Значение лампадки. Словарь храмового зодчества Что такое Лампада, что означает и как правильно пишется

Двигательный аппарат 30.12.2023
Двигательный аппарат

В христианской вере очень много предметов несут большую смысловую нагрузку. Не исключение и лампада. Это символ неугасимой веры человека в Бога. Кроме того, светильник, горящий в доме перед иконами, означает, что ангел-хранитель оберегает этот дом и находится на месте. Живой огонь настолько плотно вошел в жизнь верующих, что трудно представить себе церковь без мерцающего пламени свечей и лампад.

История

Первые лампады - это в первую очередь светильники. Само слово греческого происхождения. Буквальный перевод - «светильник, горящий перед святыми». Изначально их действительно использовали для освещения в темных пещерах первые христиане. Там они правили свои богослужения, прячась от возможных преследователей.

Постепенно лампады стали важнейшей деталью убранства храма и атрибутом некоторых церковных обрядов. В помещении практически любой церкви в дневное время достаточно светло, но невозможно найти здание без горящих свечей или лампад. Это вызывает в душах верующих людей определенный настрой на общение с Всевышним. Неважно, с какой целью посещается храм: помолиться за здравие или упокой души, покаяться или поблагодарить Бога. Входящий сюда обязательно зажжет свечу, символ веры в Бога.

Значение

В церквях нет случайных вещей, любой предмет несет свою смысловую нагрузку. Огонек свечи в бронзовом подсвечнике или лампадке является своеобразным символом молитвы. В домашнем обиходе горящий светильник рассматривается как присутствие в доме Божьего Закона.

Лампада, расположенная непосредственно перед образами икон, не что иное, как выражение искренней благодарности святым за их жертву. Они отдали свои жизни ради спасения и прощения грехов других людей.

На кладбище нередко можно встретить горящие огонечки. Обычно их зажигают на первый, третий, девятый и сороковой день после похорон. Это своеобразная просьба о милости и прощении грехов усопшего перед Богом. Многие приносят лампадки, когда навещают своих близких в этом месте скорби.

Устройство

По сути, лампада - это усовершенствованная свеча. Один из вариантов представляет собой емкость с парафином, обычно стеклянный (хрустальный) стаканчик, на подставке. Многоразовое использование обеспечивает простая замена горючего материала. Это характерно для настольных изделий. Подставка металлическая с каемкой и фигурными ножками, нередко украшенная веры. Стаканчики сменные, разных цветов:

  • красные - для пасхального времени;
  • зеленые - для ежедневного использования;
  • синие, фиолетовые или бесцветные - для Великого Поста.

Снабжаются фитилями. Они могут быть разной конструкции:

  • Тонкая пластинка с маленьким отверстием посередине для фитилька. Она помещается на поверхность масла, один конец фитиля находится над пластиной (по длине не более одной-двух спичечных головок), второй опущен в масло.
  • Греческая конструкция представляет собой поплавок из пробки, в который насквозь воткнут твердый фитиль.

Принцип работы одинаков. Конструкция обеспечивает максимально комфортные условия для продолжительного поддержания пламени. В лампадах для крестного хода используют широкие короткие свечи. Они вставляются в сосуд продолговатой формы, сверху закрывающийся жестяной крышкой с отверстиями. Такая форма позволяет гореть пламени долго и ровно.

Виды

Изделия можно разделить на несколько видов. Это зависит от размера, места использования и расположения:

  • подвесные или церковные лампады используются исключительно в храмах или церквях;
  • настенные;
  • настольные;
  • гасимые;
  • неугасимые - ставятся перед иконами, мощами святых, какой-либо особо почитаемой святыней, в них обязательно поддерживают непрерывное горение;
  • для крестного хода;
  • для домашнего обихода.

Размер зависит от объема масла, который можно залить в светильник. Большими считаются с объемом от 100 до 500 миллилитров. Такие обычно освещают иконы в храмах или церквях. В домашних условиях отлично себя зарекомендовали небольшие, объемом 30-50 мл.

Лампада подвесная не используется в быту, это больше ритуальный предмет, играющий важную роль в православной вере. Ее используют на крещении, погребении, венчании, крестном ходе. Изготавливают из латуни, меди, мельхиора, серебра.

Существуют большие паникадило. Они представляют собой массивную церковную люстру со множеством зажженных лампад и свечей. Их принято зажигать в праздничные дни. Паникадило находится в центре здания и выглядит очень торжественно. Часто украшается хрустальными подвесками, в которых преломляются отблески свечей. Некоторые экземпляры можно сравнить с произведением искусства.

Масло

Настоящее масло для лампад - деревянное. Так называют продукт, полученный из плодов маслин, растущих на дереве, а не из трав или семян. Елей считается самым чистым и качественным маслом высшего сорта. При горении не образует нагара, не выделяет совершенно никаких вредных веществ.

Благодаря своей чистоте и целебным свойствам, елей используется как для помазания больных, так и в обрядах крещения. На протяжении тысячелетней истории христианства именно оливковое масло считалось достойной жертвой Богу.

Зачем зажигают лампадку

Бронзовый подсвечник возле иконы вполне может стать альтернативой лампадке. Важна суть горящего пламени:

  • сам огонь является символом ежегодного чуда схождения Благодатного огня;
  • это символ веры;
  • горящий огонь перед иконой - память о святых, сынах света;
  • огонь побуждает к жертвенности;
  • свет очищает от грехов и темных помыслов.

По церковным законам зажжение лампады возможно только от церковной свечи.

Первые лампады использовались христианами для освещения тёмных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения. В дальнейшем лампады стали важной деталью праздничного и богатого убранства христианского храма. В широком смысле «лампада» - это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами или наверху больших стационарных подсвечников. Символическое значение лампады - вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия. В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Это древняя благочестивая традиция, которая символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп, темен, здесь не всегда прославляют Имя Божие.

В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.

Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать. Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях — это неблагоговейно по отношению к святыне. Не принято зажигать лампаду от спички, для этого используется церковная свеча. Про неблагоговейных монахов в монастырях раньше говорили: «Он от спички лампаду зажигает…»

Лампадное масло (изначально — оливковое), так же как и фитилек, можно купить в церковной лавке или в Православном магазине. Можно сделать фитилек самому из бинта или другой тряпицы: узкую полоску тонкой материи туго скручивают в жгут и протягивают через поплавок лампадки.

Лампадки бывают разных цветов — красная, синяя, зеленая. Есть традиция в посты зажигать более темные по цвету лампадки (синюю, зеленую), а в праздники — красную.

Висящую лампаду прикрепляют к потолку или к киоту икон. Ее принято вешать возле наиболее чтимых икон.

Есть благочестивая традиция в случае болезни или неблагополучных обстоятельств крестообразно помазывать маслом от лампады детей и близких. Так поступал Преподобный Серафим Саровский, помазывая маслом от лампадки всех приходивших к нему.

Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки.

Детей нужно приучать зажигать лампаду.

Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».

О важности зажигания лампады сказано в житии праведной Марфы —

Святая праведная Марфа, мать святого Симеона Дивногорца, умирая, завещала, дабы тело ее было погребено на том месте, на котором хоронят странников и нищих. Но преподобный сын ее Симеон, имея откровение от Бога о преставлении своей матери и послав некоторых из своих учеников, перенес тело ее к себе на Дивную гору, дабы похоронить его при своем столпе.

…После погребения преподобной братия установили обычай возжигать над ее гробницею лампаду, дабы она, ради почтения святой, горела день и ночь. Спустя некоторое время братия перестали по нерадению возжигать лампаду. Между тем, замечая сие, преподобный Симеон молчал, не приказывая ничего относительно лампады, дабы не подумали о нем ученики его, что он безмерно почитает свою мать после смерти. В то время тяжко заболел эконом обители, так что находился почти при смерти.

В полночь больному явилась святая Марфа, говоря: «По какой причине не возжигаете вы моего светильника? Знайте, что я не нуждаюсь в возжжении мне свечей, будучи сподоблена от Бога моего небесного вечного света; но тем не менее, когда вы возжигаете при моем гробе светильник, то сие делаете для собственного спасения, ибо вы тогда возбуждаете меня к ходатайству за вас пред Господом». При сих словах святая держала в правой руке как бы пресветлый бисер - частицу животворящего Тела Христова; прикоснувшись этой частицей к больному, она сказала: «Будь жив и здоров от сего».

Произнесши сие, она стала невидима. Больной же немедленно встал здоровым и отправился к гробнице святой; припавши к ней, орошал землю слезами, с одной стороны, испрашивая прощения за свое нерадение, а с другой, благодаря за исцеление.

После сего он устроил так, чтобы перед гробницею святой горел неугасимый светильник. При гробе святой совершалось также много и других чудес: прозирали слепые, изгонялись бесы из людей и подавались скорые исцеления от всяких недугов по молитвам святой праведной Марфы и по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается слава со Отцом и Святым Духом ныне и в бесконечные веки. Аминь.

из книги — азы православия

Что такое "Лампада"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Лампада На языке богослужебных книг православной церкви настоящего времени это название, в тесном смысле, служит для обозначения больших переносных подсвечников, предшествующих священнику и дьякону при малом и великом выходах на литургии, а также подсвечника несколько меньшей величины, предносимого архиерею, при его входе в храм, особым лампадчиком (в греческой церкви примикирий, ????????????, primicerius, от????? воск или cera свеча). В более обширном смысле Л. назыв. в церковном уставе всякий сосуд с елеем (маслом), зажигаемым во время богослужения перед иконами, и этим названием светильники с горящим елеем отличаются от светильников с восковыми свечами - кандил (см.). Нет достаточных оснований объяснять употребление Л. и других светильников при христианских молитвенных собраниях заимствованием от язычества или иудейства, как это делали еще недавно многие археологи. Не говоря уже о необходимости освещать места молитвенных собраний, когда они происходили в темных местах - криптах и катакомбах, и особенно ночью, как это было в первые три века существования христианства, - свет, по учению христианства, имеет особенное символическое значение. Название света, просвещающего мир своим учением, усвояется самому основателю христианства (см. Иоанн. VIII, 12; V, 35; Деян. XX, 7-8 и др.). Пламя светильника, возжигаемого при богослужении, по толкованию древних христианских писателей, означает, что сердца молящихся пламенеют любовью к Богу. Вообще обилие света Л. при богослужении знаменует духовную радость: чем торжественнее праздник церковный, тем больше возжигается в храме Л. и свечей. Правило апостольское третье особенно одобряет обычай христиан, собираясь в храме, приносить с собой елей для Л. Кроме мест богослужебных собраний, Л. в древней церкви составляли обычную принадлежность христианских могил, в особенности мучеников и святых. При раскопках в Риме христианских катакомб и усыпальниц найдено немало каменных столбиков, с углублением в верхнем конце. Думают, что эти столбики были не чем иным, как постаментами для Л. Иногда вместо столбиков постаментами для Л. служили треножники или канделябры. Л. над могилами были эмблемами вечного света радости и благодати, которым будут наслаждаться праведники в обителях вечного блаженства; это выражают многие надписи на могилах, напр. Luce nova fraeris, lux tibi Christus adest. Многие из Л. в катакомбах и усыпальницах не имели, впрочем, эмблематического значения, а существовали просто для освещения коридоров катакомб. Для домашнего употребления Л., как и в катакомбах, или подвешивались на потолке, или ставились на канделябрах или столиках. Росси думает, что Л. с христианской орнаментикой служили и при совершении крещения оглашенных, которое на языке церкви известно также под именем просвещения (светом веры Христовой). Л., подвешенные к потолку церквей, сначала не имели вида нынешнего паникадила (=большой люстры, висящей под главным куполом церкви), а составляли обруч, уставленный Л. или свечами. Такие короны-Л. или Л.-стелларии (velut stellae in coelo) употребляются и доселе в Греции, под наз. ?????. (круг). В первобытной церкви Л. делались из глины (преимущественно красной), из терракоты, позже - из бронзы. Признаками христианского происхождения Л., находимых при раскопках (вне крипт и христианских катакомб), кроме христианских эмблем и символов, считается их форма, представляющая большее или меньшее подобие корабля (navicella), главного символа церкви в эпоху язычества. Со времени торжества христианства в римской империи церковные Л. часто были в высшей степени художественны и богаты. Лучшим произведением этого рода считается подвесная лампа, находящаяся ныне во владении потомков бывшего великого герцога тосканского. Замечательна также Л., найденная в могиле Марии, дочери имп. Гонория, жены Стиликона. Некоторые древние Л. имеют вид других фигур церковной символики: пальмы, голубя, агнца, короны, монограммы И. Христа, буквы?. Начиная с VI в. Л. часто имеют форму равноконечного (четырехконечного) креста, изредка-"доброго пастыря", окруженного овцами, или круга, с поясными по краям изображениями 12 апостолов; однажды встречается Л. в фигуре петуха, однажды - оленя, однажды - зайца. На одной древней африканской Л. имеется изображение двух агнцев, стоящих на двух четырехконечных крестах (символ Христа распятого, указывающий на происхождение Л. ранее V в.). Все эти фигуры встречаются почти исключительно на Л. глиняных и терракотовых. Рисунки церковных Л. см. у Мартиньи. "Dictionnaire des antiquites chretiennes" (П., 1889).

Лампада - ЛАМПАДА, Цы и ЛАМПАДКА, Ци, ж. Небольшой сосуд с фитилём, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый... Толковый словарь Ожегова

Лампада - ЛАМПАДА, лампады, ж. (греч. lampas). 1. Небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый П...

В древних храмах был полумрак даже в самый яркий день. Полумрак - это не тьма, не полное отсутствие света, а символ земной человеческой жизни, погруженной в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет Веры, свет Божий: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5).
Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, которым окружены тайны Божии. Светом в истинном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием.
Как мы уже говорили выше, символами этого истинного света с древнейших времен служат горящие перед святынями лампады и свечи. Церковные светильники всегда имели духовно-символическое значение, закрепленное уставом Церкви. Они возжигаются и ночью, и днем во время дневных служб, когда света из окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве. А при чтении Шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечей в середине храма для чтеца, пред иконами Христа, Богоматери и храмовой иконой в иконостасе. Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние - паникандило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царствии Небесном.
В пояснениях к Уставу Богослужения Православной Церкви есть специальная глава "О светильниках и об освещении", где подробно рассказано о символике и назначении каждого из светильников (подсвечников, кадил, лампад).
Образ и форма светильников в значительной степени определяются его предназначением и местоположением. Одиночный огонь лампады может означать одного из святых Церкви. Напольные светильники первообразом своим имеют Божество, являющееся людям, согласно Ветхому Завету, в виде огненных сущностей: столпа, водившего народ Израиля по Египту, неопалимой купины, представшей Моисею. Любой светильник со свечами, на каждой лампаде разнообразно постановленными, может служить образом неопалимой купины. Особый статус имеет церковное паникадило - самый большой из всех храмовых светильников.
“Настольная книга священнослужителя” трактует паникадило, ниспускающееся сверху в центральную часть храма, иполикандила, находящиеся в боковых приделах, как символы “собрания, созвездия людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных oгнем веры, горящих огнем любви к Богу...”Литургист XV в. блаженный Симеон, архиепископ Солунский,уподобляет свечи в хоросе звездам, а круг, где поставлены свечи, называет твердию. Церковное паникадило несет в себе характеристики трех высших ангельских чинов: Серафимов как существ “пламенеющих, или горящих”; Херувимов, имеющих свойство “обилия познания, или излияния мудрости”; и Престолов, способных “постоянно возвышаться над всем дольним, премирно стремиться в горние”. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям.
Важнейшее место в храме - за престолом в алтаре - занимает семисвечник. Древнейший его прототип, о котором упоминалось выше, описан в Ветхом Завете, при устройстве Скинии Моисея. В Апокалипсисе семь звезд означают семь Ангелов семи церквей, а семь светильников - семь церквей, семь духов Божиих (Откр. 1:20, 4:5). Семь светильников горят перед престолом Вседержителя. Так объясняется число светильников в семисвечнике. Для семисвечника также характерна форма стилизованного дерева. Расположенный за престолом в алтаре, то есть в самом центре церкви, в сердце ее микрокосмоса, этот светильник символизирует мировое древо жизни, которое росло в центре ветхозаветного Рая.
Другой тип церковных светильников – лампады, которые, подобно звездам в небе, во множестве сияют в церковной полутьме. Неслучайно перед иконами ставятся сразу два источника света: подсвечник с восковыми свечами и лампада с горящим елеем. Блаженный Симеон Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу, как бы от лица всего творения. А горящая восковая свеча - превращение воска в огонь - означает обожение, превращение земного человека в новую тварь под воздействием огня и теплоты Божественной любви и благодати.
lampada.jpg Елей, как и воск, означает чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Поэтому елей возжигают перед святыми иконами – в храмах и в домах верующих. Но он имеет и другое значение: свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям - он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу. Так, перед иконой происходит символическая встреча, диалог Небесного Отца и его паствы.
На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. По словам святого прав. Иоанна Кронштадтского, «светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества - престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники, горящие и светящие всему миру своею верою и добродетелями». То же говорил в VII веке по Р.Х. Софроний, патриарх Иерусалимский: «Лампады и свечи суть образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники».
Святой прав. Иоанн Кронштадтский продолжает: «Огонь горящих… свечей и лампад… служат для нас образом огня духовного - Духа Святаго, сшедшего в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу. Огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. Так, в храме все поучительно, и нет ничего праздного, ненужного».
Святой Григорий Богослов в «Слове на святое крещение» придает таинственное значение благочестивому обычаю возжигания лампад: «Светильники, которые возжешь, таинственно образуют тамошнее световодство, с которым мы, чистые и девственные души, изыдем в сретение жениху, имея ясные светильники веры».
Как обобщение многогранности духовного значения горящей лампады звучат слова из «Миссионерских поучений» Святителя Николая Сербского: "Зачем перед иконой зажигается лампадка? Во-первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос: Я свет миру (Ин. 8, 12.). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души. Во-вторых, для того, чтобы напомнить нам о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы сынами света (Ин. 12, 36.) В-третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света, чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела (Мф. 5, 16.). В-четвертых, чтобы стала она нашей малой жертвой Господу, Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к Тому, у Кого в наших молитвах мы просим жизни, здоровья и спасения - всего того, что может дать одна только безграничная Небесная Любовь. В-пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца. Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам Его. В-шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому, как горят в лампадке елей и фитиль, покорные нашей воле, так же пусть горят пламенем любви и наши души, во всех страданиях покорные воле Божией. В-седьмых, чтобы напоминать нам о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше, эта наша внутренняя лампадка, не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели наши - горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь» (Миссионерские поучения, письмо 18).
Лампадное масло от производителя С древних времен известно немало чудес, в которых с помощью горящих лампад и елея проверялась твердость веры в Господа Бога и знаменовалась милость Божия к верующим. Так, в конце II века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду - и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом.
И на нашей освященной крещением земле было явлено немало чудес, раскрывающих смысл этой церковной традиции. В обители преподобного Феодосия Киево-Печерского однажды произошел следующий случай. Приближался праздник Успения Пресвятой Богородицы, а в храме не было деревянного масла, чтобы возжечь в этот день лампады; и церковный строитель задумал выжать масла из полевых семян и наполнить лампады им, взамен деревянного. Спросив о том преп. Феодосия и получив его благословение, строитель поступил, как задумал. Когда же он собрался налить приготовленное масло в лампады, то увидал в сосуде с маслом мертвую мышь. Тогда он поспешил к преподобному и рассказал ему о случившемся, заверяя, что он со всякою осторожностью накрыл сосуд с елеем и не разумеет, каким образом туда влезла мышь. Преподобный же, поняв, что это случилось по Божьему смотрению, осудил свое неверие и сказал ему: «Нужно нам, брат, иметь надежду на Бога и уповать, что Он силен подать нам нужное; а не делать по неверию то, чего не следовало. Иди, вылей масло то на землю, и, молясь Богу, потерпим немного, и Он подаст нам сегодня масло в изобилии». Когда преподобный отдал строителю это приказание и помолился - был уже вечерний час. В это время один богач привез в дар монастырю большую бочку, наполненную деревянным маслом. Видя это, преподобный прославил Бога, что Он так скоро услышал молитву его. Маслом наполнили все лампады, и еще большая часть его осталась. И на другой день светло отпраздновали праздник Пресвятой Богородицы.
Преподобный старец Серафим Саровский в своей молитве за усопших и живых придавал особое значение жертвенному смыслу горевших в его келии лампад и свечей. В ноябре 1831 года сам отец Серафим в беседе с Н.А. Мотовиловым объяснил это.
- Я, - рассказывал Николай Александрович, - видев у батюшки отца Серафима много лампад, в особенности многие кучи восковых свечей… подумал про себя: «Для чего это батюшка отец Серафим возжигает такое множество свечей и лампад, производя в келии своей нестерпимый жар от теплоты огненной? А он, как бы заставляя мои помыслы умолкнуть, сказал мне:
- Вы хотите знать, ваше боголюбие, для чего я зажигаю так много лампад и свечей перед святыми иконами Божиими? Это вот для чего. Я имею, как и вам известно, многих особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим (дивеевским сестрам - прим. ред.). Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот когда я читаю правило свое, то и поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне недостало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных - за несколько человек одну большую свечу, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз, убогий, сии свещи и кандила» (то есть лампады - прим. ред.). А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем не основанное, то и приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшего к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандила во дни и в нощи: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот, ваше боголюбие, почему Святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых Ангелов и святых человеков, Богу благоугодивших.
Мы зажигаем лампады перед святыми образами, как видимое выражение огня нашей любви к Господу и к ближнему, от всего нашего чистого сердца. Если же приносишь жертву, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь, то напрасна и жертва твоя Богу: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23–24). Нельзя истинно любить Господа, не любя своих близких.
* * *
К сожалению, ныне многие не знают духовного смысла лампады и горящего в ней елея и не придают им большого значения; а потому не гнушаются использовать для лампад дешевое некачественное масло, изготовленное из различных смесей, сдобренное парфюмерными добавками, скрывающих неприятный запах этих суррогатов. Сегодня такое масло часто именуется «деревянным», хотя не имеет к оливковому маслу никакого отношения. Первоначальный истинный смысл «деревянного масла» почти утрачен, и название это из-за привлекательности стали использовать для дешевых масел. Причина такой подмены - оскудение веры и благочестия и, как следствие, формальное отношение к церковному богослужению. Такое отношение Господь назвал закваской фарисейской (Мк. 8:15). Лампада для многих - лишь внешний атрибут храма или домашних икон, элемент украшения - и только.
Молитва на разжигание лампады Основным аргументом использования плохого масла является его дешевизна. Но не надо забывать, что«елей и воск как самые чистые из веществ, употребляемых для горения, означают чистоту и искренностьприношения, делаемого к прославлению святаго Имени Божьего (Исх. 27:20). Елей же (масло), в частности, означает усердие людей, подобное усердию мудрых дев, которые взяли елей со светильниками своими для встречи Жениха (Мф. 25:3,4), т. е. означает желание христиан быть угодными Богу делами своими, жизнию, а не верою только (ср. Пс. 44:8)» (Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви К. Никольского, Спб., 1874).
В чем тогда выражается усердие людей, зажигающих в лампаде дешевое, но не чистое масло? Можно ли их приношение назвать искренним и чистым? Неужели для встречи Господа Иисуса мы возьмем из соображения экономии светильники с плохим маслом, оправдываясь тем, что нам не на что было купить хорошего?
В Ветхом Завете устами пророка Малахии Господь так укорял священников за принесение к святому жертвеннику недостойной жертвы: «Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, а говорите: «чем мы бесславим Тебя?» - Тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения». И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф. Итак, молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф» (Мал. 1:7–9).
Не является ли нечистое масло подобием жертвенного животного слепого и хромого? И если мы выбираем подарок любимому человеку, то неужели мы будем руководствоваться лишь соображением дешевизны, а не качества?
Преосвященный Никанор, епископ Херсонский и Одесский, так говорил в своем поучении: «Давно ли мелкокорыстное лукавство стало благоприятной жертвой Богу? Давно ли потеряло смысл русское присловье «На Тебе, Боже, что мне негоже», которым схвачена и метко очерчена эта непривлекательная черта наших доморощенных фарисеев. Ведь еще в Ветхом Завете заповедано, что не пригоже приносить в жертву Богу то, что нам самим негоже (Лев. 22:21–22). А ты, православное чадо Нового Завета, христианская душа, а не жидовин, приносишь к жертвеннику Господню не вола, не овцу, не козла, а только грошовую свечку, да и тут норовишь, чтобы она была даже не грошовой, а копеечной. Кого же ты обманываешь, подобно Анании и Сапфире? Сущее твое не с тобой ли было?».
Одно внешнее исполнение данной заповеди не может спасти человека. Чистой должна быть не только сама наша жертва, но дела и помыслы наши: «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь… когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю» (Ис. 1:11, 15–18).
Господь ждет от Своих учеников, от нас, православных христиан, не подарка в виде лучшего и драгоценного масла, но все сердце наше, весь ум, всю душу нашу, все силы наши и в Духе Святом возлюбить ближнего своего, как самого себя. Это-то и есть больше всех всесожжений и жертв. (Мк. 12:32–33).

Лампада (греч. «светильник» ) — это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике. Символическое значение лампады — вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия. В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Это древняя благочестивая традиция, которая символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп, темен, здесь не всегда прославляют Имя Божие.

Еще в Ветхом Завете написано: «И сказал Господь Моисею… чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровений в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда; это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны ставить они светильник пред Господом всегда» (Лев. 24:1-4).

В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.

Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать. Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях — это неблагоговейно по отношению к святыне. Не принято зажигать лампаду от спички, для этого используется церковная свеча. Про неблагоговейных монахов в монастырях раньше говорили: «Он от спички лампаду зажигает…».

Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки.

Для лампадки используют лампадное масло (изначально — оливковое), которое можно купить в церковной лавке в любом храме.

Лампадку можно зажигать только от свечи, с молитвой и благоговением. Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».

Святитель Николай Сербский по поводу того, зачем мы возжигаем лампады, писал следующее:

Во-первых, потому, что вера наша есть свет . Сказал Христос: «Я свет миру» (Ин. 8:12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.

Во-вторых, для того, чтобы напомнить нам о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы «сынами света» (Ин. 12:36).

В-третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света , чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела» (Мф. 5:16).

В-четвертых, чтобы стала она нашей малой жертвой Господу , Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к Тому, у Кого в наших молитвах мы просим жизни, здоровья и спасения - всего того, что может дать одна только безграничная Небесная Любовь.

В-пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца . Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам Его.

В-шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому как горят в лампадке елей и фитиль , покорные нашей воле, так же пусть горят пламенем любви и наши души, во всех страданиях покорные воле Божией.

В-седьмых, чтобы напоминать нам о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше, эта наша внутренняя лампадка, не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели наши - горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь.

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Рекомендуем почитать

Наверх