Что такое Вальхалла? Загробные представления викингов. Вальхалла - это рай для доблестных воинов

Кровеносная 30.12.2023
Кровеносная

Для павших в бою, рай для доблестных воинов.

По легендам Вальхалла, представляет собой гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля для последней битвы Рагнарёк . Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии . Каждый день с утра они облачаются в доспехи и рубятся насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира , которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун , стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль . А ночью приходят прекрасные девы и ублажают воинов до утра.

В целях вытеснения иных культур, христианство и крестители Севера Европы отождествили Валхаллу с адом . Асы были отождествлены с демонами, эйнхерии (герои) - с великими грешниками, принцип бесконечной кровавой бойни и ежедневный пир после воскрешения из мёртвых (и отрастание отрубленных конечностей) - отождествлены с бесконечностью адских мук.

Внимание, классическое произношение - Вальхалла, а не пр.

Литература

  • Ludwig Buisson: Der Bildstein Ardre VIII auf Gotland. Reihe: Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften in Göttingen, Philologisch-historische Klasse, Dritte Folge Nr. 102. Göttingen 1976
  • Grettis saga: Die Geschichte vom starken Grettir, dem Geächteten. In: Sammlung Thule Bd. 5 Düsseldorf, Köln 1963.
  • Gutalag och Gutasaga , utg. af Hugo Pipping, København 1905-1907 (Samfund 33)
  • Sögubrot af Fornkonungum . In: Sögur Danakonunga , udg. av C. af Petersens och E. Olson, København 1919-1925 (Samfund 46,1). Dänische Übersetzung: C. Ch. Rafn, Nordiske Kaempe-Historier , Bd. III (1824).
  • Saxo Grammaticus, Gesta Danorum , rec. et ed. J. Olrik et H. Ræder, Bd. I (1931), Lib. VII, c.X.; Lib. VIII, c.IV.
  • H. Uecker: Die altnordischen Bestattungsriten in der literarischen Überlieferung (Diss. München 1966).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Валгалла" в других словарях:

    - (сканд. valhalla, от др. герм. wal куча убитых, и hall королевский замок). 1) по верованию древних скандинавов рай, куда могли попасть только павшие геройской смертью. 2) здание близ Мюнхена, столицы Баварии, построенное королем Людвигом, для… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (иноск.) собраніе изображеній (именъ) выдающихся дѣятелей страны. Ср. Слѣдуетъ ли указывать на такіе образцы, какъ Аксаковъ, Гоголь, Гр. Толстой, Тургеневъ, Гончаровъ, Достоевскій... Пробѣлъ въ этой Русской Валгаллѣ положенъ эпохою 60 хъ годовъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Вальхалла … Большой Энциклопедический словарь

    См. Вальхалла … Исторический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 3 вальхалла (1) дворец (17) рай (24) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Три … Словарь синонимов

    - (иноск.) собрание изображений (имен) выдающихся деятелей страны Ср. Следует ли указывать на такие образцы, как Аксаков, Гоголь, гр. Толстой, Тургенев, Гончаров, Достоевский... Пробел в этой русской Валгалле положен эпохою 60 х годов эпохою… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    См. Вальхалла. * * * ВАЛГАЛЛА ВАЛГАЛЛА, см. Вальхалла. (см. ВАЛЬХАЛЛА) … Энциклопедический словарь

    Валгалла - ы, = Вальха/ллатолько ед., ж. В скандинавской мифологии: принадлежащее верховному богу Одину небесное жилище павших в бою храбрых воинов. Этимология: От шведского Valhall (← др. сканд. vallhöll ‘чертог мертвых’ ← valr ‘павший’, ‘убитый’ и höll… … Популярный словарь русского языка

    - (Сканд.) Разновидность рая (Дэвачана) для павших воинов, называемая древними скандинавами залом благословенных героев; она имеет пятьсот дверей. Источник: Теософский словарь … Религиозные термины

    Валгалла - Валг алла, ы … Русский орфографический словарь

Книги

  • Валгалла из оп. "Кольцо Нибелунгов", S. 449 , Лист Франц. Репринтное нотное издание Liszt, Franz "Walhall aus Der Ring des Nibelungen, S. 449" . Жанры: Paraphrases; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас,…

Правит Валгаллой. Он отбирает половину воинов, павших в бою, а валькирии доставляют их в чертог. Другая половина павших отправляется в Фолькванг (en:Fólkvangr «Людское поле») к богине Фрейе .

По легендам, Валгалла представляет собой гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хэймдалла для последней битвы Рагнарок . Воины, обитающие в Валгалле, зовутся эйнхерии . Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира , которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун , стоящая в Валгалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль . А ночью приходят прекрасные девы и ублажают воинов до утра.

В целях вытеснения языческих культур, христианство и крестители Севера Европы отождествили Валгаллу с адом . Асы были отождествлены с демонами, эйнхерии (герои) - с великими грешниками, принцип бесконечной кровавой бойни и ежедневный пир после воскрешения из мёртвых (и отрастание отрубленных конечностей) - отождествлены с бесконечностью адских мук.

См. также

  • Бильскирнир , покои Тора

Литература

  • Ludwig Buisson: Der Bildstein Ardre VIII auf Gotland. Reihe: Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften in Göttingen, Philologisch-historische Klasse, Dritte Folge Nr. 102. Göttingen 1976
  • Grettis saga: Die Geschichte vom starken Grettir, dem Geächteten. In: Sammlung Thule Bd. 5 Düsseldorf, Köln 1963.
  • Gutalag och Gutasaga , utg. af Hugo Pipping, København 1905-1907 (Samfund 33)
  • Sögubrot af Fornkonungum . In: Sögur Danakonunga , udg. av C. af Petersens och E. Olson, København 1919-1925 (Samfund 46,1). Dänische Übersetzung: C. Ch. Rafn, Nordiske Kaempe-Historier , Bd. III (1824).
  • Saxo Grammaticus, Gesta Danorum , rec. et ed. J. Olrik et H. Ræder, Bd. I (1931), Lib. VII, c.X.; Lib. VIII, c.IV.
  • H. Uecker: Die altnordischen Bestattungsriten in der literarischen Überlieferung (Diss. München 1966).

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Милонга
  • Коллодий

Смотреть что такое "Вальхалла" в других словарях:

    ВАЛЬХАЛЛА - вальгалла, валгалла (др. исл. valholl, «чертог убитых»), в скандинавской мифологии находящееся на небе, принадлежащее Одину жилище эйнхериев павших в бою храбрых воинов, которые там пируют, пьют неиссякающее медовое молоко козы Хейдрун и едят… … Энциклопедия мифологии

    ВАЛЬХАЛЛА - Валгалла (др. сканд. Valholl чертог мертвых), в скандинавской мифологии дворец Одина, куда попадают павшие в битве воины и где они продолжают прежнюю героическую жизнь … Большой Энциклопедический словарь

    вальхалла - сущ., кол во синонимов: 1 валгалла (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Вальхалла - (валгалла), в мифологии германцев и скандинавов дворец Одина, куда попадают павшие в бою храбрые воины. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Вальхалла - Валгалла (древнесканд. ValhÖll чертог мёртвых), в мифологии германцев и скандинавов дворец Одина, куда попадают павшие в битве воины. * * * ВАЛЬХАЛЛА ВАЛЬХАЛЛА, Валгалла (др. сканд. Valholl чертог мертвых), в скандинавской мифологии дворец Одина … Энциклопедический словарь

    вальхалла - см. валгалла. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. Вальхалла см. Валгалла. Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина. М: Русский язык, 1998 … Словарь иностранных слов русского языка

    вальхалла - вальгалла (“чертог убитых”) в мифах древних скандинавов жилище павших в бою храбрых воинов, находящееся на небе, в Асгарде. В вальхалле воины пируют, пьют неиссякающее медовое козье молоко и едят неиссякающее мясо вепря. Вальхалла… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Вальхалла - Валгалла (др. сканд. Valhöll чертог мёртвых), в скандинавской мифологии дворец верховного бога Одина, куда попадают после смерти павшие в битве воины и где они продолжают прежнюю героическую жизнь … Большая советская энциклопедия

    Вальхалла - см. Валгалла … Популярный словарь русского языка

    ВАЛЬХАЛЛА - [вальгалла, валгалла; древнеисл. valhöll чертог убитых], в сканд. мифологии небесное жилище павших героев (эйнхериев). В. принадлежит Одину и находится в Асгарде селении крепости богов асов. Там храбрые воины пируют: пьют медовое молоко козы… … Православная энциклопедия

Книги

  • Проект "Вальхалла" , Андрей Земсков. Апрель 1945 года. Великая мировая бойня близится к своему завершению. Кое-кто на Западе уже начинает подсчитывать барыши и будущие контрибуции. Однако наиболее дальновидные функционеры…

Слово «Вальхалла» можно перевести с древнего исландского языка как «зал павших» (в бою воинов). Часто можно столкнуться с различным написанием слова «Вальхалла». Это Валгалла, Вальхалла, Вальгалла. Любая транскрипция является допустимой.

Согласно легендам древних скандинавов, Вальхалла – это чертог Асгарда, в котором правит бог Один. Хозяин Вальхаллы спрашивает воинов, достойно ли они погибли и забирает лучших в свою дружину, которая будет сражаться вместе с ним, когда наступит Рогнарёк.

Нелёгкая дорога в Вальхаллу

Дорога в Вальхаллу тяжела и лишь достойные воины найдут её. Не каждый павший в бою воин был достоин войти в Вальгаллу. Туда попадали только лучшие. Часть убитых Валхаллы не достигали, а были «перенаправлены» в Фольквангр к Фрейе, что считалось не таким почётным. Викинги, которым посчастливилось попасть к Одину, становились его личной гвардией (в некоторых источниках их называют ледяными воинами). Для того, чтобы дорога в Вальхаллу привела воина именно к Одину, пасть викинг должен был с оружием в руках. Смертельно раненые воины просили товарищей вложить меч или топор в руки, иначе дорога в Вальхаллу ему не откроется.

Следует отдельно упомянуть, что оружие являлось своеобразным проводником к Вальхалле. Без меча или другого оружия дорога в Вальхаллу не откроется, и воин будет вечно блуждать в её поисках.

Ледяные воины Вальхаллы с утра сражаются друг с другом, пока не останется единственный уцелевший. После этого все павшие воскрешаются, их раны заживают, а отрубленные конечности вырастают вновь. После битвы путь героев лежит в зал Одина, где их встречает сам хозяин Вальхаллы. Там храбрецы пируют до самого вечера, вспоминая свои подвиги и чествуя сегодняшнего победителя. Ночью викинги расходятся по всей Вальхалле, а к ним приходят прелестные девы, которые ублажают их до самого утра. Некоторые считают, что воины, попавшие в свой рай, развлекаются с валькириями, однако ночные красавицы вовсе не являются ими.

Вступление в ряды дружинников Одина могло совершаться несколькими способами:

  1. Хозяин Вальхаллы забирал себе лучших бойцов, причём викинги верили, что Один может специально послать валькирий на поле боя, чтобы те мешали сражаться героям. Если воин внезапно спотыкался или промахивался, это значило, что Один хочет поскорее заполучить его в свои чертоги;
  2. Если воин доживал до старости, он мог покончить жизнь ритуальным самоубийством, повесившись на дубе. Таким образом, он повторял жертвенное самоубийство Одина, который повесился, чтобы постичь мудрость рун;
  3. Самым суровым был третий вариант – мужественная смерть через специфическую казнь, носившую название «кровавый орёл». Если викинг терпел такую казнь без криков и стонов – вход в Вальхаллу для него считался открытым, и он мог рассчитывать на почётное место между ледяными воинами Одина;
  4. Считается, что другого пути в Вальхаллу нет, но существовал ещё один жестокий обычай. Пленным врагам викинги редко давали умереть достойно, но мужественные воины знали, как попасть в Вальхаллу в этом случае. Они просили распороть себе живот и прибить кишки к высокому столбу. Потом храбрец ходил вокруг столба, наматывая кишки на него и насмехаясь над своими врагами. Если он не терял самообладания и мужественно переносил боль, враги сжигали его тело, прося Одина принять к себе доблестного воина.

Как устроена Вальхалла и чертоги Одина

Чертоги Вальхаллы представляют собой большой пиршественный зал, только вместо крыши у него золотые щиты гвардии Одина (эйнхериев). Стены сделаны из огромных копий героев, которые пируют в зале. Утром, уходя на сражение, воины разбирают стены и крышу, фактически забирая чертоги с собой.

Всего в пиршественном зале 540 дверей, из каждой должно выйти по 800 бойцов, когда настанет Рогнарёк. В сумме должно получиться 432 000 воинов, готовых поддержать богов в последней битве с великанами.

Несмотря на то, что женщины в культуре викингов занимали достаточно привилегированное положение и часто сражались наравне с мужчинами, в скандинавских сагах нет ни одного упоминания о том, куда попадают прекрасные воительницы. Единственной женщиной, упоминаемой в сагах, была Брунгильда, сосланная в наказание на землю и лишённая статуса валькирия. В древних сагах она не считается ни человеком, ни валькирией.

В самой середине Вальхаллы стоит трон Одина, с которого суровый бог осматривает все миры единственным глазом, чтобы не пропустить начало конца света.

Стоит заметить, что такая дикая и суровая жизнь виделась язычникам викингам настоящим раем, ведь их настоящая жизнь была чередой битв, убийств и пьяного веселья.

Какой виделась Вальхалла в христианские времена

Весьма интересно, какого мнения о Вальхалле были первые христиане, которые узнали про рай суровых северных воинов. Первые миссионеры, посетившие скандинавов и узнавшие аспекты их суровой религии, были поражены до глубины души. Христиане и так считали викингов настоящими демонами, а узнав, что их рай напоминает христианский ад и вовсе утвердились в своём мнении. Ежедневное воскрешение воинов для того, чтобы на следующий день опять убивать друг друга, было трактовано христианами как муки грешников в аду. Сам Один в этом месте являлся воплощение сатаны.

Бесстрашные воины севера, кидавшиеся в бой на превосходящие их в несколько раз отряды врагов и не боящиеся смерти, вызывали ужас у цивилизованных европейцев. А элита викингов – берсерки и улфхеднары — наводили мысли о прирученных демонах из ада.

Несмотря на принятие норвежцами христианства, многие язычники бежали в Исландию, где до наших дней сохранилась религия Асатру (что означает вера в Ассов). Современные исландские воины спецназа до сих пор используют боевой клич викингов «Till Valhall!», который в переводе на наш язык означает « В Вальгаллу!».

Врата Вальхаллы

Чтобы войти в Вальхаллу, мёртвые герои должны отпереть врата Вальгринд. Их значение до сих пор не ясно, хотя по логике, они должны запирать Вальхаллу от нежелательных посетителей. В пользу этой теории говорит и то, что одна из скандинавских Эдд ясно говорит о том, что ворота Вальгринд могут отпереть только мёртвые. Запор данных ворот является одним из уникальных артефактов, которые были изготовлены тёмными альвами.

Данные персонажи являются прообразом тёмных эльфов, так широко растиражированных благодаря современным играм. Хотя в отличие от игр, в которых тёмные и светлые эльфы являются близкими родственниками, скандинавские Эдды говорят, что тёмные альвы имеют совершенно иную природу, нежели альвы (эльфы) светлые.

Замок обладает волшебной силой, каждый недостойный его коснуться, при прикосновении к нему будет скован навеки.

Некоторые фольклористы и публицисты Швеции (в частности Виктор Рюдберг) считают, что название ворот Вальхаллы можно перевести как «громко хлопающие». Данное утверждение основано на древнем поверье, которое связывало раскаты грома и открытие ворот Вальгринд в одно целое.

Воины Одина эйнхерии – избранные из лучших

В культуре древних скандинавов можно найти достаточно подробные описания героев Вальхаллы эйнхериев. Хотя этим словом называли великих героев, точное его значение утеряно и никто не знает, что оно означает на самом деле.

Сражающиеся друг с другом воины Одина оттачивают своё мастерство, так как им придётся вступить в схватку с ужасными великанами во время последней битвы богов. Так как раны эйтхериев всегда затягиваются, они бессмертны.

Во время пира в чертогах павшие герои пьют волшебный мёд, который течёт из вымени козы Хейдрун. Скандинавская мифология не даёт нам ответа на вопрос, является ли этот напиток алкогольным, хотя зная быт викингов, не трудно предположить, что в раю без выпивки им было бы скучно. Основным блюдом на пиру является мясо огромного вепря Сехримнира, который кроме того, что способен накормить неограниченное число воинов, возрождается каждый день.

В скандинавской, а позже и в германской мифологии Вальхаллой назывался один из чертогов , которым правил Один. Этимология слова Вальхалла (также Вальгалла или Валгалла, современная транскрипция допускает все три варианта) достаточно четко передает сущность образа. С древнеисладского «Valhöll» переводится как «зал павших». В прагерманском языке его заменяет словоформа «Wallhall» с аналогичным переводом.

Для викингов Вальхалла была местом, в которое мечтал попасть каждый воин. Души доблестно павших в бою подбирали валькирии, и половина этих душ отправлялась в Валгаллу к Одину (вторая половина направлялась в Фольквангр к Фрейе). Попавшие в Вальгаллу викинги становились эйнхериями, личной гвардией Одина, войском Асгарда, которое выступит против великанов в час Рагнарек. При этом воины Вальгаллы ведут жизнь, достойную настоящих викингов. Каждое утро они облачаются в доспехи и идут сражаться друг с другом. К завтраку их раны залечиваются, а погибшие воскресают. Тогда герои Вальхаллы садятся за большой стол и начинают пировать. Пьют они мед, который дает коза Хейдрун. Хейдрун живет в Вальгалле, питаясь листьями . А едят воины мясо кабана Сехримнира, которого каждый день готовит Андрхримнир, и каждое утро кабан оживает вновь. По ночам эйнхерии расходятся по Вальхалле, и к ним приходят прекрасные девы (не валькирии!), которые ублажают их до самого утра.

Однако в Вальхаллу можно было попасть иначе. Если воин был храбр, умел и удачлив, он мог и не погибнуть в битве, дожив до старости. Тогда он совершал ритуальное самоубийство - вешался на дубе, повторяя акт жертвоприношения Одина. Третий вариант - казнь «кровавый орел». Если обвиненный в бесчестии воин выносил казнь, не издав ни единого звука, он также мог рассчитывать на Валгаллу.

Структура Вальхаллы, трансформация образа

Что касается самого «зала павших», то конструктивно чертоги Вальхаллы представляют собой один огромный зал, крышей которому служат позолоченные щиты эйнхериев. Стены зала - это ряды копий, которыми сражаются герои Вальхаллы. Зал имеет 540 дверей, в час Рагнарек, когда Хеймдаль затрубит в рог Гьяллархорн, из каждой двери выйдут по 800 воинов. В сумме получается 432 тысячи эйнхериев. Здесь важно отметить, что в эддических текстах нет ни одного упоминания о том, куда после гибели попадают женщины-воительницы. Вообще, скандинавский эпос достаточно скуп на подобные образы, ведь если, к примеру, вспомнить Брюнхильд, то она была не обычной женщиной, а .

Посреди Валгаллы располагается Хлидскьяльв, трон Одина, восседая на котором, Всеотец может обозревать все миры. Однако это спорный вопрос, потому что в части «Видение Гюльви» из «Младшей Эдды» говорится, что Хлидскьяльв находится в чертоге Валаскьяльве, отношение которого к Вальхалле неизвестно.

Так или иначе, но для викингов Вальхалла, без сомнения, воспринималась, как рай, единственное место, достойное души воина. С течением времени миф о Вальгалле, о воинстве эйнхериев Одина пережил существенные метаморфозы. Позднегерманские племена называли героев Вальгаллы не эйнхериями. Войско погибших воинов во главе с Одином называлось Асгардрейден или Дикая Охота, которая, согласно легендам, появлялась на небе, как предвестье великой войны, раздора и хаоса.

В этом контексте нельзя не отметить тот факт, что образ Валгаллы претерпел существенные изменения в эпоху христианизации европейского севера. В работах первых христианских миссионеров Вальхалла викингов ассоциируется вовсе не с раем. Христиан пугала фанатичность северных воинов, их готовность умереть в бою за правое дело. Поэтому образ Валгаллы был очернен, его представили адом. При этом ежедневная гибель эйнхериев с последующим перерождением выдавалась за наказание грешников. Как не трудно догадаться в таком контексте выступал вовсе не великим богом.

Однако у северных народов ведическая традиция и стремление попасть в Вальхаллу оказались сильнее подлых попыток христиан подменить исконную веру ложной религией. Об этом можно судить хотя бы по потому, что в настоящий момент одной из государственных религий Исландии является Асатру (или Трот), что дословно означает «вера в асов». А норвежский спецназ до сих пор использует легендарный боевой клич «Till Valhall!», что дословно значит «В Вальхаллу!»

Врата Вальхаллы

Говоря о Валгалле, нельзя не вспомнить ворота Вальгринд. Упоминание этих ворот встречается лишь в одном месте «Старшей Эдды» (песнь «Речи Гримнира»), однако данный образ стал причиной серьезных споров в среде скандинавоведов, так как истинное назначение ворот неясно. В Эдде Гримнир говорит, что Вальгринд - ворота Вальхаллы, которые могут открыть лишь мертвые, избранные Одином или Фрейей. При этом ворота Вальхаллы уникальны, они обладают сложным запорным механизмом, который был создан темными альвами (теми, которые также отковали копье Гунгнир и корабль Скидбладнир). Те, кто не достоин открыть ворота Вальхаллы, коснувшись замка, будут навеки скованы.

Шведский публицист и фольклорист Виктор Рюдберг полагал, что слово Вальгринд («Þrymgjöll») с древнеисландского переводится как «громко хлопающие». Вероятно, это может быть образное именование громовых раскатов. Тем не менее, Рюдберг также находил аналогию между скандинавским мифом о темных альвах, создавших замок для врат Вальхаллы, и троицей рибху, упоминаемой в Ригведе. Рюдберг, таким образом, предполагал, что обе религии имеют в основе общий индоевропейский мифологический базис.

Любопытно отметить, что Вальхалла - это еще и исторический объект, находящийся возле Регенсбурга, на правом берегу Дуная. Это небольшой архитектурный комплекс, в котором стоят бюсты великих германцев, не только воинов, но и монархов, ученых, деятелей культуры и искусства. Здание Вальгаллы было построено в начале XIX века по приказу Людвига I, короля Баварии. Фактически немецкая Вальхалла, спроектированная Лео фон Клинце, повторяет форму и размеры Парфенона афинского акрополя. На данный момент в Валгалле 96 бюстов и 193 памятных знака. Среди них есть и русские деятели, имеющие немецкие корни, например, Екатерина Великая.

Вальхаллой, или Вальгаллой, называется место, которое в поздней играло роль своеобразного рая для воинов. Подробнее о том, что такое Вальхалла, а также о разных особенностях загробного мира викингов мы поговорим в этой статье.

Определение Вальхаллы

Памятники скандинавского эпоса донесли до нас определенный образ Вальхаллы, который, видимо, был отражением верований и загробных чаяний этих воинственных племен. Обычно, отвечая на вопрос о том, что такое Вальхалла, исследователи-мифологи говорят, что это нечто вроде небесного чертога, принадлежащего верховному богу Одину, куда после смерти попадают храбрейшие и достойнейшие воины, павшие во время сражения. После переселения в Вальхаллу их называют эйнхериями. Само слово «Вальхалла» чаще всего переводят как «дворец павших». А локализуют это место в Асгарде - высшем мире на древе Иггдрасиль.

Характер Вальхаллы

Хотя, говоря о том, что такое Вальхалла, ее часто сравнивают с раем, аналогия эта все-таки довольно условна. Конечно, попасть туда после смерти было мечтой и заветным желанием любого викинга. Но ожидания этих воинственных людей от рая были несколько иными, чем те, с которыми ассоциируются занебесные выси у нас - наследников многовековой христианской культуры.

Вальхалла в представлении древнего викинга - это огромный дворец (можно сказать, просто зал или тент, учитывая понятия о дворцах в среде древних скандинавов), кровля которого сложена из позолоченных щитов, подпираемых копьями. Во дворец этот ведут 540 врат. Утро в Вальхалле начинается с кровавой бойни. Все ее жители облачаются в доспехи и бьются друг с другом насмерть, пока никого не останется в живых. Затем все воины чудесным образом воскресают, их раны заживают, а отрубленные части тела отрастают вновь. Воскресшие и исцеленные воины продолжают свой день грандиозным пиром. Основное блюдо этого застолья - неистощимое мясо вепря по имени Сехримнир. Его закалывает ежедневно повар Одина, и, как и сами воины, он ежедневно воскресает из мертвых целым и невредимым. А напитком для пирующих эйнхериев служит медовое молоко, которое обильно дает коза Хейдрун. Это животное также живет в Вальхалле и питается листьями древа Иггдрасиля. Полноту картине воинского рая придают, конечно же, девушки, называемые валькириями. Они появляются каждый вечер, в конце пирования, и в течение всей ночи ублажают обитателей этого расчудесного места. И все эти мероприятия ежедневной программы возглавляет бог Один - глава скандинавского божественного пантеона.

Вот так и представляли себе идеальный мир древние викинги - грубо, приземленно и несколько меркантильно. Впрочем, что еще требовалось древнему солдату, помимо экстрима битвы и чувственных удовольствий? Но была после смерти для викинга и другая альтернатива, так как Вальхалла - это не единственное пристанище мертвых.

Загробные миры скандинавов - Фольквангр

Когда заканчивается сражение, по легендам викингов, Один спускается на землю и отбирает из убитых половину душ, которые забирает с собой в Вальхаллу. Остальных ждет иное место, а именно Фольквангр. Название этого места переводится как «поле людей», а заведует им Как мы изучаем мифы, чтобы понять, что такое Вальхалла, так же мы должны подходить и к вопросу о роли и характере Фольквангра. Однако сведений о нем сохранилось гораздо меньше. Известно только, что, как и чертог Одина, это дворец или тронный зал Фрейи - богини любви и войны у викингов-язычников. Однако кроме половины убитых воинов в этот мир также попадают самые лучшие из женщин. Причем от последних даже не требовалось умирать на войне. К сожалению, о том, чем занимались насельники Фольквангра, коротая бесчисленные дни и ночи своего райского существования, ничего неизвестно. Однако, судя по всему, пребывание там было так же почетно и рассматривалось как благословение.

Темный мир Хель

Кроме двух описанных загробных пристанищ также нужно упомянуть и о мире, называемом Хель. По схеме это нижний, характеризуемый как темное и безрадостное место. Для древнего викинга все остальные загробные миры были предпочтительнее, чем это место. Название его происходит от слова, означающего «скрывать». Насельники Хель не имеют своего именования. А времяпрепровождение их заключается в пировании с Хель - богиней и владычицей этого мира, носящего ее имя. Впрочем, поздние легенды упоминают о том, что в северной части Хель мучаются грешники и нарушители клятв. Однако это может быть позднейшим христианским наслоением. В целом же считается, что Хель - это наиболее архаичная форма представлений скандинавов о загробном мире. Туда попадали все умершие. С дальнейшим развитием мифологемы и дифференциации миров Хель стал рассматриваться как пристанище в первую очередь тех, кто скончался от болезни или от старости.

Развитие представлений о Вальхалле

Раз уж мы говорим в первую очередь о Вальхалле, то нужно сказать и несколько слов о развитии представлений об этом месте. Изначально оно не было местопребыванием боевой элиты викингов после их смерти. Наиболее архаичное значение корня валр- связывается в индоевропейском языке с умершими вообще. И лишь на почве германской духовности оно постепенно приобретает узкоспециализированный смысл. Но даже в узком своем смысле на самых ранних этапах Вальхалла выступала местом, куда попадают души вражеских пленных воинов, которых затем приносили в жертву Одину. Отсюда происходит и название девушек - обитательниц Вальхаллы, то есть валькирий. Валькириями изначально назывались женщины, которые проходили среди рядов пленных солдат и выбирали из них тех, кого надлежало принести на алтарь Одина. «Тот, кто выбирает мертвых» - именно так переводится слово «валькирия». Лишь впоследствии они превратились в сверхъестественных воительниц, помогающих Одину отбирать для себя души на поле боя. Дорога в Вальхаллу избранных также обеспечивалась и сопровождалась ими.

Скандинавская эсхатология

Но пребывание в Вальхалле, как верили скандинавы, будет временным. Когда настанет день последней битвы Рагнарок, в каждые врата Вальхаллы выйдет по восемьсот воинов и столкнется на стороне асов (богов) со всем воинством чудовищ, а также мертвецов из мира Хель. В конце концов практически все погибнут: люди, чудовища и боги. Вальхаллы, как и всех остальных загробных миров, больше не будет. Выживут лишь несколько асов и два человека - Лив и Ливтрасир, от которых и произойдет новый человеческий род.

Рекомендуем почитать

Наверх