вследствие научно-технического прогресса, техноэволюции, скорость которой в отличие от биоэволюции постоянно возрастает. При большой разнице в скоростях биоэволюции и техноэволюции (три десятых порядка) говорить о коэволюции природы и общества невозможно. Очаговые и локальные последствия деградации окружающей среды приводят к заболеваниям, смертности, генетическому уродству, они чреваты региональными и глобальными последствиями.

Поэтому важной в теории глобального эволюционизма становится проблема «коэволюции», обозначающей согласованное существование природы и человечества. Механизмы «врастания» человечества в природу включают в себя биологические, технические и социальные аспекты. Это сложное интегративное качество взаимодействий микро-, макрореальности и реальности глобального космического масштаба, где один уровень накладывается на другой, видоизменяет под своим давлением третий и т.д. Человек неотделим от биосферы, он в ней живет и одновременно сам составляет ее часть. Реализация принципа коэволюции - необходимое условие для обеспечения его будущего. Коллективный разум и коллективная воля человечества должны быть способными обеспечить совместное развитие (коэволюцию) природы и общества.

Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира - тема, которой посвятили свои труды многие исследователи. В настоящее время она становится все более популярной, поскольку в ее рамках рассматриваются важнейшие вопросы науки.

Концепция глобального (универсального) эволюционизма предполагает, что устройство мира последовательно совершенствуется. Мир в ней рассматривается как целостность, которая позволяет говорить о единстве общих законов бытия и дает возможность сделать универсум "соразмерным" человеку, соотнести его с ним. Концепция глобального эволюционизма, ее история, основные принципы и понятия рассмотрены в этой статье.

Предыстория

Идея развития мира является одной из важнейших в европейской цивилизации. В простейших формах (кантовская космогония, эпигенез, преформизм) она еще в 18-м веке проникла в естествознание. Уже 19-й век может быть по праву назван веком эволюции. Теоретическому моделированию объектов, характеризующихся развитием, начали уделять большое внимание сначала в геологии, а потом в биологии и социологии.

Учение Ч. Дарвина, исследования Г. Спенсера

Чарльз Дарвин был первым, кто применил принцип эволюционизма к области действительности, таким образом заложив основы современной теоретической биологии. Герберт Спенсер сделал попытку проецирования его идей на социологию. Этот ученый доказал, что эволюционная концепция может быть применена к различным областям мира, которые не относятся к предмету биологии. Однако классическое естествознание в целом не восприняло эту идею. Эволюционирующие системы долгое время рассматривались учеными как случайное отклонение, появившееся в результате локальных возмущений. Физики предприняли первую попытку распространить эту концепцию за пределы социальных и биологических наук, выдвинув гипотезу о том, что Вселенная расширяется.

Концепция Большого взрыва

Данные, полученные астрономами, подтвердили несостоятельность мнения о стационарности Вселенной. Ученые выяснили, что она развивается со времен Большого взрыва, который, согласно предположению, обеспечил энергию для ее развития. Данная концепция появилась в 40-е годы прошлого века, а в 1970-е годы окончательно утвердилась. Таким образом, в космологию проникли Концепция Большого взрыва значительно изменила представления о том, как возникали вещества во Вселенной.

Лишь к концу 20-го столетия естествознание получило методологические и теоретические средства для формирования единой модели эволюции, открытия общих законов природы, которые связывают в одно целое появление Вселенной, Солнечной системы, планеты Земля, жизни и, наконец, человека и общества. Универсальный (глобальный) эволюционизм и является такой моделью.

Возникновение глобального эволюционизма

В начале 80-х годов прошлого века в современную философию вошло интересующее нас понятие. Глобальный эволюционизм начал впервые рассматриваться при исследовании интегративных явлений в науке, которые связаны с обобщением накопленных в различных отраслях естествознания эволюционных знаний. Этим термином стали впервые определять стремление таких дисциплин, как геология, биология, физика и астрономия к обобщению механизмов эволюции, к экстраполяции. По крайней мере, именно такой смысл вкладывался в интересующее нас понятие на первых порах.

Академик Н. Н. Моисеев указал на то, что глобальный эволюционизм может приблизить ученых к решению вопроса о встрече интересов биосферы и человечества с целью не допустить глобальной экологической катастрофы. Дискуссия велась не только в рамках методологической науки. Неудивительно, ведь идея глобального эволюционизма имеет особую мировоззренческую загруженность, в отличие от традиционного эволюционизма. Последний, как вы помните, был заложен в трудах Чарльза Дарвина.

Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира

В настоящее время многие оценки интересующей нас идеи в развитии являются альтернативными. В частности было высказано мнение о том, что глобальный эволюционизм должен лечь в основу поскольку он о человеке и природе. Другими словами, подчеркивалось, что эта концепция имеет фундаментальное значение в развитии современного естествознания. Глобальный эволюционизм сегодня является системным образованием. Как отмечает В. С. Степин, в современной науке его положения постепенно становятся доминантой синтеза знаний. Это стержневая идея, пронизывающая специальные картины мира. Глобальный эволюционизм, по мнению В. С. Степина, является глобальной исследовательской программой, задающей стратегию исследований. В настоящее время он существует во множестве версий и вариантов, характеризующихся разным уровнем концептуальной проработанности: от наполняющих обыденное сознание малообоснованных утверждений до развернутых концепций, которые рассматривают в подробностях весь ход эволюции мира.

Суть глобального эволюционизма

Появление данной концепции связано с расширением границ принятого в социальных и биологических науках эволюционного подхода. Факт существования качественных скачков к биологическому, а от него к социальному миру во многом является загадкой. Его можно постичь, лишь допустив необходимость таких переходов между иными видами движения. Другими словами, исходя из факта существования эволюции мира на поздних этапах истории, можно предположить, что он в целом является эволюционной системой. Это значит, что в результате последовательного изменения сформировались все остальные виды движения, помимо социального и биологического.

Данное высказывание можно рассматривать как самую общую формулировку того, что такое глобальный эволюционизм. Кратко изложим основные его принципы. Это поможет вам лучше понять, о чем идет речь.

Основные принципы

Интересующая нас парадигма дала о себе знать как оформившаяся концепция и важная составляющая современной картины мира в последней трети прошлого столетия в работах специалистов по космологии (А. Д. Урсула, Н. Н. Моисеева).

По мнению Н. Н. Моисеева, следующие основные принципы лежат в основе глобального эволюционизма:

  • Вселенная представляет собой единую саморазвивающуюся систему.
  • Развитие систем, их эволюция имеет направленный характер: она идет по пути роста их разнообразия, усложнения данных систем, а также уменьшения их стабильности.
  • Случайные факторы, которые влияют на развитие, неизбежно присутствуют во всех процессах эволюции.
  • Наследственность господствует во Вселенной: от прошлого зависят настоящее и будущее, однако однозначно они им не определяются.
  • Рассмотрение динамики мира как постоянного отбора, при котором система из множества различных виртуальных состояний выбирает самые реальные.
  • Наличие бифуркационных состояний не отрицается, в результате дальнейшая эволюция становится принципиально непредсказуемой, так как в период перехода действуют случайные факторы.

Вселенная в концепции глобального эволюционизма

Вселенная в ней предстает как природное целое, развивающееся во времени. Глобальный эволюционизм - это идея, согласно которой, в качестве единого процесса рассматривается вся история Вселенной. химический и социальный типы эволюции в нем связаны между собой преемственно и генетически.

Взаимодействие с различными областями знания

Эволюционизм является важнейшей составляющей эволюционно-синергетической парадигмы в современной науке. Он понимается не в традиционном смысле (дарвиновском), а через идею универсального (глобального) эволюционизма.

Первоочередная задача разработки интересующей нас концепции состоит в преодолении разрывов между различными областями бытия. Сторонники ее концентрируются на тех областях знания, которые можно экстраполировать на весь универсум и которые смогли бы связать разные фрагменты бытия в некое единство. Такими дисциплинами являются эволюционная биология, термодинамика, а в последнее время вносит большой вклад в глобальный эволюционизм и синергетика.

Однако интересующая нас концепция в то же время вскрывает противоречия между и эволюционной теорией Чарльза Дарвина. Последняя провозглашает отбор состояний и форм живого, усиление упорядоченности, а первая - рост меры хаотизации (энтропии).

Проблема антропного принципа

Глобальный эволюционизм подчеркивает, что развитие мирового целого направлено на повышение структурной организации. Согласно этой концепции, вся история Вселенной - единый процесс самоорганизации, эволюции, саморазвития материи. Глобальный эволюционизм - принцип, требующий глубокого понимания логики развития Вселенной, космического порядка вещей. Эта концепция в настоящее время имеет многостороннее освещение. Ученые рассматривают ее аксиологические, логико-методологические и мировоззренческие аспекты. Проблема антропного принципа представляет особый интерес. До сих пор продолжаются дискуссии по этому вопросу. Данный принцип имеет тесную связь с идеей глобального эволюционизма. Он часто рассматривается как самая современная ее версия.

Антропный принцип состоит в том, что возникновение человечества оказалось возможным благодаря определенным крупномасштабным свойствам Вселенной. Если бы они были другими, то некому было бы познавать мир. Данный принцип был выдвинут Б. Картером несколько десятилетий назад. Согласно ему, существует взаимосвязь между существованием разума во Вселенной и ее параметрами. Это привело к постановке вопроса о том, насколько параметры нашего мира являются случайными, насколько они связаны между собой. Что будет, если произойдет их незначительное изменение? Как показал анализ, даже небольшое изменение основных физических параметров приведет к тому, что жизнь, а значит, и разум просто не смогут существовать во Вселенной.

Картер выразил взаимосвязь между появлением разума во Вселенной и ее параметрами в сильной и слабой формулировке. Слабый антропный принцип только констатирует тот факт, что условия, имеющиеся в ней, не противоречат существованию человека. Сильный антропный принцип предполагает более жесткую взаимосвязь. Вселенная, согласно ему, должна быть такой, чтобы на определенном этапе развития в ней допускалось существование наблюдателей.

Коэволюция

В теории глобального эволюционизма очень важным является и такое понятие, как "коэволюция". Данный термин используется для обозначения нового этапа, при котором существование человека и природы является согласованным. Концепция коэволюции основана на том, что люди, изменяя биосферу, чтобы приспособить ее к своим нуждам, должны изменяться и сами, чтобы соответствовать объективным требованиям природы. Данная концепция в концентрированном виде выражает опыт человечества в ходе истории, который содержит в себе определенные императивы и регламентации социоприродного взаимодействия.

В заключение

Глобальный эволюционизм и современная картина мира - очень актуальная тема в естествознании. В данной статье были рассмотрены только основные вопросы и понятия. Проблемы глобального эволюционизма при желании можно изучать очень долго.

Термин «парадигма» происходит от древнегреческого слова «paradeigma», которое переводится как «пример, модель, образец». Существуют парадигмы абсолютные, научные, государственные, личные и общепринятые. В данной статье анализируется понятие «научная парадигма». Это понятие было введено в литературу в 1960-е годы американским философом и историком науки Т. Куном.

Научная парадигма это система нескольких фундаментальных теорий, которые в течение некоторого времени направляют развитие человеческой науки. Примерами таких теорий являются астрономия Птолемея, механика Ньютона, геометрия Евклида, теория эволюции Дарвина, теория атома Бора, теория относительности Эйнштейна и др. Подобные универсальные теории создаются талантливыми учёными, которые с их помощью доступно для всех образованных людей объясняют ранее непонятные явления окружающего мира. Проверенные практикой теории закрепляются в научных статьях, рефератах, диссертациях, научно-популярных изданиях, а затем вносятся в учебники всех уровней. Таким способом новая научная идеология – парадигма - распространяется и закрепляется в сознании людей. На протяжении какого-то времени она определяет круг наиболее важных для современной науки проблем и способы их решения. Все вопросы, не попадающие в сферу господствующей парадигмы, объявляются несущественными и рассмотрению не подлежат.

Любая научная парадигма зависит от уровня развития общества: низкий уровень общественного сознания не примет научную парадигму, разработанную мыслителем, опередившим своё время. Примером тому являются судьбы сербского электро- и радиотехника Н.Теслы (1856-1943) и русского учёного-космиста К.Э. Циолковского (1957-1935). Если же научная парадигма соответствует уровню развития общественного сознания, её признаёт большинство учёных, и тогда она становится официальной научной идеологией, объединяющей вокруг себя основную массу исследователей.

В каждом конкретном обществе существует только одна научная парадигма, которую принимают, развивают и защищают практически все входящие в научное сообщество учёные. Люди, которые по каким-либо причинам начинают исследовать несущественные, на взгляд научного сообщества, вопросы, как правило, теряют материальную поддержку государства и становятся в науке изгоями.

Современная научная парадигма

Существующая в настоящее время научная парадигма основывается на глобальных теоретических исследованиях выдающихся для своего времени философов и учёных – Юрия Лотмана (1922-1993), Барри Смита (р.1950), Чарльза Дарвина (1809-1882), Ивана Павлова (1849-1936) Нильса Бора (1985-1962), Альберта Эйнштейна (1879-1955) и многих других. В её основе лежат следующие основные идеологические принципы:

· Материя первична, сознание вторично.

· Мир познаваем.

· Вселенная и жизнь никем не созданы. Они возникли в результате случайного стечения обстоятельств.

· Физическая материя – единственная форма существования живой и неживой природы.

· Жизнь – уникальное явление, которое существует только на Земле.

· Человек произошёл от обезьяны.

Развитие человеческого знания

Человеческое общество развивается этапами. На каждом из этих этапов человек сталкивается с непонятными явлениями окружающего мира, изучает их и пытается объяснить. Попытки такого изучения и объяснения природы и общества могут основываться на донаучном, научном и вненаучном мировоззрениях.

Донаучный этап общественного развития включает в себя периоды донаучный и преднаучный, которые существовали на этапе первобытного общества. Донаучные знания о мире обычно отражаются в мифологии, которая объединяет в себе реальные знания и сказочные, нереальные попытки их интерпретации. На этапе донауки мир расчленён на физический и потусторонний. Между этими мирами существует тесная связь: человек может путешествовать как по земле, так и по уровням и пространствам потустороннего мира, где встречается с умершими предками, получает недоступные на земле знания и применяет их в земной практике. На этом этапе идёт сбор информации, её накопление и сохранение. Наука как таковая не существует.

Преднаучный этап – эпоха древних цивилизаций (Месопотамия; Древние Египет, Китай, Индия; античный мир). Накопленные и сохранённые к этому времени знания достигают значительного объёма, жизненный опыт человечества также достаточно велик; наступает момент, когда информация должна быть «разложена по полочкам» и обдуманна. Зарождаются и начинают развиваться научные дисциплины, и первой из них становится философия.

Вскоре от философии отпочковываются – медицина, математика, астрология и некоторые другие дисциплины. Преднаука ещё связана с религиозно-мифологическим мировоззрением, она не является самостоятельной и имеет прикладной характер, то есть развивается только в интересах практической деятельности человека. В этот период знания превращаются в предмет поклонения и становятся монополией жрецов. Реальные знания о мире смешиваются с магией и приобретают сакральный (тайный) характер.

Колыбелью современной науки считаются Древняя Греция, особенно этап её наивысшего развития (6-4 века до нашей эры), а также Древний Рим (Ш век до н. э. – 1 век н.э.). Греки заимствовали знания у египтян, вавилонян, учёных Древней Индии. Это позволило им обобщить огромный объём информации, систематизировать его и приступить к поискам научных доказательств. Не случайно именно в Древней Греции появились термины – лемма, теорема, аксиома.

Однако перейти к научному интерпретированию знаний античные учёные не смогли. Вплоть до ХУП века в преднаучном знании эксперимент и практический опыт не признавались и, за редким исключением, не использовались. Человеческие чувства и основанные на них представления считались грубой формой познания. Учёные опирались прежде всего на интуицию и божественное откровение, под которым мы понимаем сегодня связь с Информационным Полем Земли.

Кроме того, не было ещё чёткого разделения знаний по конкретным наукам, одно и то же явление изучалось и объяснялось с позиции нескольких дисциплин. В отличие от донаучного периода античная преднаука не связывала свои исследования с практической деятельностью человека, поэтому получаемые ею знания не проверялись на практике. В науке всё ещё преобладал интерес к государству, политике и праву.

Наука как одна из форм общественного сознания начала формироваться в эпоху Возрождения (ХУ1 век) и окончательно сложилась на протяжении ХУП века. У её истоков лежат труды английского философа-материалиста Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и английского математика, физика и астронома Исаака Ньютона (1643-1727).

К этому времени научная работа постепенно превращается в профессиональную деятельность, в обществе возникает и начинает быстро расти слой научной интеллигенции. Латынь перестаёт считаться научным языком, её место занимают национальные языки. Основой любой исследовательской деятельности становится эксперимент, подтверждающий или опровергающий теоретические положения. И только эксперимент теперь считается мерилом правильности сделанных выводов.

В отличие от сакрального знания преднауки, все полученные знания достаточно широко распространяются среди образованной части общества. Кульминацией этого стремления к популяризации научного знания становится знаменитая «Энциклопедия», составленная и опубликованная французскими просветителями во второй половине ХУШ века (1751-1780). Этот труд собрал воедино всё знание, накопленное человечеством к тому времени.

Начиная с середины ХХ столетия, скорость научно-технического развития человеческой цивилизации по сравнению с предшествующими периодами резко возросла, а за последние 60 лет наука совершила настоящий прорыв в ряде областей научного знания. Возникли и начали быстро развиваться новые научные отрасли. В одной только физической науке их множество: астрофизика, математическая физика, медицинская физика, квантовая физика, физика плазмы…

В короткие сроки учёным удалось значительно расширить диапазон знаний о Космосе (открытие пульсаров и нейтронных звёзд, подтверждение существования антивещества, тёмной материи и тёмной энергии). Быстро совершенствуются методы изучения Вселенной (полёт человека на Луну, создание космических орбитальных и межпланетных станций).

Благодаря научным открытиям, совершён рывок в развитии и совершенствовании системы получения и обработки информации (Интернет, флешь-память). Впечатляют успехи науки в области связи (сотовый и видеотелефоны), в медицине (пересадка сердца и создание его искусственного заменителя, открытие эмбриональных стволовых клеток), в быту и сфере отдыха.

Однако в настоящее время земная наука столкнулась с целым рядом проблем, исследовать и объяснить которые на базе существующей сегодня научной парадигмы она не может. Как образовалась ячеистая структура Вселенной? Что такое «тёмная материя» и «тёмная энергия»? Существуют ли в действительности торсионные поля? Какова природа эфира? Научно обоснованных ответов на эти вопросы нет.

Вненаучное знание – это такой вид научной деятельности, в процессе которого учёные для получения новой информации используют не только методы и средства, допускаемые существующей в данный момент научной парадигмой, но и запрещённые ею возможности.

Вненаучное знание стремится изучать мир всеми доступными для человека способами. Так, в настоящее время основой любого академического исследования считается научный эксперимент с последующим наблюдением за полученными результатами. Учёный должен увидеть и потрогать руками результаты своего исследования. Но явления Тонкого Мира (ауру человека, биополя животных и растений) рядовой исследователь ни увидеть, ни потрогать не может, поэтому ясновидение, яснослышание и другие формы более развитого сознания в качестве методов исследования современной научной парадигмой запрещены.

Однако эти методы на практике всё активнее доказывают свою научную состоятельность, поскольку их исследования и выводы, при наличии специальной аппаратуры, подтверждаются самой же академической наукой. И нужно сказать, что техническое оснащение современного знания достигло такого высокого уровня, что позволяет приступить к исследованию ранее недоступных для человека уровней материального и нематериального мира.

Наиболее передовые представители академического сообщества начинают понимать необходимость объединения методов академического знания (научный эксперимент, наблюдение) с возможностями вненаучных способов исследования при условии чёткого контроля за полученными результатами с помощью новейшей аппаратуры.

Одновременно, учёные - энтузиасты убеждаются, что современная наука должна изучить весь предшествующий опыт человечества, объединяемый сегодня термином «Древние Знания », и активно использовать его в научном изучении мира, так как многие сведения этого ранее утерянного пласта информации начинают подтверждаться на практике.

Всё это вызывает резкий протест со стороны защитников существующей ныне научной парадигмы, и протест этот часто принимает формы открытой борьбы. Однако эволюционное развитие природы и человеческого общества остановить невозможно, поэтому в недрах старой академической науки сегодня формируется новая научная парадигма, базовым принципом которой должно стать единство эксперимента и вненаучных способов получения информации.

Продолжение следует.

Рекомендуем почитать

Наверх