Митрополит Иларион: Электронные паспорта ведут к полному контролю над человеком. Побег от «электронного паспорта

Офтальмология 03.04.2024

скажите, пожалуйста,
как относится Русская Православная Церковь к заграничным паспортам нового образца (“ Биометрический загранпаспорт”) ?

Внешне Биометрический паспорт мало чем отличается от обычного. Однако, существуют специальные решения, которые использованы в российских биометрических паспортах нового поколения.

микрочип, интегрированный в пластиковую страницу, содержит информацию о владельце биометрического паспорта, его цветную фотографию, дату выдачи паспорта нового образца и орган, выдавший документ.
первая пластиковая страница биометрического паспорта, вся информация на которую наносится методом лазерного гравирования. Подпись владельца заграничного паспорта нового образца и его фото также распечатываются на пластиковой странице биометрического паспорта. Пластиковая страница биометрического загранпаспорта крепится к книжке посредством тканевой вставки.
Данная технология позволяет существенно сократить владельцу биометрического паспорта время прохождения пограничных и таможенных процедур, так как на границах большинства стран установлено оборудование, позволяющее считывать информацию с микрочипа.

Можно ли оформлять такой паспорт православному христианину?

Спрашивает:

Отвечает:

Уважаемый читатель!

Можно. Церковь призывает своих чад хранит твезвомыслие.

В связи с принятием ИНН и электронных карт, находятся люди, которые сеют сомнения в души христиан. Они продолжают поиски всевозможных негативных явлений в церковно-общественной жизни. Святейший Патриарх охарактеризовал это явление как деятельность, "направленную на подрыв авторитета священноначалия, на создание распрей и раскола внутри Церкви". Эти слова предстоятеля Русской Православной Церкви, казалось, должны были вразумить тех, кто еще имеет какие-либо сомнения относительно новых паспортов и ИНН. Ибо какого еще более авторитетного мнения следует ожидать православному христианину, чем мнение Святейшего Патриарха, высказанного в его официальном обращении?

Конечно же, люди, распространяющие нетрезвый эсхатологизм, в особенности делающие это недобросовестно, против единства Церкви погрешают. Другое дело, как реально, с любовью противодействовать этому? Ведь поймите, враг рода человеческого более всего хочет в Церкви расколов, и конечно будет стремиться к тому, чтобы те люди, которые болезненно воспринимают проблему электронных документов с теми, кто к ней относится спокойнее, трезвее, оказались в разделении. А задача всех нас православных церковных людей этого не допустить.

Мы молитвенно надеемся, что духовный авторитет Его Святейшества послужит ко вразумлению тех чад Православной Церкви, которые ныне пребывают в душепагубном заблуждении.


Ответ на этот вопрос прочитали 1480 посетителей

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви

Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных

1. На протяжении последних лет многие люди, в том числе чада Русской Православной Церкви, проявляют серьезную обеспокоенность введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями. Это выражается в разных формах несогласия.

Подобная обеспокоенность впервые возникла в связи с частным вопросом о введении идентификационного номера налогоплательщика и 19-20 февраля 2001 года рассматривалась VII Пленумом Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви. Ранее Священный Синод Русской Православной Церкви в заявлении от 7 марта 2000 года подчеркнул: «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры».

По мере появления новых технологий и включения их в различные сферы жизни потребовалось развитие церковной позиции, нашедшее свое отражение, в частности, в посланиях Архиерейского Собора 2004 года к Президентам России и Украины, Заявлении Священного Синода от 6 октября 2005 года, Определении Архиерейского Собора 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, обращении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации от 28 июля 2009 года, Определении Архиерейского Собора 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Деятельность любого священнослужителя или мирянина должна учитывать позицию, выраженную в этих документах.

2. Православная Церковь не отрицает необходимости учета граждан государством. Пречистая Дева Мария и святой Иосиф Обручник, послушав повеление кесарево, чтобы «пошли все записываться, каждый в свой город» (Лк. 2:3), направились в Вифлеем, где и был рожден Спаситель мира. С давних времен власть проводила переписи населения, выдавала документы, удостоверяющие личность. Эти меры нужны для охраны правопорядка и общественной безопасности, выполнения экономических и социальных функций.

Церковь, участвуя в дискуссии о методах учета, не оправдывает тех, кто уклоняется от гражданских обязанностей или имеет преступные цели, но защищает право граждан жить в обществе в соответствии со своими убеждениями и принципами.

Проблемы, связанные с электронной идентификацией личности, учетом и обработкой персональных данных, продолжают накапливаться и усложняться. Сегодня необходимо продолжить богословское, нравственное и гражданское осмысление этих проблем.

3. В обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование пожизненного персонального цифрового идентификатора в виде кода, карты, чипа или тому подобного может стать обязательным условием доступа каждого ко всем жизненно важным материальным и социальным благам. Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия — отслеживать его перемещения, покупки, расчеты, прохождение им медицинских процедур, получение социальной помощи, другие юридически и общественно значимые действия и даже личную жизнь.

Уже сейчас вызывают тревогу действия по сбору и обработке персональных данных детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, так как нередко ведется неконтролируемый сбор данных, явно избыточных для обеспечения учебного процесса. Многие верующие выражают принципиальное несогласие с обязательным присвоением идентификационного кода с превращением его в несменяемый, пожизненный и посмертный атрибут. Помимо этого, обеспокоенность вызывает усиливающаяся тенденция к увеличению сбора биометрических данных о человеке, а также появление имплантируемых электронных идентификационных устройств.

Вся собранная информация может не только использоваться, но автоматически анализироваться с целью принятия управляющих решений в отношении конкретного человека. Введение же сквозного идентификатора личности позволяет создать единую базу данных, где в режиме реального времени могут собираться, храниться и автоматически анализироваться данные из различных сфер жизни человека.

4. Основываясь на своих конституционных правах, тысячи людей, включая православных верующих, не желают по тем или иным причинам, в том числе религиозно мотивированным, принимать новую идентификационную систему, использовать документы с электронными идентификаторами личности (личным кодом, штриховым кодированием, идентификационными номерами). Многие из этих людей сообщают о нарушении их конституционных прав. Нередко этих людей лишают медицинской помощи, пенсий по возрасту и других выплат, оформления инвалидности и различных льгот. Подчас они не могут совершать сделки с имуществом, поступать на учебу или работу, вести предпринимательскую деятельность, оплачивать коммунальные услуги, приобретать проездные документы. В итоге формируется целый слой людей, выброшенных из всех сфер общественной и государственной жизни.

5. В задачи Церкви не входит подробный анализ причин отказа каждой конкретной группы людей от каждого конкретного технологического новшества или принятия подобных новшеств. Однако Церковь убеждена, что упомянутые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными. Те, кто отказывается принимать эти технологии, должны иметь альтернативу — использование традиционных методов идентификации личности, применяемых сегодня в большинстве стран канонической ответственности Московского Патриархата. Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями. Церковь считает недопустимым принудительное нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело человека.

В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение их прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных.

Согласие граждан на использование средств электронного учета должно сопровождаться обязательным разъяснением всех последствий принимаемого решения. Гражданам, желающим использовать эти средства, необходимо гарантировать доступ к информации о содержании электронных записей, равно как и возможность изменять содержание данных записей или удалять их в тех случаях, когда иное не предусмотрено установленными законом требованиями общественной безопасности. Следует гарантировать и, если необходимо, усилить ответственность за утечку или ненадлежащее использование персональных данных. Документы, выдаваемые государством, не должны содержать информацию, суть и назначение которой непонятны или скрываются от владельца документа, а также символов, носящих кощунственный или нравственно сомнительный характер либо оскорбляющих чувства верующих.

Церковь осуществляет диалог по этим вопросам с органами власти России, Украины, Беларуси, Молдовы, Казахстана, государств Средней Азии и других стран, добиваясь учета и понимания позиции верующих. Особенно важным Собор считает соблюдение принципа добровольности при принятии любых идентификаторов, предполагающего возможность выбора традиционных методов удостоверения личности. Собор призывает власти государств канонического пространства нашей Церкви придерживаться данного принципа. При этом необходимо проявлять уважение к конституционным правам граждан и не дискриминировать тех, кто отказывается от принятия электронных средств идентификации.

В случае принуждения граждан к принятию подобных средств и дискриминации, связанной с их непринятием, Собор предлагает этим людям обращаться в суд, а также информировать епархиальное священноначалие и, при необходимости, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества.

6. Впрочем, многое предупреждает нас о том, что мы можем оказаться перед лицом новых вызовов. Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, — наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13-14).

При этом Освященный Архиерейский Собор напоминает о неприемлемости ситуации, когда отдельные миряне, а порой и клирики восхищают право от лица Церкви выносить определения о совместимости или несовместимости того или иного явления с верой Христовой и христианским образом жизни. Такое право принадлежит Собору или Синоду, опирающимся на Священное Писание и Предание Церкви и действующим в единомыслии со всем клиром и паствой.

Клир, монашествующие и все верные чада Святой Церкви призываются проявлять в данных непростых вопросах духовную зоркость и христианское трезвомыслие, заботиться о свободе исповедания веры и поддержании христианского образа жизни, помня, что принести Богу добрые духовные плоды может лишь тот, кто пребывает во Христе и сохраняет верность церковному единству.

Не успели утихнуть страсти по ИНН, как вновь «внедрение в Украине биометрических документов в течение последних нескольких лет вызывает беспокойство у многих верующих Украинской Православной Церкви» .

Именно эта обеспокоенность некоторой части православных граждан Украины и послужила поводом для обращения Священного Синода УПЦ к Президенту, премьер-министру и спикеру Верховной Рады. Из этого обращения, собственно, и взята приведенная выше цитата.

Впрочем, это не первый случай в истории Православной Церкви, когда в ее ограде возникала дискуссия, вызванная эсхатологическими ожиданиями, навеянными в первую очередь текстами из Апокалипсиса.

Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис), пожалуй, самая таинственная и самая загадочная книга Святого Писания. Уже один факт того, что Апокалипсис стал фактически последней книгой, включенной в канон Нового Завета, говорит о многом. Между прочим, на православном Востоке этот процесс сопровождался серьезными трудностями.

И действительно, тема последних времен всегда волновала и до сих пор продолжает волновать человеческие умы. В первую очередь это касается христиан, причем вне зависимости от их конфессиональной принадлежности, от того или иного исторического периода существования Церкви.

Уже первые христиане всецело жили эсхатологическими ожиданиями, пребывая в твердой уверенности скорого конца света и Второго Пришествия Христа Спасителя. Немного позднее (около 400-го года н.э.) великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст предупреждал своих современников о близости конца мира и приходе антихриста. Не менее сильными были эсхатологические ожидания и на Руси: в 1492 году, когда по ветхозаветному летоисчислению исполнялось 7 000 лет со дня сотворения мира, на Руси не составляли пасхалию, будучи твердо уверенными в неминуемом конце света. Ждали беды и в 1666, и в 2000 годах.

А уж на роль антихриста претендентов в мировой истории было хоть отбавляй: император Нерон, Петр Первый, Наполеон, Сталин, Гитлер и т.д. Не менее драматическая ситуация складывалась и с так называемой «печатью антихриста», с которой нередко отождествлялись многочисленные переписи населения, исправления богослужебных книг, удостоверения личности, паспорта (особенно первые советские паспорта, вводимые в СССР в период жестоких гонений на Церковь) и т.д.

На самом деле, во всем этом нет ничего удивительного или необычного, ибо, без всякого сомнения, не только Апокалипсис, но и все Святое Писание буквально пронизано эсхатологическими ожиданиями, а тема антихриста и последних времен звучит в Писании не просто как проходящая, но как требующая серьезного богословского осмысления. Осмысления, в процессе которого вполне допустимы дискуссии и разномыслия, вполне способные, по мнению Святого апостола Павла, содействовать духовному и интеллектуальному развитию христианина: «ибо надлежит быть разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1-е Коринф. 11:19).

Однако, к сожалению, не всегда эти дискуссии проходят на должном богословском уровне. Нередко они становятся поводом к оскудению любви между православными христианами, причинами ссор, раздоров, обид и взаимных обвинений в оскудении веры, фанатизме и богословской безграмотности. Порою доходит до того, что те, кто отказался от биопаспортов или ИНН, и те, кто не сделал этого, смотрят друг на друга как на врагов Церкви, врагов Православия.

Хотя, если посмотреть на эту проблему со стороны взглядом беспристрастного исследователя, для подобной конфронтации нет ни малейшего повода, так как вряд ли кто-либо из верных чад Церкви будет сомневаться в следующем.

Во-первых, «новый мировой порядок» – это не миф, а предсказанное Писанием общество, к которому движется человеческая цивилизация и в котором уже невозможно будет жить христианам. Все в жизни человека времен антихриста, от банальных покупок в супермаркете до религиозных убеждений, будет контролироваться государством. И в этом смысле царство антихриста в категориях политологии действительно можно будет назвать не только глобальным и даже не только авторитарным, но и тоталитарным, т.к. по своей сути оно претендует на контроль над убеждениями граждан. Апокалипсис это выражает знаменитой фразой о начертании, которое антихрист ставит на чело и на правую руку человека (Откр. 13, 16-17). Десница – это образ действия, чело – образ мысли.

И более чем вероятно, что столь строгий контроль над жизнью своих граждан государство (в свою очередь контролируемое антихристом) будет осуществлять через электронные средства наблюдения . Электронная память, хранящая все данные о жизни гражданина, электронные деньги, фиксирующие покупки и прочее, позволят государству следить за такими мелочами частной человеческой жизни, которые ускользали из-под контроля даже советской системы.

Короче говоря, для «нормальной» жизни в обществе времен антихриста от человека потребуют подтвердить своими делами верность антихристовой идеологии. Для тех же, кто не сделает этого, будут предусмотрены суровые меры воздействия, лишающие их множества привилегий: возможности устроиться на работу, торговать и совершать покупки, получать пенсию и т.д. То есть по факту эти люди станут изгоями, оказавшимися на обочине жизни, ибо, даже живя в городе, они будут чувствовать себя, словно пустынножители.

Во-вторых, опять же, ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что основная вина за торжество антихриста лежит не на «масонах» или других, мнимых или действительных, врагах Церкви Христовой, а на самих христианах. Христиане устали быть христианами – вот почему ослабеет свет. Христианам захотелось быть еще кем-то, захотелось попробовать подзабытой языческой духовной «экзотики» – вот почему тьма вновь распространится по всей земле: «Здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут себе избирать учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4,3-4).

Пожалуй, это главная весть христианской апокалиптики. По мнению преподобного Ефрема Сирина, особенность последней исторической трагедии человечества будет состоять в том, что люди сами выберут себе новую веру и новых владык, сами откроют мир для «князя тьмы» и «со всею охотою сделаются его союзниками».

И в-третьих, с чем все согласны, так это с тем, что, как бы ни был страшен приход антихриста, все же его царствование еще не настало, а стало быть, пока еще нет и не может быть никакой печати антихриста в наши дни. Да и для принятия этой печати необходимо будет сознательное волеизъявление каждого конкретного человека (так что принять печать зверя незаметно для себя, увы, не получится). Да и с тем, что пресловутые биопаспорта или ИНН не являются печатью антихриста, сегодня согласно большинство православных верующих (от иерархов и священнослужителей до мирян).

Но раз все эти тезисы не вызывают у нас нареканий, тогда о чем же мы спорим? Думаю, ответ можно найти в известном произведении К.С. Льюиса «Письма баламута», где старый, богатый опытом совращения людей бес говорит молодому бесенку: «Мы направляем ужас каждого поколения против тех пороков, от которых опасность в настоящий момент меньше всего, и направляем его одобрение на добродетель, ближайшую к тому пороку, который мы стараемся сделать свойственным времени. Игра состоит в том, чтобы они бегали с огнетушителями во время наводнения и переходили на ту сторону лодки, которая почти уже под водой» .

И действительно, пока мы ломаем копья по поводу биопаспортов и ИНН, споря о том, нужно их принимать, или нет, от нас ускользает тот факт, что постепенно мы перестаем быть христианами, перестаем быть учениками Христовыми, т.к. «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). А ведь пока мы боремся с псевдопроблемами и не желаем услышать друг друга, именно любовь незаметно уходит из наших сердец. Разве это не большая услуга антихристу, нежели принятие биопаспорта или ИНН?

Любовь требует, чтобы мы в первую очередь постарались понять собеседника и уступили ему (услужить ближнему) во второстепенных вещах, претворяя тем самым в жизнь один из основных христианских принципов духовной жизни: «В главном единство, во второстепенном многообразие, во всем любовь».

Так может, следуя этому принципу, нам, христианам, стоит расслышать Божие предупреждение о последних временах: «Не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия» (2 Пар. 20,15)? Может, стоит задуматься над тем, что самая важная война для христианина – это не война с глобализмом, биопаспортами или ИНН, а война с самим собой, с тем грехом и страстями, которые гнездятся внутри каждого из нас и которые будут главной причиной нашего отчуждения от Христа и его Царствия?

Впрочем, точно так же вряд ли стоит осуждать тех, кто отказывается от новых документов, кодов и пытается по мере сил противостоять надвигающемуся тотальному контролю над личностью. Ведь нельзя исключать ситуацию, согласно которой, отказываясь от биопаспорта, человек пытается хоть как-то выйти из поля тотальной зависимости от внешних условий жизни, засасывающих многих из нас в греховный водоворот мирской суеты, лишая свободы быть не только христианами, но и людьми вообще. В этом случае, если, конечно, человеком не движет чувство гордостного осознания себя борцом с тотальным контролем, глобализацией, масонами и т.д., отказ от биометрических документов вполне может стать частью личностной аскетической борьбы человека со своими страстями (в первую очередь со страстной привязанностью к комфортной, сытой, беспроблемной жизни в обществе потребления). Хотя и здесь данный шаг, в отрыве от всей полноты аскетических методов борьбы со страстями и грехом, вряд ли может принести человеку хоть маломальскую пользу.

Закончить эту статью мне бы хотелось призывом к тому, чтобы по мере возможностей среди православных христиан, с одной стороны, стало как можно меньше разговоров об антихристе, а с другой – больше устремленности ко Христу и ожидания Его Второго Пришествия. Ибо нам, христианам, если, конечно, мы действительно ими являемся, нечего бояться последних времен и тем более незачем молиться об отсрочке конца света. Ибо Апокалипсис и, следовательно, Библия вообще-то заканчиваются словами: «Ей, гряди Господи Иисусе!»

Вот почему многие святые отцы Церкви и, в частности, преподобный Ефрем Сирин считали, что Христос не сказал о точном времени своего возвращения. Для того, чтобы христиане всех поколений ждали Его и надеялись, что их глаза, а не глаза другого, в плоти своей узрят Бога!

Читайте материалы СПЖ теперь и в

31.03.2015

Нередко к священникам подходят люди с вопросом про электронные паспорта: можно ли их получать? О том, чего нужно бояться и почему «беглец от прогресса» от антихриста не спрячется - протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства.

− Существует ряд людей, даже среди духовенства − к сожалению, они не очень образованные − которые боятся электронных паспортов, как атомной войны. Даже создалось движение, вроде секты, чтобы этому противодействовать. Основывается оно на словах Апокалипсиса. Люди боятся чипов, штрих-кодов, новых паспортов.

Да, когда придет антихрист, он будет пользоваться всеми достижениями науки: летать на самолете, ездить на автомобиле − может быть, гибридном, может, электрическом − но средства передвижения из города в город у него будут, потому что, если нужно уехать на 60 километров, в самолет не сядешь. Антихрист, конечно, будет и одежду носить, и пользоваться сотовым телефоном – это всё достижения, о которых десять лет тому назад мы вовсе не помышляли. Например, я еду на дачу, и вдруг мне с Йоханнесбурга звонят − мой собеседник едет куда-то в аэропорт, а я еду на дачу, и мы общаемся! Два одиночества встретились на Ярославском шоссе.

Или, например, я приехал в Пензу, а билета на руках у меня нет: я подаю паспорт, сотрудница в аэропорту смотрит в компьютере: билет мной оплачен, и я так без билета и приехал, мне дали только посадочный талон. И то лишь потому, что тем людям, которые меня пропускают в автобус, проще оторвать карточку, чем иметь машинку, которая считывала бы данные. Опять-таки, понятно, что вырубка лесов не может идти бесконечно, и бумажные носители, на которых печатают паспорта и прочие вещи, будут исчезать вообще, так что со временем всё будет в электронном виде.

И будет баба Маня бояться или нет, это все равно произойдет. Церковь попросила государство, чтобы, так как у нас есть определенная часть людей, которая этого всего боится, оставили для них возможность иметь бумажный паспорт. Мы не знаем, сколько государство это будет поддерживать, сколько еще у нас будут бумажные паспорта, но придет время, когда будут паспорта не бумажные, а электронные. Просто каждый человек будет зачекован − он и сейчас зачекован, еще со времен Николая Ивановича Ежова не было в государстве ни одного человека, который жил бы без паспорта. Без паспорта жили только некоторая часть цыган или такие, кто переехал из других стран, но их отлавливали, сажали, а после срока все равно давали паспорт, который имеет номер. И по нему ты так же зачекован: там есть твое фото, там есть все твои данные, а если совершил уголовное преступление, у государства есть и твои отпечатки пальцев. И раньше никуда ты не девался от этого.

Сейчас порядок упрощается, и для государства это очень удобно. Есть компьютер и есть одна база данных: человек прикладывает палец, и по отпечатку через десять секунд они видят имя, фамилию, отчество, место жительства − Пенза или Саратов и так далее. И что, государство будет от этого отказываться? Никогда. Сейчас электронными станут и медицинские карты, они не будут уже пухлыми такими. Эти вещи уже никому не нужны, их же всегда ищут, все нервничают − зачем это надо? Гораздо удобнее, когда ты вообще медкарту не получаешь на руки, а просто звонишь, если не умеешь пользоваться системой, или называешь свой номер. А уже врач в поликлинике по твоему номеру смотрит всю твою историю болезни.

Поэтому и у антихриста каждый человек будет помечен, будет указано, например, что ты мусульманин, ваххабит, и в этой базе обязательно будут все твои высказывания. Где бы ты что ни сказал, всё будет зафиксировано. Причем зафиксировать можно всё: каждый твой поход в аптеку и что ты там купил, куда ты поехал. Вся эта информация будет автоматически скапливаться.

Например, какой-нибудь священник Петр Васильевич Иванов: нажмем кнопку и узнаем, что 14 февраля он пошел в булочную и купил четыре буханки хлеба белого и восемнадцать буханок черного. Значит, у него дома был какой-то праздник, и у него было пятьдесят гостей. Теперь узнаем, чем он болеет: посмотрим, какие лекарства он употребляет. Такие-то и такие-то? Значит, у него такой-то диагноз. Эти данные будут известны только специальным службам и только по тому направлению, которым они занимаются, но антихрист про всех будет знать всё в любом случае, хочешь ты этого или нет. Через любой твой поход, поездку. Почему? Потому что денег не будет, и если ты захочешь что-то купить, ты уже «засветишься». Либо стой и проси еду с надеждой, что тебе подадут, и дети твои будут стоять и просить.

Но будет обязательно закон о запрете на попрошайничество. Так что если ты с протянутой рукой постоял пятнадцать минут, то ты и дети твои, и жена твоя − все вы в лагере. А если ты не исправишься (а «исправиться» – это согласиться участвовать в системе), если ты не даешь свой отпечаток пальца, если у тебя нет электронного паспорта, то ты против государства и против народа, ты против закона. Закон-то есть. Вот, собственно, и всё.

А когда придет антихрист, он будет говорить: ты должен проявить лояльность к гомосексуализму, ты должен отречься от Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Вот в чем его задача. Не в электронном паспорте. Человек думает: нет электронного паспорта − уже спасся. Извините! Так не будет. А будет вот как: «Если ты исповедуешь Меня перед людьми, то и Я исповедую тебя перед Отцом Небесным» (Мф. 10. 32). Поэтому есть электронный паспорт или нет − я верую в Господа Иисуса Христа, в Святую Троицу, и служу до конца, а вы делайте, что хотите: забирайте жену, детей, но я иду в лагерь не за электронный паспорт, а за Святую Троицу. Это совсем другая ситуация.

Поэтому бояться нужно двух вещей: Бога и греха. Но не надо шарахаться от велосипеда с мотором − это все чисто технические вещи. И никуда ты не денешься, ни один человек долго от государства не может прятаться.

Про Лыковых слышали, на Алтае? Прятались они долго, и то нашли их. И паспорт Агафье Лыковой выписали, и гражданство дали, а была вся семья − лица без гражданства и паспорта. Ну, вертолетчики же летают: увидели дымок, спустились, сфотографировали и написали в газете «Комсомольская правда», вот и пошло-поехало. И тут же стал к ним народ ездить, и от гриппа умерли они почти все, потому что иммунитета не было, поскольку раньше они ни с кем не встречались. Одна Агафья, крепкая женщина, жива до сих пор, дай ей Бог доброго здоровья.

Вот и всё. Помните, как люди, которые на этом пункте «повернулись», готовы были яму выкопать и жить в ней. Но это было бесполезно. Долго они прожили в этой яме? Нет, не долго: их достали всех, и кого в психушку, а кого еще куда-то отправили. Но одно дело − пострадать за Христа, а другое − от собственного невежества.

Поэтому сам паспорт не опасен. Он всё равно будет. Помните, против ИНН сколько выступали? А теперь и у тех, кто выступал, и у тех, кто не выступал, − у всех индивидуальный номер налогоплательщика уже давно есть. Просто те, кто выступают против ИНН, об этом не подозревают. Но ты сходи в налоговую и скажи, что забыл свой ИНН, − тебе его скажут! Потому что без ИНН даже церковный приход не может существовать, потом что ни один банк не сможет его обслуживать. Ты не можешь, как сказано в Писании, ни покупать, ни продавать. Но цель-то − не уморить нас голодом, у государства нет такой цели.

Когда на всем земном шаре будет одно государство, будет ли это Америка, а может, Россия или Китай, или Бангладеш, когда антихрист захватит всё, он под себя всё сделает. И как сейчас Европа не пикнет, потому что самый мощный центр в Америке и диктует свою волю, что хочешь или нет, а все равно ты будешь против России вводить санкции − так же произойдет, и когда будет единое государство. Скажут: «Мы наконец-то эту зловредную христианскую секту будем изничтожать». Кто носит крест – тюрьма, кто проповеди говорит – тюрьма, кто против педерастов выступает – тюрьма, а может, и электрический стул. И ничего ты с этим не сделаешь. Потому что ты против системы, а система − одна. Сейчас мы можем хотя бы найти в Африке страну, в которой запрещено быть гомосексуалистом, – за это тюрьма. Можно туда переехать, выучить язык и жить там. А когда будет единое государства при антихристе, уже никуда не денешься, никакую границу не переедешь, хлебушка не купишь − только какое-то время сможешь питаться отбросами.

Но антихрист будет только три с половиной года царствовать, поэтому, если кто-то из нашей молодежи доживет до этого времени, то им недолго мучиться. Сталин почти тридцать лет руководил, и мы пережили. Большинство расстреляли, конечно, а теперь, может быть, газом будут морить – мы не знаем этого. Могут пытать. Сейчас еще один журналист может сказать, другой же боится, − а тогда не пикнет никто вообще. Все будут ненавидеть нас, каждый будет говорить, что христиане – безбожники. Так во времена Римской империи было: «Они людей едят, они кровь пьют». Ведь так и обвиняли! И тут тоже что угодно придумают, и мы не сможем этому противостоять.

Мы сможем противостоять только проповедью Святой Троицы, чтобы как можно больше людей становилось христианами. Ведь когда нас много, мы еще что-то можем сделать, когда мало, мы все равно войдем в какую-то систему.

В основе материала –
расшифровка
беседы протоиерея Димитрия Смирнова
с клириками Пензенской епархии

Православные активисты и авторы общецерковного документа «об ИНН» высказали свою озабоченность введением электронных паспортов. Протоиерей Всеволод Чаплин не разделил их богословских соображений, но согласился с опасениями, подчеркнув, что введение электронных средств идентификации может угрожать гражданским свободам.

«Есть определенное количество граждан, которые никогда не примут электронных документов, а в крайней ситуации уйдут в леса, - подчеркивает руководитель Синодального отдела по отношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , убежденный в том, что к этим опасениям нужно относится с уважением.. - У них есть на то разные причины: как религиозные так и иные, не связанные с богословскими оценками идентификационных технологий. Первый вариант общецерковного документа предполагал некоторый анализ этих причин, но президиум Межсоборного присутствия принял решение исключить их из итогового текста».

Как стало известно из опубликованного в интернете текста законопроекта, бумажные паспорта в скором времени должны заменить пластиковые идентификационные карты. Новые документы, не оснащенные чипом, будут содержать электронный ключ, который объединят воедино разрозненные доселе электронные базы различных государственных ведомств (медицинская страховка, ГИБДД, ФМС, социального и пенсионного обеспечения). Старые бумажные документы продолжат свое хождение лишь в течение некоторого времени, так что по истечении переходного срока, всем гражданам на безальтернативной основе придется принять новые паспорта, которые совместят функции идентификационной карты, универсального доступа к государственным базам и коммерческим услугам, став одновременно и паспортом и банковской картой.

Напомнив, что Архиерейский Собор воздержался от богословских оценок систем идентификации, отец Всеволод заметил, что объединение электронных баз посредством пластикового паспорта может позволить государству или иным структурам аккумулировать информацию о здоровье гражданина, его привычках, узнать какие книги он покупает и в каких местах бывает: «Предположим, что вы собираетесь устроиться на государственную службу, а специальная программа анализирует ваши покупки, передвижения и определяет вашу степень благонадежности и автоматически выдает цифру, которая определяет имеете ли вы право работать на данной должности или нет».

Полный контроль

С этими словами, сказанными протоиереем Всеволодом на круглом столе, состоявшемся в Общественной палате Российской Федерации 25 февраля, солидаризировалось большинство представителей традиционных религиозных конфессий страны, также принявших участие в обсуждении.

Так поддержал отца Всеволода глава Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской, Сергей Ряховский , заявив, что: «Задача, которая стоит перед законодателями - обеспечить не только государственную безопасность, но и безопасность граждан».

Сомнения религиозных лидеров попытались развеять представители профильных государственных ведомств, пришедших на круглый стол. Они постарались убедить критиков в надежности и безопасности предлагаемых технологий, напомнив, что когда ФМС выдает обычные бумажные паспорта, все паспортные данные и так давно вносятся в специальную электронную базу, которая используется не только ФМС и милицией, но и другими государственными ведомствами, например ГБДД при выдаче водительских прав. Случаев несанкционированного доступа к этим базам до сих пор не было - утверждают сотрудники Федеральной миграционной службы.

«Нужно бороться не с технологией, а со злоупотреблениями, - считает и председатель Московской городской Думы Владимир Платонов. - Даже если на Горбушке можно купить информацию из баз ГИБДД, это не значит, что совсем не нужно регистрировать машину. Нужно совершенствовать систему контроля, а не отказываться от баз».

«С развитием общества человек все более и более попадает под государственный контроль: сотовый телефон и банковская карта позволяют установить нахождение человека. Можно их использовать на вред человеку? Да, как любую другую технологию», - подчеркивает он.

Хуже чем водка

В ответ на реплику председателя Московской думы, со стороны религиозных объединений прозвучало мнение, что если государство усиливает контроль за гражданином, то и граждане должны получить возможность усилить свой контроль над государством, во всяком случае, над теми данными, которые будет содержать и транслировать новый паспорт.

Кроме того, с неожиданно резкой критикой систем идентификации выступила председатель Всероссийской общественной организации многодетных родителей «Много деток - хорошо!» Татьяна Боровикова , она высказалась не только против электронных паспортов, но и против полисов пенсионного страхования, уже давно имеющих форму пластиковой карты, и содержащих так называемый СНИЛС (Страховой номер индивидуального лицевого счета) назначаемый владельцу карты государством и обязательный для получения практически всех услуг, связанных с системой обязательного пенсионного страхования.

«Я считаю сто СНИЛС такой же греховный предмет, как бутылка водки! - убеждена она. - Мы вынуждены организовывать крестные ходы вокруг школ и госдумы для того, чтобы обеспечить защиту нашей территории от чиновников которые пускают эту страшную электронную заразу в нашу страну».

Кроме того, она призналась, что по религиозным убеждениям не пользуется услугами Сбербанка, который при совершении денежных операций в своих отделениях принуждает клиентов принимать порядковый номер в электронной очереди, распечатываемый на бумаге специальным терминалом.

«Принимать какой-то номер вместо имени недопустимо, это тяжкий грех» -- убеждена Татьяна Боровикова. Не так давно она была вынуждена забрать среднего ребенка из школы, после введения там электронных дневников и так и не смогла устроить младшую дочь в школу, из-за того, что для этого ей бы пришлось записаться в электронную очередь на сайте департамента образования.

Во всех этих ограничениях она видит дискриминацию верующих, с не менее радикальной критикой выступил и депутат Мосгордумы Дмитрий Мишустин , признавшийся что свой паспорт «содержащий три шестерки» он принял «еще до воцерковления».

Новый мировой порядок

Традиционно, документы, разрабатываемые комиссиями Межсоборного присутствия анонимны. Хотя для их составления порой и привлекаются внешние эксперты, не входящие официально в состав Присутствия, сами тексты представляются для общецерковной дискуссии без подписи. Как признался председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев , принявший участие в работе круглого стола, среди экспертов призванных озвучить мнение церковной общественности 25 февраля присутствовали люди, участвовавшие в работе профильной комиссии и ответсвенные за содержание документа отвергнутого Пленумом межсоборного присутствия, не назвав этих экспертов поименно. Часть соображений, не вошедших в итоговый вариант, утвержденный собором, но содержащихся в изначальном проекте озвучил православный писатель, однин из лидеров движения «За право жить без ИНН, личных кодов и микрочипов» Валерий Филимонов, поддерживавший скандально известного епископа Диомида до его разрыва с церковной иерархией и уклонения в раскол.

Он подчеркнул, что сегодня мир стоит на пороге формирования глобального информационного общества, чьи общие контуры уже очерчены соответствующими международными соглашениями, подписанными на конференциях в Окинаве, Орлеане и Монреале. Эти документы, по его словам, предполагают создание универсальной формы электронных удостоверений во всем мире и объединении их в единую глобальную сеть. Стандарты этих соглашений в целом совпадают с характеристиками Универсальной электронной карты и будущих паспортов, вводимых российским правительством. «Россию вписывают в глобальное сообщество, а средство идентификации - это лишь инструмент. Компьютерная бездушная система идентифицирует человека как некий товар. Сама человеческая личность низводится на уровень товара, - убежден писатель. - Не меньшей угрозой является и сбор биометрической информации. База, содержащая генетический фонд народа, может стать инструментом для создания генетического оружия».

Разработчики идентификационных систем поспешили уверить православного эксперта, что новые паспорта не подразумевают биометрии, кроме того за их владельцем не желающим пользоваться электронными услугами останется возможность получить соответствующие услуги традиционным способом, ограничившись лишь идентификацией, в том числе неэлектронной: все данные, которые будут записаны на чип карты будут продублированы традиционным печатным способом на ее тыльной стороне, в том числе фамилия, имя и фотография владельца.

В заключение отец Всеволод Чаплин предложил не касаться в нынешнем составе богословской проблематики и предложил сосредоточиться на светском измерении вопроса, еще раз напомним, что именно так поступил Архиерейский Собор. В то же время он усомнился в прозвучавших из уст православных активистов сотериологических доводах: «Православное учение не вполне допускает лишение спасения в таких вопросах, кроме случаев тяжкого нераскаянного греха. И хотя я знаю, что некоторые люди считают принятие документов именно таким грехом - это все-таки дискуссионный вопрос».

Рекомендуем почитать

Наверх