Дмитрий пригов. Дмитрий Александрович Пригов – хронологический обзор жизни и творчества Д а пригов

Опухоли  28.01.2024
Опухоли 

Фотография: andyfreeberg.com

На выставке «Дмитрий Пригов: от ренессанса до концептуализма» в Третьяковской галерее, пожалуй, впервые можно оценить объем наследия Пригова. Его мир состоял из повторяющихся сюжетов, переходящих из десятилетия в десятилетие, и предельно узнаваемых героев: «бедная уборщица», огромный глаз, ауры и бестиарий, а также стихограммы и работы с газетами. При этом Пригов оставил колоссальное число произведений, многие из которых он даже не подписывал, что создало некоторые проблемы в работе над выставкой.

Арт-критик

«Пригова следует воспринимать не как писателя, который еще немного рисовал (ну как Пушкин этим баловался), а как художника, который делал художественные произведения в том числе и в слове, в перформансе. В противном случае его литературная практика покажется довольно традиционной. Сейчас происходит некая «борьба за душу» Пригова, издается канонический для России свод его сочинений (первый том пятитомного собрания сочинений, «Монады», был выпущен в 2013 году. - Прим. ред. ), про который известно, что он не будет полным. Мне весьма интересно, какая часть его наследия там будет пропущена или отодвинута на поля и каким в итоге предстанет его образ. Пригов - один из крупнейших русских писателей и художников, и у таких фигур (Маяковский - самый яркий пример) всегда бывает интересная посмертная судьба, иногда с поразительными поворотами. Посмотрим».


Галерист

«Когда-то мы делали проект «Конверсия», одним из аспектов которого было использование художниками техники. У Пригова была такая теория, что русские используют технику всегда не по назначению. Вот, например, когда Петр Первый впервые привез из Голландии эти замечательные токарные станки и раздал их боярам - мол, пользуйтесь, повышайте свою квалификацию, - то они и выбросить их не могли, и как этим пользоваться, не знали. Поэтому они у них либо стояли в самом центре избы как некая демонстрация близости к царю, либо их использовали в качестве груза, когда квасили капусту. Так вот, Пригов создал проект «Компьютер в русской семье», это была серия фотографий, где он показывал, как русский человек пользуется компьютером. Ну, например, девушка смотрит в экран, как в зеркало; компьютер украшают всякими рюшечками; мужчина использует его как подставку, чтобы удобнее было завязывать шнурки. В общем, компьютер в русской семье - это было почти что домашнее животное или табуретка».


куратор ретроспективы Пригова в Третьяковской галерее

«Все спрашивают - а почему у нас инсталляция с динозавром? У Пригова история с динозавром - это всего лишь один эскиз. Но для меня было важно показать именно динозавра. Есть такая серия «Для Джорджика» - это серия наклеек, которую он создал для своего внука и написал к ней стихи: внук очень любил динозавров и ничего другого не любил. Не хотел читать Пушкина, Лермонтова - и Пригов адаптировал Пушкина под динозавров. Вместо «мой дядя самых честных правил» писал «мой динозавр самых честных правил». Но динозавр для Пригова - это еще и фигура абсолюта, «Парк юрского периода», все что угодно. Здесь мы видим существо, которое свободно существует в пространстве, которое для него не предназначено. Он не укладывается в нашей голове, но свободно может пройти сквозь стену. Это что-то, что больше нас. Художники XX века всегда уходили от этой темы, их, как правило, мало интересовала классическая красота религиозного искусства, а Пригов эти темы вдруг начинал сквозь себя активно прокручивать. Этот динозавр во многом передает ощущение столкновения с тем, что больше тебя и выходит за границы твоего понимания.

Пригов издевался над музеем как храмом искусства со своими жесткими устоявшимися законами - в частности, в серии «Для бедной уборщицы». Надо сказать, всегда у людей, мало знакомых с творчеством Пригова, возникает, как правило, один вопрос: «Это про религию или про что?» Как про «Черный квадрат» всегда спрашивают, это искусство или нет. Пригов постоянно вызывает религиозные ассоциации. Надо понять, что такое глаз, который смотрит отовсюду с его работ. Это, с одной стороны, божественное око, а с другой стороны, он означает власть. Также этот глаз может означать зрителя - это то, на что ты смотришь и что смотрит на тебя. Чтобы понять эту ситуацию, надо осознать, что ты не уборщица, а еще один участник художественного процесса».

Перформансы


Пригов занимался перформансом на протяжении всей своей жизни, и многие из них не были задокументированы. В 2002 году сын художника Андрей и его жена Наталья Мали пригласили Пригова работать совместно. Так была создана группа «ПМП» (Пригов–Мали–Пригов), или Prigov Family Group, - еще один важный эпизод экспансии поэта в пространство современного искусства.

Галерист

«У Пригова был такой перформанс. Он взял цитаты из Евангелия и напечатал их сам в виде объявлений: там, где обычно снизу гармошкой печатают телефоны, он указал, откуда они взяты - Евангелие от Матфея, такая-то страница. Чтобы человек, прочитав это, мог найти по этой памятке в Евангелии понравившийся кусочек. Он ходил и расклеивал их на остановках, среди объявлений о потерянных собаках, поисках работы и аренде квартир. Его тут же забрали деятельные органы. Через некоторое время выяснилось, что он известный художник, по его поводу могут быть проблемы с иностранными дипломатами и т.п. Они решили его отпустить, но перед этим сказали: «Мы вас отпускаем, но у нас к вам огромная просьба: на будущее объясните, как нам отличить художника от сумасшедшего или диссидента?» Пригов сказал очень важную вещь: «У вас нет никакого способа, потому как художник - это и сумасшедший, и диссидент. Единственное, что вам нужно, - знать имена художников». И по большому счету это относится не только к органам, но и к любому не включенному в художественный контекст человеку, который первый раз встречается с искусством.

В рамках медиа-оперы «Россия» Дмитрий Пригов учит кота выговаривать название нашей страны

Художник

«Наше творческое знакомство началось с того, что я хотела снять видеотриптих «Потаенная слеза» (туда входили фильмы «Дитя и смерть», «Набоков» и «Последний поцелуй»). Из-за частых разъездов Пригова фильмы снимали частями у нас дома, на протяжении двух лет. Пригов быстро адаптировался к образу, обожал камеру и любил дурачиться. Он дополнял мои идеи своими, и мы всему учились друг у друга. Это всегда было очень интенсивно. Затем мы решили отснять фотопроект «Семья навсегда». Над ним мы тоже работали несколько лет, и постепенно у нас образовался архив из совместных работ. В 2004 году нам предложили сделать персональную выставку в московском ГЦСИ с некоторыми нашими перформансами, показанными на мониторах, фотосерией «Семья навсегда» и жи­вым перформансом «Я третий». В последние годы Пригов много работал с черным цветом, с образом смерти, с теологической символикой. Он обожал дадаизм и восхищался Малевичем. Вообще, его интересовали все гении. Даже тоталитарные лидеры и серийные убийцы».

Поэзия


В пору застоя, когда публиковать стихи было невозможно, выходом для поэта были домашние выступления. Пригов часто выступал со своими стихами в мастерской Бориса Орлова и участвовал в еженедельных собраниях поэтов, писателей и критиков, которые проходили во второй половине 1970-х в квартире Михаила Айзенберга.

Поэт

«В один из дней 1977 года мой приятель-художник предложил: «Пошли завтра в одну мастерскую. Там будет читать поэт Пригов».

Такого нет поэта, - уверенно ответил я.

Отчего ж это нет?

Во-первых, я всех поэтов уже знаю, а во-вторых, не бывает такой фамилии.

Так давай сходим и проверим.

Пошли. Много народу, в том числе знакомого. Появился и тот, кто называл себя поэтом Приговым. Сел за столик, разложил маленькие машинописные книжечки. Гул затих. Поэт начал: «Здравствуйте, товарищи! («Товарищи» - это нормально, это соцарт, все понятно.) Сначала немного о себе. Я родился в Москве. Мне тридцать семь лет, возраст для поэта роковой…»

Ровно в этот самый момент (ей-богу, не вру!) со стены сорвалась огромная картина в массивной раме и с невероятным грохотом брякнулась прямо за спиной выступавшего. Общее оживление, кое-кто зааплодировал. Картину от греха подальше сослали в другую комнату.

Так мы познакомились, потом подружились. И дружили мы ровно тридцать лет».


Художник

«В 1967-м Пригов окончил Строгановку и расстался с академическим искусством. До 1972-го он работал чиновником в архитектурном управлении Москвы, а затем пришел ко мне в мастерскую. Это время я называю «период улицы Рогова». Для нас обоих это ­были годы интенсивного пластического поиска. Уже тогда для Пригова-поэта была важна изо­бразительная сфера. В середине 1970-х он начал создавать свои «стихограммы», где словообразование переходило в новую пластическую форму. А с 1980 года постепенно стала появляться популярность. Началось все с публикации его стихов в американском альманахе «Каталог». С этого момента он становится предметом внимания со стороны властей. До начала перестройки его преследовали - мы жили по соседству, и Пригов прятал у меня свой архив. Расцвет его поэтического таланта, на мой взгляд, приходится на период с 1973 года, когда он начал работу над циклом «Исторические и героические песни», и до перестройки. Начиная со второй половины 1980-х его поэзия существовала в форме акций и перформансов - эти тексты нужно оценивать уже совсем по другой шкале».

Поэт

«Мы познакомились весной 1975 года: я пришел в их общую с Борисом Орловым мастерскую на Димино чтение. Ли­тературные чтения там проводились регулярно, регулярным стало и мое появление. Мы постепен­но подружились. Некоторые его отзывы о стихах поражали невероятной тонкостью и каким-то глубинным пониманием существа дела. Через пару лет Д.А. стал приходить на наши четверги и, как правило, приносил новую машинописную книжечку. После зачтения оставлял ее на память, и у меня в какой-то момент оказалось изрядное собрание таких книжечек. Но однажды я дал их почитать своим знакомым, а там как раз случился обыск. Так и пропали книжечки.

Выпить с ним не удавалось и в начале знакомства. Дима пил только пиво - и то в ограниченных количествах. Наши необузданные нравы того времени окорачивало даже само его присутствие - и то полубрезгливое недоумение, с которым он относился к пьющим людям. (Так этнограф искоса наблюдает обычаи дикарей.) Но думаю, что это еще и следствие его ранних болезней - отсутствие того излишка здоровья, которое можно легко и неразумно потратить.

Но при общем замедлении и закисании жизни - какое это было удивительное и тревожное зрелище! Словно горящий куст под мелким дождичком».


Писатель

«Началось с того, что году в 1977-м, наверное, в мастерской у Эрика Булатова я прочитал его стихи. Это было днем, мастерская была залита таким ровным солнечным светом, и вот стихи… они сильно задели. Они сразу заставили почувствовать, что это сильный поэт, которому есть что сказать - и сказать принципиально новое. Я их перечитывал, и, как всякие стихи на бумаге, они как бы нерукотворны - то есть ничего не могут сказать о человеке, который написал их; и в разговоре с Булатовым я не мог из его описаний понять, кто такой Пригов. Тем более он относился к нему несколько настороженно. Через пару лет я попал на чтения в подпольном салоне и увидел Пригова: он читал целый вечер свои тексты, и это было очень сильное, яркое впечатление. Я увидел удивительно современного поэта - поэта, язык и мышление которого опережают течение советского времени, который своим явлением как бы разрывает окружающую действительность. Он был в джинсах и белой рубашке. На эту рубашку падал весь вечер свет лампы - и была удивительная перекличка с теми белыми страницами, на которые тогда падал свет мастерской. Это были ожившие стихи в образе Пригова. Он был олицетворением этих текстов, он буквально за них отвечал - и ментально, и телесно. Часто бывает, что автор абсолютно не совпадает с собственными текстами - ты видишь его и не понимаешь, каким местом он все это написал. Тут было полнейшее совпадение творца и текстов. Этот вечер один из ярчайших в моей жизни. Такое редко случается».

Музыка

Нечто среднее между авант-рок-группой и перформанс-проектом, группа «Среднерусская возвышенность» во второй половине 80-х стала предметом локального культа в кругах, связанных с неофициальным искусством. «Среднерусская возвышенность» давала концерты нечасто, но на них постоянно можно было услышать фирменный приговский «крик кикиморы».

Художник

«В одном из главных концертов «Среднерусской возвышенности» в Доме медиков участвовал Никита Алексеев. Никита играл на саксофоне, а потом уехал и, как Дер­жавин Пушкину лиру, передал саксофон Дмитрию Александровичу Пригову, который тут же отломал от сакса мундштук. Только его он себе и оставил. Но, надо сказать, он в него все время неистово дудел, кричал кикиморой. Так что инструмент попал в надежные руки и губы. Крик кикиморы стал альтернативой конферансу Сережи Ануфриева, постепенно превратившись в отдельную и незаменимую часть шоу. Кикиморой роль Дмитрия Александровича не заканчивалась - у него были еще две любимые вещи: милицейская фуражка и парик, которые он постоянно ­натягивал на себя во время концертов. Иногда по отдельности, иногда вместе. А еще Дмитрий Александрович написал и послал, как мне кажется, самое большое количество записочек «из за­ла» Александру Розенбауму, который дважды выступал перед нами. Записки следующего содер­жания: «Саша, имейте совесть», «Саша, скоро двенадцать», «Саша, имейте в виду, нам тоже после концерта надо ехать домой».

Музыкант

«Познакомились мы в квартире у Андрея Монастырского, там раньше происходили собрания концептуалистов по четвергам: Пригов, Рубинштейн, Кабаков, Сорокин, Некрасов, «Мухоморы». Пригов все время читал свои стихи, упорно - потому что у него был план: написать сколько-то тысяч стихов к какой-то дате или десять тысяч стихов в год, в общем, у него были повышенные социалистические обязательства. А в 1983 году мы чего-то быстро обсудили - и решили вместе выступать. Ну а где мы могли тогда выступать? Только в одном месте: в посольстве Республики Мальты. Там был посол, который окончил здесь Университет дружбы народов, и так как у него жена была из этого же института, он по распределению остался послом. Он носил длинные волосы, устраивал у себя выставки нонконформистов, чтения, все это сопровождалось мальтийскими винами. Скоро все закончилось, пришли гэбэшники, и, несмотря на то что он перед этим покаялся, даже хаер постриг, все равно это его не спасло: его выслали».

Писатель

«Он отличался тем, что замечательно разбирался в классических операх: знал их наизусть, буквально любил, дрожал и восхищался - но ужасно стеснялся того, что он это любит. Поэтому он скрывал это фактически до последних дней своей жизни, это была его секретная страсть - любить классику. Будучи человеком, который, наверное, вторым после Пушкина приблизил поэзию к жизни - благодаря концептуальному акту его поэзия про милиционеров и так далее стала близка и понятна всем, - он, тем не менее, в душе оставался классически воспитанным и хорошо образованным в плане традиционной культуры».

Проза


Дебютный роман Пригова «Живите в Москве» был опубликован в 2000 году. В последующие годы выходят еще три романа: «Только моя Япония», «Ренат и дракон» и «Катя китайская».

Литературовед

«Пригов начал писать романы по нескольким причинам. Во-первых, многие поэты с возрастом испытывают потребность выразить себя в крупной прозаической форме. Во-вторых, Пригова всегда интересовал феномен моды в культуре. Роман стал модным жанром на рубеже 2000-х. До этого шли постоянные разговоры о том, что литература умерла, а в конце девяностых один за другим вышли романы Шишкина и Улицкой, «Generation П» Пелевина и «Голубое сало» Сорокина. Роман стал престижен, как в советское время. Кроме того, для Пригова романы были своеобразным продолжением стихов: это связано с его программой экспансии в разные жанры. Роман хорошо вписался в эту парадигму. Последняя причина - это более глубокая вещь, которую Пригов аналитически понимал и чувствовал интуитивно. Это незавершенная программа русского модерна в культуре: Пригов развивал модернистскую проблематику в постмодернизме. К сожалению, романы Пригова не оценены в должной мере. Особенно «Ренат и дракон» и «Катя китайская». «Только моя Япония» и «Живите в Москве» проще для читателя. Это более хулиганские романы, и потому публика приняла их теплее».


Фотография: Prigov Family Group

Издатель

«Его уникальность определялась тем, что он во многом был человек персонажный. То есть он сознательно выстраивал свою литбиографию как биографию определенного литературного персонажа. У него был Милицанер, а он был такой персонаж Дмитрий Александрович Пригов. Это очень древняя мифология - что между литературой и жизнью никакой разницы нет, и скорее жизнь подражает литературе, чем наоборот. Пригов был типичным носителем этой мифологии, а мифология эта идет еще от Серебряного века - от вот этих всех историй с Блоком, Андреем Белым в «Башне» Вячеслава Иванова. Такая идея, которую они по-разному называли - теургией, преображением жизни при помощи литературы. Пригов во многом вот этой традиции принадлежит - сознательного перепутывания жизни и литературы. Голос, который раздается в его стихах, - это не голос самого Пригова, а голос персонажа: скажем, говорит милиционер - или говорит, например, какой-нибудь … городской».
Марк Липовецкий филолог

«По архиву Пригова очевидно, что в 1990-х его текстовая продуктивность возрастает по крайней мере в десяток раз. И именно в это время он выходит за пределы, становясь «деятелем культуры», как он себя иронически называл. Он занимается перформансами, оперой, снимается в кино, ведет политическую колонку, много выставляется, ездит по все­му миру… С конца 1990-х его очень увлекает идея «новой антропологии». Как изменится культура, когда будет снята проблема конечно­сти человеческого существования - как он по­лагал (и, кажется, был прав), клонирование, со­здание виртуального двойника человеческого ­мозга практически снимут эту проблему. Короче говоря, он очень мощно и разнообразно размышляет о том, как изменяется культура, какие новые субъективности и символические языки она порождает. При этом он далеко выходит за пределы советского опыта и советских языков, становясь вровень с крупнейшими представителями современного неоавангарда».

Философ

«Мне очень за­помнилось выступление Пригова в Лас-Вегасе в 1999 году. Он выступал со своими кричалками - вопил «Евгения Онегина», как кикимора, совершенно истошным голосом, от которого уши хотелось заткнуть. Знаете, есть такая классифи­кация - поэт пути, который находится в постоянном развитии, постоянно меняется, как Лермонтов, и поэт, пребывающий все время в своем космосе, как Тютчев. Мне кажется, что Дмитрий Александрович, несмотря на то что он был очень динамичен в своих отзывах на текущие ситуации, является поэтом именно второго типа. Он пел присущим ему голосом - темы менялись, жанры менялись, а сам он не менялся. У него был жизненный проект, который он выполнил. К этому могло прибавиться еще много чего, но «приговское» все равно бы оставалось неизменным. Меня всегда удивляло, что в публичных чтениях он читал очень ограниченное количество стихотворений. Буквально десять или пятнадцать - стихи про милиционеров, «Куликовскую битву» и так далее. И это притом что он каждый день писал по пять стихотворений и, кажется, поставленную себе задачу - написать 30 000 стихотворений - таки выполнил. Я этого никогда не понимал. Но, возможно, в этом состоял его концептуальный прием: повторять самого себя, тем самым ­затверживая мемы и как можно более глубоко вгоняя их в сознание слушателей».

Смерть


Фотография: из архива «Афиши»

В последний год жизни Пригов планировал совместную акцию с группой «Война»: активисты должны были усадить его в шкаф и затащить на руках на 22 этаж Дома студента на Вернадского. Проект символического вознесения Пригова к небесам так и не был реализован: 16 июля 2007 года он скончался от последствий инфаркта.

Поэт

«Последняя наша встреча случилась накануне того дня, когда он попал в больницу. Попал уже в последний раз. Я помню, что мы посидели с ним в каком-то кафе, выпили пива. Помню, как он рассказывал, что в Москве появилась группа молодых симпатичных людей, делающих совсем новое искусство. И что эти молодые люди затеяли акцию с его участием. То есть собрались поместить его, Дмитрия Алексаныча, в шкаф и поднять его вместе со шкафом на самую верхотуру главного здания МГУ. Не на лифте, нет. По лестнице. И что эта акция намечена прямо буквально на днях. Он обещал позвать ­меня в качестве зрителя.

На следующий день я узнал, что Д.А. в больнице и что шансов совсем мало. То есть их нет. Я спросил у докторицы, которая случайно оказалась моей знакомой: «Что, плохо?» «Плохо», - сказала она. «Ну насколько плохо?» - спросил я. «Настолько», - совсем коротко и совсем понятно ­ответила она. «А сколько еще?» - столь же коротко спросил я. «Дня полтора-два», - ответила она. «Ха, вы его не знаете!» - подумал, но не сказал я.

Когда-то он мне объяснил главную причину его многописания и неумения остановиться передохнуть. «Дело в том, - сказал он, - что я не могу избавиться от ощущения, будто я еду на велосипеде по краю пропасти. Если я перестану крутить педали, то я свалюсь в пропасть».

Он не умер ни через полтора, ни через два дня. Он жил еще целых восемь дней. И я знаю - почему. Он из последних оставшихся сил нажимал на педали».

  • Где Третьяковская галерея на Крымском Валу
  • Когда до вс 9 ноября
  • Купить билеты 300 р., льготный 150 р.

Русский поэт, художник-график. Один из лидеров русского «неофициального искусства».

Родился 5 ноября 1940 года в Москве, в семье инженера и пианистки.
После окончания школы два года работал слесарем на заводе. В 1959–1966 годах учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (быв. Строгановское) по отделению скульптуры.
С 1966 по 1974 годы работал в архитектурном управлении Москвы.
С 1975 года – член Союза художников СССР.
С 1989 года – участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА).

Стихи начал писать с 1956 году. В 1970–1980-е годы его произведения печатали за рубежом в эмигрантских журналах США (альманах «Каталог»), Франции (журнал «А–Я») и Германии, а также в отечественных неподцензурных изданиях. Свои тексты исполнял преимущественно в буффонадной и экзальтированной манере, почти кликушеской. В 1986 году направлялся на принудительное лечение в психиатрическую клинику, откуда был скоро освобождён благодаря протестам деятелей культуры внутри страны (Бэлла Ахмадулина) и за рубежом. На родине начал публиковаться только во времена перестройки, с 1989 года. Печатался в журналах «Знамя», «Огонек», «Митин журнал», «Московский вестник», «Вестник новой литературы», «Новое литературное обозрение» и др.
С 1990 года – член Союза писателей СССР; с 1992 года – член Пен-Клуба.
С конца 1980-х годов периодически приглашается с литературными и музыкальными номерами в различных телевизионные программы. С 1990 года изданы более десятка стихотворных сборников, несколько книг прозы – романы Живите в Москве. Рукопись на правах романа, 2000, Только моя Япония, 2001; книга интервью Говорит Д.А. Пригов (2001).

Помимо сугубо литературной деятельности, Пригов написал большое число графических работ, коллажей, инсталляций, перформансов. Член Союза Художников СССР с 1975 года. Примерно с этого же времени участник изобразительных и литературных андеграундных акций, а с 1980 года его скульптурные работы выставляются за рубежом. Первая персональная выставка – в 1988 году в Struve Gallery (Чикаго). Участвовал также в различных музыкальных (группа «Среднерусская возвышенность», совместные работы с композитором Сергеем Летовым и др.) и театральных проектах. С 1999 года (общероссийский фестиваль-конкурс «Культурный герой») активно привлекается к участию в руководстве и в жюри различных фестивальных проектов.

Умер Д.А. Пригов в ночь на 16 июля 2007 года в 23-й московской больнице вследствие осложнений после инфаркта. Похоронен на Донском кладбище в Москве.


Вехи

1940
родился 5 ноября 1940 года в Москве. Oтец - инженер, мать - пианистка. Родители, немецкого происхождения, были вынуждены в 1941 г. сменить национальную идентичность. Фамилия Пригов немецкая – русифицированное имя Priehoff
В детстве болел полиомиелитом

1956
начал сочинять стихи

1959–1967
учился в Московском высшем художественно-промышленном училище им. Строганова. Специализация – скульптор

1964
Свадьба с Надеждой Георгиевной Буровой

1965
Поселяется в Беляево

1966 Рождение сына Андрея

1967–1974
работал при архитектурном управлении Москвы. Занимался оформлением детских площадок

1970 - 1979
вместе с женой, Надеждой Буровой, преподававшей английский язык на
экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, создал Английский театр, для
которого писал пьесы и ставил спектакли. Этот опыт режиссерской работы повлиял
на все дальнейшее творчество Пригова, открывая возможности по-новому работать
с пространством сцены, стиха, графического листа

1975
был принят в члены Союза художников СССР
познакомился с Виктором Кривулиным
С 1975 года печатался за границей в русскоязычных изданиях: в газете «Русская мысль», журнале «А - Я», альманахе «Каталог».

Примерно в середине семидесятых Орлов и Пригов сделали свою мастерскую общественной площадкой, где регулярно происходили литературные чтения или показ новых работ.
Об одном таком вечере вспоминает Михаил Айзенберг: Год, видимо, 1976. Фотографировал, как мне кажется, Орлов. Хотя на одном снимке присутствует и он, но я помню только этих семерых участников встречи.
На этом вечере тоже читали стихи по кругу, но характер встречи был другой, более камерный. Похоже, был в ней (встрече) и какой-то дополнительный стратегический смысл. Вероятно, Д.А. прикидывал: не получится ли «группа»? «Группа» не получилась.




1978
знакомство с Львом Рубинштейном

1981
Nouvelles tendances dans l"art non officiel russe 1970–1980 (Group Exhibition). Centre Culturel de la Villedieu, Élancourt, France

1984
Les Russes au present (Group Exhibition). Le centre culturel de la Villedieu, Élancourt, France

1986
после перформанса «Обращения к гражданам» направлен на принудительное лечение в Психиатрическую клинику, откуда был скоро освобожден благодаря протестам деятелей культуры.

1987
Документа VIII (Documenta VIII) (коллективнaя выставка). Кассель, Германия
Ретроспекция творчества московских художников. 1957–1987 (коллективнaя выставка). Любительское общество Эрмитаж, выставочный зал на Профсоюзной, 100, Москва
Объект-1 (коллективнaя выставка). Выставочный зал на Малой Грузинской, 28, Москва
Творческая атмосфера и художественный процесс. Первая выставка Клуба Авангардистов (коллективнaя выставка). Выставочный зал Пролетарского района на Восточной ул., Москва
Неофициальное искусство (коллективнaя выставка). Выставочный зал Красногвардейского района, Москва
Современное искусство (коллективнaя выставка). Выставочный зал на Кузнецком мосту, Москва

1988
Boris Orlov, Dmitry Prigov. Struve Gallery, Chicago, USA
Ich lebe – Ich sehe (Kollektivausstellung). Kunstmuseum, Bern, Switzerland
Glassnost. Die neue Freiheit der sowjetischen Maler (Ausstellung Zeitgenossischer Russischer Kunst). Kunsthalle, Emden; Galerie Valentien, Stuttgart, Germany
Nowe ruskie (Новые русские, коллективнaя выставка). Palac Nauki i kultury, Warszawa, Polska
Геометрия в современном искусстве (коллективнaя выставка). Выставочный зал Красногвардейского района, Москва
2-ая выставка клуба Авангардистов. Выставочный зал Пролетарского района, Москва
ИсKUNSTво I. Kunstlerwerkstatt im Bahnhof Westend, West Berlin, Germany
Лабиринт (коллективнaя выставка). Московский Дворец молодежи, Москва

1989
С 1989 года - участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА).
St. Louis Gallery of Contemporary Art, St. Louis, USA
Lesung von D. Prigov im Buchladen (Media-Park). Köln, Germany
Jenseits des Streites – Neue Kunst aus Moskau (Kollektivausstellung). Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany
Дорогое искусство (выставка Клуба Авангардистов). Московский Дворец молодежи, Москва
Abend im Atelier von I. Kabakov (I. Bakstein, D. Prigov, B. Groys, N. Nikitina, V. Sorokin, A. Kosolapov, V. Kabakova, Schriftsteller Sascha Sokolov). Kurze Lesung von D. Prigov am 23.6.
Spazierganz durch Aachen (D. Prigov, N. Nikitina, M. Podominskaja)
Neue Kunst aus Moskau – Labyrinth. Катовице, Польша; Schloß Wotersen bei Hamburg, Germany; Schloss Bennigsen, Hannover, Germany
Novostroika (Group Exhibition). Institute of Contemporary Art, London, UK
Москва – Третий Рим (коллективнaя выставка, Mosca:Terza Roma). Sala Uno, Rome, Italy
СССР сегодня (коллективнaя выставка). Aix-la-Chapelle, France

1990
член Союза писателей СССР
Русский. Галерея Садовники (выставочный зал Красногвардейского района), Москва
Шизокитай: Галлюцинация у власти (выставка Клуба Авангардистов). Строительный павильон ВДНХ на Фрунзенской наб., Москва
В сторону объекта (коллективнaя выставка). Галерея Садовники (выставочный зал Красногвардейского района), Москва; Stedelijk Museum, Amsterdam, Netherlands
Von der Revolution zur Perestrojka (Kollektivausstellung). Kunstmuseum Luzern, Switzerland
CCCР сегодня (коллективнaя выставка). Musee d"Art Moderne, Saint-Etienne, France
Советское концептуальное искусство (коллективнaя выставка). Tacoma Art Museum, Tacoma, USA
От Революции до Перестройки (коллективнaя выставка). Liljevalchs konsthall, Stockholm, Sweden

1990–1991
Between Spring and Summer: Soviet Conceptual Art in the Era of Late Communism. Tacoma Art Museum, Tacoma; Institute of Contemporary Art, Boston; Des Moines Art Center, Des Moines, USA
In de USSR en Erbuiten (Group Exhibition). Stedelijk Museum, Amsterdam, Netherlands

1991
100 возможностей, Inter Art, Berlin, Germany (100 Möglichkeiten. Installationen für eine Putzfrau und einen Klempner. Inter Art Agentur für Kunst, Berlin, Germany)
Berichte über das heilige sowjetische Russland. Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany
Советское искусство (коллективнaя выставка). BiNationale (Israelische – Sowjetische Kunst um 1990). Kunsthalle Düsseldorf, Germany; The Israel Museum, Jerusalem, Israel; Центральный Дом художника, Москва
MANI Museum – 40 Moskauer Künstler. Karmeliterkloster, Frankfurt am Main, Germany
Metropolis (Kollektivausstellung). Martin-Gropius-Bau, Berlin, Germany
Библия и современное искусства (коллективнaя выставка). Доминиканский монастырь, Франкфурт (Dominikaner kloster, Frankfurt am Main, Germany)
Kunst Europa (Kollektivausstellung). Kunstverein Hannover, Germany
Современные русские художники (коллективнaя выставка). Auditorio di Galicia, Santiago de Compostela, Spain.

1991–1993
Rosa e giallo / Gelle e rose (Group Exhibition). Galeria Pieroni, Roma, Italy; Le Creux de l’Enfer, Thiers, France; La Criée, Halle d’Art Contemporain, Rennes, France; Artcenter, Tir, Italy

1992
Соц-aрт (коллективнaя выставка). Музей В. И. Ленина, Москва
Ex USSR (Бывший СССР, коллективнaя выставка). Groninger Museum, Groninger, Netherlands (Голландия)

1993
С 1993 по 1998 гг. выступал с рок-группой «НТО Рецепт», которая использовала его тексты.
Пушкинская премия фонда Альфреда Тепфера, Гамбург, Германия (Hamburg, Germany)
Der Schlaf der Walküren gebiert schlafende Ungeheuer (Сон валькирий пробуждает спящие ужасы.) Kunstwerke, Berlin, Germany
Тройное усердие (совместно с Андреем Филипповым и Юрием Альбертом). Выставочный зал На Солянке, Москва
Weber Galerie, Münster (Галерея Вебера, Мюнстер), Germany
Deutschsein?: eine Ausstellung gegen Fremdenhass und Gewalt (Kollektivausstellung). Kunsthalle, Düsseldorf, Germany
Von Malewitsch bis Kabakov: Die russische Avantgarde im 20. Jahrhundert. Museum
Ludwig in Josef-Haubrich Kunsthalle, Cologne (Кёльн), Germany
Судьба текста 1 (совместно со Львом Рубинштейном и Владимиром Сорокиным). L-галерея, Москва
Русское искусство 20 столетия (коллективнaя выставка). Josef-Haubrich-Kunsthalle, Cologne (Йозеф-Хаубрих-Кунстхалле, Кельн), Germany

1994
Компьютер в русской семье. Галерея Гельмана, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Drei. Kunstverein Ludwigsburg, Germany
Сталинское. Галерея М. Гельмана, Москва
Ленинградский буддизм. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Dinner in der Galerie Inge Bekker, Köln (R. Zwirner, S. Anufriev, E. Barabanov, D. Prigov, V. Komar, I. und G. Chuikov, N. Nikitin, E. Degot, J. Albert)
5 Bienalle der Papierkunst (Kollektivausstellung). Leopold-Heusch-Museum, Düren (Дюрен), Germany
Fluchtpunkt Moskau (Kollektivausstellung). Ludwig Forum, Aachen, Germany
ISEA - 5th International Symposium on Electronic Art. Helsinki, Finlande
II Cetinjski Bijenale. Cetinje, Montenegro (Crna Gora)
Остановка в Москве (коллективнaя выставка). Ludwig Forum, Essen, Germany
Воображаемый отель (коллективнaя выставка). Leipzig, Germany

1995
Судьба текста 2 (совместно со Львом Рубинштейном и Владимиром Сорокиным). L-галерея, Москва
Воля и представление как покой и воля. Галерея М. Гельмана, Москва
Performance Prigov-Tarsov. Eingangsworte von B. Groys, München, Germany
Fredsskulptur 1995 (Group Exhibition). Skanderborg, Sweden
Экспозиция московского музея современного искусства (коллективнaя выставка). Людвигсхаффен (Ludwigshafen, Germany); Музей Альтенбурга (Altenburg, Germany)
Kunst im verborgenen. Nonkonformisten Russland 1957–1995 (Kollektivausstellung). Wilhelm-Hack-Museum, Ludwigshafen am Rhein; documenta-Halle, Kassel; Staatliches Lindenau-Museum, Altenburg, Germany; Центральный выставочный зал «Манеж», Москва (Manege Central Exhibition Hall, Moscow)
Gwangju Biennale 1995 (Group Exhibition). Gwangju, South Korea (Кванджу, Южная Корея)

1995–1996
Dmitrij Prigow: 1975–1995. Städtisches Museum, Mülheim an der Ruhr, Germany; Ludwig Múseum, Budapest, Ungarn; Musée d’Art Moderne, Saint-Etienne, France

1996
Monstropologie (Монстропология). Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany
Russisches Tibet (Русский Тибет), Wewerka Pavillon, Munster, Germany
Способы разрешения бесконечно малых величин (совместно с Владимиром Куприяновым). XL-галерея, Москва
Линия жизни. Галерея М. Гельмана, Москва
Галерея XL (коллективнaя выставка). Москва

1997
Таинственные свидетели мистерий (Mysteriöse Zeugen des Mysteriums). Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany
Выставка в галерее Фриджерио Милеси (Galleria Frigerio Melesi), Лекко, Италия (Lecco, Italy)
Выставка в Университетском музее Амстердам (коллективнaя выставка). Амстердам (Amsterdam, Netherlands)
Русский центр (коллективнaя выставка). Будапешт (Budapest, Hungary)
Выставка в галерее Hohentahl (коллективнaя выставка). Берлин (Berlin, Germany)
Performance Prigov-Pschenitchnikova. Galerie Diana Hohenthal, Berlin, Germany
Pivovarov, Prigov, Makarevich, Jelagina. Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany

1998
Courageous Teddy Bear. Centro Arte Contemporanea Spazio Umano, Milan, Italy
Series. Velta Gallery, Moscow (Серии. Галерея Велта, Москва)
Erscheinung aus dem Nichts. Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany
Мерцающая темнота, IFA- Galerie, Берлин, Германия
7 Biennale der Papierkunst. Leopold-Heusch-Museum, Düren, Germany
Карманные выставки (коллективнaя выставка). Галерея Митьков, Санкт-Петербург
Монстры (коллективнaя выставка). Галерея Гельмана, Москва
Истончающиеся идеологемы (коллективнaя выставка). Art Fair, Манеж, Москва

1998–2001
Preprintium (Kollektivausstellung). Staatsbibiliothek, Berlin; Neues Museum Weserburg, Bremen; Museum für Literatur am Oberrhein, Karlsruhe, Germany; Oesterreichische Nationalbibliothek, Vienna; Minoritenkloster, Graz, Austria

1999
Посещает Японию по приглашению Токийского университета; здесь устраивает перформансы, выступает с местными поэтами, художниками и музыкантами; результатом путешествия стала тоже книга «Только моя Япония»
Число русской литературы. Галерея Obscuri Viri в зале Росизо, Москва; 2000 ICA (The Institute of Cultural Affairs, Sapporo, Japan
Pulsierendes Schwarz. ifa-galerie, Berlin, Germany
Число русской литературы. Галерея Obscuri Viri в зале Росизо, Москва
Первые Приговские чтения в Крымском клубе (июнь)
Die Menschen mit einem dritten Auge. Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany (Люди с третьим глазом, Галерея Крингс-Эрнста, Кельн, Германия)
Ars Aevi: Internacionalni project. Museum of Contemporary Art Sarajevo, Sarajevo, Bosnia
Галерея Hohenthal (коллективнaя выставка). Русский центр, Берлин, Германия
Экспозиция по поводу открытия музея в Сараеве (коллективнaя выставка). Sarajevo, Bosnia (Сараево, Босния)

2000
ICA, Саппоро, Япония
Генеральное немецкое число. Выставочный зал На Каширке, Москва
Генеральное число. Koln Messe, Cologne (Кельн), Germany
Перформанс и Генеральное число биеннале в Валенсии. Валенсия, Италия (Valencia, Italy)
Предуведомление. Культурный центр Дом, Москва
Performance Prigov-Pschenitchnikova-Vinogradov. Essen, Germany
Перформанс Мой Wagner. Опыт реконструкции феномена Рихарда Вагнера ʹГибель боговʹ. Культурный центр Дом, Москва.
Инсталляционные проекты, Дом, Москва
Фото-материалы, Дом, Москва

2001
Вагина Малевича (Malevich’s Vagina). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Определение Блоковского числа в пределах генерального числа Русской литературы как части Генерального мирового числа. Музей-квартира А. А. Блока, Санкт-Петербург
Фантомы инсталляций (коллективнaя выставка). Gallery White Space, Лондон, Великобритания
Медиапривет (коллективнaя выставка). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

2002
С 2002 года Дмитрий Пригов вместе со своим сыном Андреем и его женой Наталией Мали участвовал в группе акционного искусства Prigov Family Group.
Phantom Installations. University Art Gallery, University of Pittsburgh, Pittsburgh, USA
Russian Patient (Group Exhibition). Freud Museum, London, UK
Генеральное число Frankfurt Messe (коллективнaя выставка). Франкфурт (Frankfurt am Main, Germany)
Портрет Фрейда и Генеральное число теории Фрейда (коллективнaя выставка). Музей Фрейда (Freud Museum), Лондон, Великобритания

2003
Dmitrí A. Prigov. Ausstellungsraum Klingental, Basel, Switzerland
In the Presence of a Stranger. Galerie ArtPoint, Vienna, Austria
(В присутствии постороннего, Muzeum Quertire (Kultur Kontakt), Wien, Austria)
Berlin-Moskau / Moskau-Berlin 1950–2000 (Kollektivausstellung). Martin-Gropius-Bau, Berlin, Germany

2004
Видение Каспару Давиду Фридриху русского Тибета. (Caspar David Friedrich’s Vision of Russian Tibet). Государственная Третьяковская галерея, Москва
Monster und… Galerie Sandmann, Berlin, Germany
Берлин-Москва / Москва-Берлин 1950–2000 (коллективнaя выставка). Государственный исторический музей, Москва
Poeta pingens / Писатель рисующий (коллективнaя выставка). Государственный литературный музей, Москва
Мой Кабаков (коллективнaя выставка). Stella Art Foundation, Москва
face/off. Mediale Körperphantasien (Kollektivausstellung). Kunstverein Pforzheim e.V., Pforzheim, Germany

2005
Цитаты из разных контекстов. Галерея Улица О. Г. И., Москва
Phantom Installations. White Space Gallery, London, UK
Сообщники (коллективнaя выставка). Государственная Третьяковская галерея, Москва

2006
On the Boundary of the Black. Museo Laboratorio d’Arte Contemporaneo, Rome, Italia
Ручное рисование (совместно с Дмитрием Цветковым). Крокин-галерея, Москва
Фантомы инсталляций (Phantom Installations). Галерея Грифон, Ижевск, Россия
Книга. Центральный Дом художника, Москва
Jörg Immendorff (Kollektivausstellung). Ludwig Forum für internationale Kunst, Aachen, Germany

2007
Верю! (коллективнaя выставка). Центр современного искусства Винзавод, Москва
Соц-aрт (коллективнaя выставка). Государственная Третьяковская галерея, Москва; La Maison Rouge, Paris, France
Мыслящий реализм (коллективнaя выставка). Государственная Третьяковская галерея, Москва
Горе от ума (коллективнaя выставка). Государственный литературный музей, Москва
Приключения «Черного квадрата» (коллективнaя выставка). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Планировалась совместная акция с группой Война, о которой Алексей Плуцер-Сарно написал:
"(...) в июне 2007 года группа Война предложила Дмитрию Александровичу Пригову совместную акцию, в рамках которой группа должна была затащить мэтра, сидящего в запертом несгораемом железном шкафу по лестнице на 22 этаж общежития МГУ. (Железный сейфовый шкаф раздобыть не удалось, перед акцией было решено воспользоваться советским дубовым шкафом). Война взяла на себя «вознесение» поэта, запертого в советском шкафу по лестнице университетского общежития «Дом студента» на Вернадского. Многопудовый железный шкаф мы должны были затаскивать вручную на 22 этаж целый день. Пригов должен был читать стихи прямо из шкафа. Но не просто читать, а вторить собственному поэтическому саундтреку, разносимому динамиками по лестничным пролетам. Шум этого саундтрека представлял собой как бы неизменный сакральный потусторонний голос. Которому вторил голос живого поэта, запертого в железной «клетке». Пригов поднимался бы все выше и выше, сквозь этажи воспетого им всеобщяжного быта. Но акция, назначенная Приговым на 7 июля 2007 года, была 5 июля запрещена деканом Мироновым, а на следующий день Пригов перенес инфаркт и вскоре скончался. Публичный запрет последнего произведения Дмитрия Александровича Пригова – это вечный позор МГУ и лично декана философского факультета. Анонс Дмитрия Александровича к этой акции на его сайте стал его последним произведением." (http://plucer.livejournal.com/208289.html)

В ночь на понедельник 17. 7. в Москве, в кардиологическом отделении 23-й (Яузской) больницы, Дмитрий Александрович Пригов скончался

В четверг 19 июля 2007 года Дмитрий Пригов после отпевания в храме Святителя Николая в Толмачах похоронен на Донском кладбище Москвы. Поминки проходят в клубе "Билингва"

2008
Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста! (Citizens! Please Mind Yourselves!) Московский музей современного искусства, Москва
Arbeiter der Kunst. Galerie Sandmann, Berlin, Germany

2009
I Приговские чтения (РГГУ, МОСКВА)

2010
Основан международный Фонд Дмитрия Пригова как «Фонд развития инновационного искусства, литературы, философии и гуманитарных наук им. Дмитрия Пригова»

2011
открытие Учебно-научной Лаборатории им. Д. А. Пригова при Учебно-научном центре новейшей русской литературы Института филологии и истории РГГУ
Дмитрий Пригов: Дмитрий Пригов (куратор Дмитрий Озерков). Выставка в рамках 54-й Венецианской биеннале современного искусства, Университет Ка"Фоскари (Ca’ Foscari), Venezia

2012
Эрмитаж открывает Зал Пригова; к открытию зала состоится 6–8 ноября международная конференция «IV Приговские чтения» и фестиваль «Дни Пригова в Государственном Эрмитаже».

2014
16 мая - 9 ноября выставка
ДМИТРИЙ ПРИГОВ. ОТ РЕНЕССАНСА ДО КОНЦЕПТУАЛИЗМА И ДАЛЕЕ, Государственная Третьяковская галерея и
Фонд развития инновационного искусства, литературы, философии и гуманитарных наук им. Дмитрия Пригова

С 28 мая по 15 июня в галерее "Беляево" проходила выставка "Дмитрий Пригов – Герцог Беляевский. Гений места"

2016
С 17 июня по 30 октября в Star Summer Palace (Прага, Чехия) проходила выставка "Гавел - Пригов и чешская экспериментальная поэзия". Организаторами выставки стали Музей чешской литературы, Библиотека Вацлава Гавела и Фонд Дмитрия Пригова.



С 13 сентября 2016 года по 27 марта 2017 года в Центре Помпиду (Париж, Франция) открыт зал, в котором представлены ранние графические работы, стихограммы, объекты, работы на газетах, видео и инсталляция Дмитрия Александровича Пригова.

Дмитрий Александрович Пригов родился в Москве 5 ноября 1940 года. После средней школы два года работал на заводе, затем поступил в Строгановское училище на скульптурное отделение, откуда на один год был исключен – "за формализм". В 1966-1974 годах работал архитектором в Главном архитектурном управлении Москвы (по другим сведениям - инспектором по проверке покраски зданий). Стихи начал писать в 1956 году, а первые публикации появились во второй половине 1970-х в эмигрантских и славистских журналах. Одновременно работал скульптором и был дружен со многими деятелями московского андерграунда, в том числе с Львом Рубинштейном и Франциско Инфанте. Несколько стихотворений Пригова в 1980 году были опубликованы в неофициальном альманахе "Каталог".

В 1986 году Пригова, придумавшего уличную акцию – раздавать поэтические тексты прохожим - направили на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу но после протестов общественности он был выпущен. С 1987 года начал официально публиковаться и выставляться, а в 1991 году стал членом Союза писателей (членом Союза художников он был с 1975 года).

Впервые Пригов участвовал в выставке в СССР в 1987 году: его работы были представлены в рамках проектов "Неофициальное искусство" (Выставочный зал Красногвардейского района, Москва) и "Современное искусство" (Выставочный зал на Кузнецком мосту, Москва). В 1988 году у него состоялась первая персональная выставка в США – в чикагской галерее Струве. Впоследствии его работы многократно показывались в России и за ее пределами, в частности, в Германии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Австрии.

Первый поэтический сборник Пригова – "Слезы геральдической души" - вышел в 1990 году в издательстве "Московский рабочий". В дальнейшем Пригов опубликовал книги стихов "Пятьдесят капелек крови", "Явление стиха после его смерти" и прозы – "Только моя Япония", "Живите в Москве". К ноябрю 2005 года количество стихов Пригова, по его собственным словам, приблизилось к 36 тысячам, причем автор никогда не ставил задачей опубликовать их все. Говоря о своем поэтическом кредо, Пригов утверждал: "Меня волнуют не слова сами по себе, а некие культурологические грамматики, большие идеологические блоки… Я работаю с имиджем ХIХ века в нынешнем поп-сознании".

В 1993 году Пригов был награжден Пушкинской премией фонда Тепфера (Германия), а в 2002 году - премией Бориса Пастернака.

Пригов принимал участие в нескольких проектах в качестве актера и вокалиста, в том числе на фестивале композитора Владимира Мартынова , снимался в кино в эпизодических ролях (в частности, в 1990-м – в "Такси-блюз" Павла Лунгина, а в 1998 – в "Хрусталев, машину!" Алексея Германа).

С 2002 года Дмитрий Пригов вместе со своим сыном Андреем и его женой Наталией Мали участвует в группе акционного искусства Prigov Family Group.

6 июля 2007 года Пригов попал в 23-ю московскую больницу с диагнозом "обширный инфаркт". Ему было сделано три операции, и к 9 июля состояние поэта оценивалось как крайне тяжелое. В ночь на 16 июля Пригов умер. О его кончине журналистам сообщил Лев Рубинштейн, его близкий друг.

Лучшие дня


Посетило:475
Первый продюсер Советского Союза

Дми́трий Алекса́ндрович При́гов (5 ноября , Москва , СССР -16 июля , там же, Россия) - русский поэт , художник , скульптор . Один из основоположников московского концептуализма в искусстве и литературном жанре (поэзия и проза).

Биография

По окончании средней школы работал некоторое время на заводе слесарем. Потом учился в Московском высшем художественно-промышленном училище им. Строганова ( -). По образованию скульптор .

В 1966-1974 годах работал при архитектурном управлении Москвы .

В конце 1960 - начале 1970-х годов идейно сблизился с художниками московского андерграунда . В 1975 году был принят в члены Союза художников СССР . Однако в СССР до 1987 года не выставлялся. [ ]

С 1989 года - участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА).

Цитата из Д.Пригова на потолке ММСИ в Москве

Стихи Пригов сочинял с 1956 года. До 1986 года на родине не печатался. До этого времени неоднократно печатался за границей с 1975 года в русскоязычных изданиях: в газете «Русская мысль », журнале «А - Я », альманахе «Каталог».

В 1986 году после одного из уличных выступлений был принудительно направлен на лечение в психиатрическую клинику, откуда его освободили благодаря вмешательству известных деятелей культуры внутри и вне страны.

Впервые Пригов участвовал в выставке в СССР в 1987 году: его работы были представлены в рамках проектов «Неофициальное искусство» (Выставочный зал Красногвардейского района, Москва) и «Современное искусство» (Выставочный зал на Кузнецком мосту, Москва). В 1988 году у него состоялась первая персональная выставка в США - в чикагской галерее Струве. Впоследствии его работы многократно показывались в России и за её пределами, в частности, в Германии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Австрии.

Первый поэтический сборник Пригова - «Слёзы геральдической души» - вышел в 1990 году в издательстве «Московский рабочий ». В дальнейшем Пригов опубликовал книги стихов «Пятьдесят капелек крови», «Явление стиха после его смерти» и прозы - «Только моя Япония», «Живите в Москве».

Пригов - автор большого числа текстов, графических работ, коллажей , инсталляций , перформансов . Неоднократно были организованы его выставки. Снимался в кино. Участвовал в музыкальных проектах, одним из которых, в частности, была «организованная из московских художников-авангардистов» пародийная рок-группа «Среднерусская Возвышенность». Участники группы, по их утверждениям, брались доказать, что в русском роке музыкальная составляющая не имеет никакого значения и что слушатели всего лишь реагируют на ключевые слова в тексте. С 1993 по 1998 гг. Пригов неоднократно выступал с рок-группой «НТО Рецепт», которая использовала его тексты в своём творчестве.

Ведущие лирические образы поэтики Пригова - «милицанер» и абстрактный «он». Лирические герои смотрят на мир глазами советского обывателя . Вдохновением для цикла про милицанера стала жизнь в московском спальном районе Беляево , в доме близ МГУ МВД . В 2003 году Пригов провел вместе с Сергеем Никитиным прогулку-диалог «Литературное Беляево», показывая видовые и содержательные для его творчества точки этого места. Главными прозаическими текстами Пригова являются две первые части незавершённой трилогии, в которой автор испробует три традиционных жанра западного письма: автобиография в романе «Живите в Москве», записки путешественника в романе «Только моя Япония». В третьем романе должен был быть представлен жанр исповеди.

Общее количество стихотворных работ Пригова - свыше 35 тысяч . С 2002 года Дмитрий Пригов вместе со своим сыном Андреем и его женой Наталией Мали участвовал в группе акционного искусства Prigov Family Group .

Могила российского поэта Дмитрия Александровича Пригова на Новом Донском кладбище

Критика

Общественная позиция

Участие в организациях

  • СРП (сентябрь 1991)
  • Был членом редколлегии альманаха «Вестник новой литературы ».

Премии

  • Пушкинская премия фонда А.Тепфера, Гамбург (1993).
  • стипендиат Академии искусств Германии (ДААД , Немецкой службы академических обменов)
  • премия им. Бориса Пастернака (2002), номинация «Артист в силе»

Персональные выставки

  • 2003 - «Мягко». Галерея Петра Войса , Москва
  • 2006 - «Монстрология». Галерея Петра Войса , Москва
  • 2008 - «Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста!». Московский музей современного искусства , Москва .
  • 2011 - «Дмитрий Пригов: Дмитрий Пригов». Государственный Эрмитаж , в рамках 54-й Венецианской биеннале современного искусства,Венеция .
  • 2014 - «Дмитрий Пригов. От ренессанса до концептуализма и далее». Государственная Третьяковская галерея , Москва.
  • 2017 - «Пригов. Москвадва». Центр Гиляровского , Москва.

Фильмография (актёр)

  • - Такси-блюз
  • - Хрусталёв, машину!
  • - Шоссе энтузиастов

Дискография

  • - Сергей Летов , Алексей Борисов , Д. А. Пригов. Концерт в О. Г. И. «Отделение Выход »
  • 2002 - Три О и один Д. А. Пригов. «ХОР Рекордз »
  • - Дмитрий Александрович Пригов. Избранное. Читает автор. «1С »

Библиография

Книги, альманахи

  • Личное дело-2: Художественно-поэтический сборник. М.: НЛО, 1999. С. 135- 149 (циклы «Лирические портреты литераторов» и «Ты помнишь, мама»), с. 199-203 (прозаический фрагмент «И это все происходило при мне» [отрывок из романа «Живите в Москве»])
  • Живите в Москве. Рукопись на правах романа. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 352 с., 3000 экз. - ISBN 5-86793-100-5 .
  • Только моя Япония (непридуманное). - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 320 с., 5000 экз. - ISBN 5-86793-134-X .
  • Исчисления и установления. Стратификационные и конвертационные тексты. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 320 с. - ISBN 5-86793-161-7 .
  • Дитя и смерть. - М.: Логос , 2002. - 144 с., 500 экз. - ISBN 5-8163-0035-0 .
  • Неложные мотивы: Стихи. - М.: АРГО-РИСК ; Тверь: KOLONNA Publications, 2002. - 88 с., 300 экз. - ISBN 5-94128-069-6 .
  • Книга книг. Избранные. - М.: Зебра Е; ЭКСМО , 2002. - 640 с., 4000 экз. - ISBN 5-94663-028-8 .
  • Три грамматики. - М.: Логос-Альтера, 2003. - 128 с., 1 000 экз. - ISBN 5-98378-005-0 .
  • Ренат и Дракон (романтическое собрание отдельных прозаических отрывков). - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 640 с., 2000 экз. - ISBN 5-86793-366-0 .
  • Пригов Д. А., Шаповал С. И. Портретная галерея Д.А.П. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 168 с. - ISBN 5-86793-250-8 .
  • Разнообразие всего. - М.: ОГИ, 2007. - 288 с., 2000 экз. - ISBN 978-5-94282-392-4 .
  • Катя китайская (чужое повествование). - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 240 с., 1 500 экз. - ISBN 978-5-86793-554-2 .
  • Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста! Работы на бумаге, инсталляция, книга, перформанс, опера и декламация. Каталог выставки / Сост. Е. Дёготь . - М.: Московский музей современного искусства; Новое литературное обозрение, 2008. - 272 с., 1000 экз. - ISBN 978-5-86793-618-1 .
  • Живите в Москве. Рукопись на правах романа. 2-е изд. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 352 с., 2 000 экз. - ISBN 978-5-86793-662-4 .
  • Ренат и Дракон (романтическое собрание отдельных прозаических отрывков). 2-е изд. - М. : Новое литературное обозрение, 2011. - 640 с. - 1500 экз. ISBN 978-5-86793-907-6
  • Монады . Собрание сочинений в 5-ти т. / Ред-сост. М. Липовецкий . - М.: Новое литературное обозрение, 2013. - 780 с., 3000 экз. - ISBN 978-5-4448-0036-2 (т. 1); ISBN 978-5-4448-0035-5 .
  • Двадцать один разговор и одно дружеское послание / Сост., вступление, интервью С. Шаповала. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 264 с. - ISBN 978-5-4448-0169-7 .

Собрание сочинений

  • Дмитрий Александрович Пригов Собрание сочинений в пяти томах. - Автор проекта Ирина Прохорова . - М. : Новое литературное обозрение, 2013-2019. - ISBN 978-5-4448-0035-5
    • I том. - Монады : Как-бы- искренность. - М. : Новое литературное обозрение , 2013. / ред.-сост. М. Липовецкий. - 780 с.: ил. - 3000 экз. - ISBN 978-5-4448-0036-2 (т. 1)
    • II том. - Москва : Вирши на каждый день. - М. : Новое литературное обозрение, 2016. / Куратор проекта М. Липовецкий; ред.-сост. Б. Обермайр, Г. Витте. - М. : Новое литературное обозрение, 2016. - 952 с.: ил. - 2000 экз. - ISBN 978-5-4448-0037-9 (т. 2)
    • III том. - Монстры : Чудовищное/Трансцендентное. - М. : Новое литературное обозрение, 2017. - 950 с.: ил. цв. ил.: - 2000 экз. - ISBN 978-5-4448-0038-6 (т. 3)
    • IV том. - Места : Своё/Чужое. - М. : Новое литературное обозрение, 2019. / Куратор проекта М. Липовецкий; ред.-сост. М. Липовецкий, Ж. Галиева. - 1160 с.: ил. - 1000 экз. - ISBN 978-5-4448-0039-3 (т. 4)
    • V том. - Мысли : Избранные манифесты, статьи, интервью. - М. : Новое литературное обозрение, 2019. / Куратор проекта М. Липовецкий; ред.-сост. И. Кукулин, М. Липовецкий. - 792 с.: ил.: - 1000 экз. - ISBN 978-5-4448-0040-9 (т. 5)

Подробная библиография: Указатель литературных, визуальных, театральных, кинематографических и иных работ Д.А. Пригова / Сост.

Рекомендуем почитать

Наверх