Всегда ли можно доверять мудрым фразам из глубины веков. Перевод и происхождение выражения «In vino veritas Истина в вине откуда выражение

Хирургия 12.01.2024
Хирургия

Цитируется избирательно, поэтому можно пройти по ссылкам и зачитать целиком

«In vino veritas» (лат. «Истина в вине») И эту фразу как правило воспринимают буквально, что мол да - истина именно там, на дне бокала. Меж тем смысл данной фразы совершенно иной. Ее автор Плиний Старший (он же Гай Плиний Секунд) в своей работе «Естественная история» (XIV, 141) использовал ее в том значении, что под воздействием алкоголя люди раскрепощаются и говорят то, что думают, в связи с чем смысл фразы следует понимать в значении «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». В ряде случаев данную фразу воспроизводят и с продолжением: «In vino veritas, in aqua sanitas» - «Истина в вине, здоровье в воде».


«Ars longa, vita brevis»
Чаще всего ошибочно переводят с латыни как «Жизнь коротка, искусство вечно» На самом деле искусство в этой фразе не «вечно», а «обширно» (букв. «длинно»), так что жизни на овладение им не хватит. Ars longa, vita brevis - или, по-гречески (поскольку первым это сказал Гиппократ), ho bios brachys, he de techne makre. Так что это не про aere perennius, а про то, что всех книжек не прочитаешь.

«Исключение подтверждает правило» Идея происходит от защиты Цицероном Люция Корнелия Бальба Старшего , которого обвиняли в незаконном получении римского гражданства. Обвинитель привёл примеры договоров Рима с некоторыми племенами, которые запрещали давать их членам гражданство и предложил сделать вывод, что гадитанцам гражданства тоже давать нельзя. На что Цицерон ответил: «Quod si exceptio facit ne liceat, ubi non sit exceptum, ibi necesse est licere» («Поскольку это исключение делает принятие в гражданство незаконным, то отсутствие такого исключения необходимо делает его законным»).

В средние века юристы обобщили этот принцип до «exceptio probat regulam in casibus non exceptis» («исключение подтверждает правило в неисключённых случаях»). То есть если нескольким солдатам в порядке исключения дается разрешение вернуться в казарму позже обыкновенного, то данное обстоятельство означает, что «несмотря на наличие исключения, правило [для остальных солдат] остается в силе».

«А все-таки она вертится!» Принято считать, что подписав отречение от своего «еретического учения» и выслушав приговор инквизиции о пожизненном заключении (к слову сказать – еще один миф, но об этом как-нибудь в другой раз), Галилей поднявшись с колен в церкви Santa Maria sopra Minerva, топнул ногой и произнес эту знаменитую фразу. Как ни красива легенда, как ни мужествен был Галилей, но фразу эту он не говорил (по словам Бертрана Рассела, «произнес её не Галилей, а весь мир»). Впервые же история о знаменитой фразе была рассказана лишь через пять лет после смерти Галилея.

Вероятнее всего возникла она благодаря знаменитому художнику Мурильо , которому после смерти Галилея был заказан его портрет. Заказ был выполнен одним из учеников Мурильо в 1646 году. И только через 250 лет искусствоведы установили, что широкая рама искусно скрывает «еретическую» часть картины, на которой видны астрономические эскизы, показывающие вращение Земли вокруг Солнца, и знаменитые слова: «Eppus si muove!». Здесь-то вероятно и скрываются корни возникновения легенды.

«Генерал Мороз» Приписывают её Наполеону I, будто бы обосновавшему ею неудачи своего похода на Россию. Вообще версия о морозах, как о главной причине неудач наполеоновского похода является весьма распространенной. В действительности же погода в дни нашествия французов была теплее, чем обычно. Когда французы отступали к Киеву (в октябре), было около 10 градусов выше нуля; реку Березину лед еще не сковал, а в самую холодную ночь под Смоленском температура держалась в районе минус 8 градусов. Как видно, ссылки на «Генерала Мороза» как на главную причину неудач в российской кампании являются ни чем иным, как необоснованным оправданием поражения Наполеона и французского командования.

Да и само выражение «генерал Мороз» в обиход запустил отнюдь не Наполеон: в период отступления наполеоновской армии из России, 1 декабря 1812 года в Лондоне был выпущен сатирический листок «General Frost shaving little Boney» («Генерал Мороз, бреющий маленького Бони», т.е. Бонапарта). В те годы этот образ вошел в художественную литературу. Встречается он, например, в 2-х стихотворениях 1816 г. английского поэта Вильяма Вордсворта – «Французская армия в России» и «На то же событие». В 1853 году английский (опять же!) сатирический журнал «Punch» в номере от 10 марта, избрав мишенью своего остроумия Николая I, приписал ему слова: «Россия имеет двух генералов, на которых она может положиться: это генералы Январь и Февраль».

Байка про «Генерала Мороза» (он же «Генерал Зима») активно использовалась и фашистской пропагандой в качестве основной причины неудач уже германской армии. Что характерно.

«Газетная утка» К собственно уткам выражение не имеет ровным счетом никакого отношения, поскольку основано на созвучии. Появилось оно в конце XVIII в. в Германии, где щепетильно относящиеся к вопросам деловой репутации издатели газет наиболее сомнительные с их точки зрения материалы, помечали буквами N.T., что означало «нон тестатур» - не проверено. А так как «энтэ» по-немецки означает «утка», то это слово и стало впоследствии символом лживых сообщений, содержащихся в СМИ.

«Догнать и перегнать» Приписывают его почему-то Н.С. Хрущеву («Догнать и перегнать Америку»), на самом же деле ему они не принадлежат. Взято оно из статьи Ленина «Грозящая катастрофа»: «… Россия по своему политическому строю догнала передовые страны.

Но этого мало. Война неумолима, она ставит вопрос с беспощадной резкостью: либо погибнуть, либо догнать передовые страны и перегнать их также и экономически».

«Религия – опиум для народа» Кто подумал, что автор фразы – Ленин, ошибся. Её автором является немецкий писатель Новалис . Но и это еще не все, - во введении к работе «К Критике гегелевской философии права» К.Маркс писал: «Религия это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». То есть с одной стороны перед нами неточная цитата, но кроме того еще и общий смысл ее обычно воспринимается невероно. Изначально имелось в виду, что религия - это не отрава (к слову сказать опиум в те времена наркотиком не считался, напротив - считался весьма популярным обезболивающим, а потому продавался в аптеках даже без рецепта), а отдушина, терапия, способная облегчить страдания . Знаменитый лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», - также придумал не он, и даже не К.Маркс. Автором фразы на этот раз является Карл Шаппер.

«Каждая кухарка способна управлять государством» Неточная цитата из статьи В. И.Ленина «Удержат ли большевики государственную власть?» (1(14) октября 1917 г., Полное Собрание Сочинений, т. 34, с. 315). В первоисточнике: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас вступить в управление государством .. Но мы [...] требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту». В настоящее время используется как иронический комментарий к действиям непрофессионалов и случайных людей, оказавшихся у руля государственной власти, в сфере управления вообще.

«Кто не работает, тот не ест» Придумали его отнюдь не большевики, те просто наиболее часто его повторяли, отчего и авторство приписывается именно им. Тем не менее следует отметить, что восходит оно во Второму посланию апостола Павла к фессалоникийцам: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».

«В здоровом теле здоровый дух» Данная фраза, столь знакомая нам с детства, пожалуй одна из ярчайших в серии «художественная резьба по тексту». Дело в том, что римский сатирик Ювенал , к которому она собственно и восходит, вкладывал в нее прямо противоположный смысл. В своей 7-й сатире он писал, что «молить надо богов о том, чтобы дух был здоровый в теле здоровом...», на основе которой сложилась известная римская пословица «Mens sana in соrроrе sano - avis rаrа», - «В здоровом теле здоровый дух - редкая удача ».

«Красота спасет мир» Автором ее называют конечно же Ф.М. Достоевского. Увы, но и она из все того же цикла про резьбу, кроме того еще и из контекста вырвана. Для того, чтобы в этом убедиться, откроем первоисточник: «Господа, - закричал он громко всем, - князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен . Господа, князь влюблен». (Ф.М. Достоевский, «Идиот»).

«Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные» Приписывается королеве Марии- Антуанетте по поводу ее высказываний о голодных бунтах 1780-х гг. Меж тем данная фраза Марией-Антуанеттой теоретически если и могла быть произнесена, автором ее она быть никак не может. Дело в том, что данная фраза курсировала в печати задолго до описанных событий, - начиная с 60-х годов XVIII столетия она активно использовалась для иллюстрации разложения нравов аристократии. А Жан-Жак Руссо вообще утверждал, что слышал ее еще раньше: «Припоминаю, что одна известная принцесса сказала "Если у бедняков нет хлеба, пусть едят бриоши"» («Исповедь», Жан-Жак Руссо, 1736) К слову сказать, последний из биографов Марии-Антуанетты, леди Антония Фрейзер, приписывает это высказывание совершенно другой королеве - Марии-Терезии, супруге Людовика XIV, «Короля-Солнце», - хотя в действительности сказать ее мог кто угодно. Возможно также, что знаменитая фраза вообще была придумана исключительно в пропагандистских целях.

Отмечу также, что аналогов данной фразы мы можем отыскать довольно много, в т.ч. и в местах, весьма далеких от Французского королевства:

«Великий князь Чеан, сын короля Йенчжона, был очень глуп. Как-то сидел он у своих ворот и увидел нищего, который просил проса.
- У него нет проса, - сказал Чеан своему слуге, - но ведь он мог бы поесть медовых блинчиков!» (О Сукквон, Корея, XVI век).

«Незаменимых людей не бывает» Приписывается И.В. Сталину, в обиход очевидно вошла стараниями Ю. Борева (Борев Ю.Б., Сталиниада. М.: Советский писатель, 1990, ранее печаталась «самиздатом» в период 1960-1965 гг).

В действительности же на XVII съезде ВКП (б), 26.01-10.02.1934, в своем отчётном докладе о работе ЦК ВКП(б) И.В.Сталин сказал следующее: «Есть у нас ещё два типа работников, которые тормозят нашу работу, мешают нашей работе и не дают нам двигаться вперёд. Один тип работников – это люди с известными заслугами в прошлом, люди, ставшие вельможами, люди, которые считают, что партийные и советские законы пишутся не для них, а для дураков… Они надеются на то, что Советская власть не решится тронуть их из-за их старых заслуг. Эти зазнавшиеся вельможи думают, что они незаменимы и что они могут безнаказанно нарушать решения руководящих органов. Как быть с такими работниками? Их надо без колебаний снимать с руководящих постов, невзирая на их заслуги в прошлом. Их надо смещать с понижением по должности и опубликовывать об этом в печати. Это необходимо для того, чтобы сбить спесь с этих зазнавшихся вельмож-бюрократов и поставить их на место».

«Нет человека – нет проблем» Традиционно приписывается опять же Сталину. Меж тем реальным ее автором является по-видимому Анатолий Наумович Рыбаков (1911 - 1998), использовавший ее в романе «Дети Арбата» (1987). В указанном художественном произведении Сталин произносит ее в связи с расстрелом военспецов в Царицыне в 1918 г.: «Смерть решает все проблемы. Нет человека, и нет проблемы». Впоследствии в своем «Романе-воспоминании» (1997) Рыбаков писал, что эту фразу он, «возможно, от кого-то услышал, возможно, сам придумал».

«Бабы новых нарожают» Имеется в виду солдат, - фраза, призванная оправдать «заваливание врага трупами», своими разумеется, а также подчеркнуть, что-де и Победу добыли только и исключительно по этой причине. Обычно приписывается Г.К. Жукову. Меж тем реальным автором высказывания следует признать писателя Михаила Веллера. В рассказе «Трибунал» читаем:

«Жуков махнул рукой:
- Солдат вам бабы новых нарожают. Россия велика. Положил бы за дело - не жалко. Операция провалена бездарно. Преступно!».

Впрочем, данная фраза вообще стала расхожей и была весьма охотно подхвачена либеральной общественностью. Вот, к примеру, Эдуард Володарский, - автор романа «Штрафбат», а заодно и автор сценария одноименного же сериала, в концепцию которого она укладывается как нельзя лучше, заявляет, что-де во время войны наше командование посылало на минные поля солдат и те своей гибелью расчищали путь к наступлению. При этом полагая, что верить ему непременно должны на его честное писательское слово, он решил обосновать данное утверждение ссылкой на генерала Эйзенхауэра. Я, говорит, сам читал в его воспоминаниях, как он сразу после взятия Потсдама, увидев там груды советских убитых солдат, сказал Маршалу Жукову: «Зачем вам нужен был этот Потсдам? Столько погибших!» А Жуков, - я, говорит, точно помню это, - ответил: «Ничего. Русские бабы ещё нарожают!» Но вот эти воспоминания - «Крестовый поход в Европу», 525 страниц, подобной фразы там нет и в помине. Кроме того эту подленькую ложь опровергнуть весьма легко. Дело в том, что Потсдам был взят 27 апреля 1945-го, при этом Жуков с Эйзенхауэром там встретиться попросту не могли, поскольку еще бои вовсю шли, и они оба они находились в своих войсках. А встретились впервые лишь в начале июня того же 45-го, но не в Потсдаме, а в штабе 1-го Белорусского фронта, находившемся в Венденшлоссе. Жуков вспоминал: «Встретились мы по-солдатски, можно сказать дружески. Взяв меня за руки, он долго разглядывал, а затем сказал: «Так вот вы какой!» (Воспоминания и размышления. М., 1971.С.669).

Алкоголь был известен человечеству с древнейших времен. Не удивительно, что с рождением философии и поэзии люди стали пытаться осмыслить его влияние на человеческий ум. И теперь мы знаем множество пословиц и поговорок на латыни о выпивке. Их можно выучить и блеснуть эрудицией перед друзьями, например, в ходе распития бутылочки-другой вина.

1. In vino veritas

Перевод: Истина в вине

Пожалуй, наиболее известная латинская пословица. Самое раннее ее упоминание зафиксировано у греческого поэта, творившего еще в VI веке до нашей эры. Это может показаться смешным, но его звали Алкей. Естественно, у него она написана была по-гречески.

Первое же упоминание этой пословицы на латыни приписывается римскому писателю Плинию Старшему в I веке нашей эры. В одном из своих произведений он писал: «Vulgoque veritas jam attributa vino est », что переводится как «Общепринято вину приписывать правдивость». Впоследствии фраза устоялась как «In vino veritas ».

Означает эта фраза то, что алкоголь заставляет людей много откровенничать. Русский аналог этой пословицы – «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».

Есть, кстати, более полный вариант: «In vino veritas, in aqua sanitas ». Перевод: «Истина – в вине, здоровье – в воде».

Есть также схожая по смыслу крылатая фраза за авторством римского поэта Горация: «Fecundi calices quem non fecere disertum? » Перевод: «Полные кубки кого не делали красноречивым?»

Тоже схожая фраза: «Vinum locutum est » (Говорило вино).

И еще: «Qui in animo sobrii, id est in lingua ebrii » (Что в душе у трезвого, то на языке у пьяного).

И наконец: «Vinum animi speculum » (Вино – зеркало ума).


2. Aut bibat, aut abeat!

Перевод: Пей или уходи!

Первое упоминание этой пословицы датируется I веком до нашей эры. Хотя фраза, судя по всему, гораздо древнее. Если верить римскому поэту Цицерону, так звучало главное правило застолья у греков. Сам поэт употребил эту фразу как аналог правила жизни вообще в разговоре о добровольном уходе из жизни.

Наиболее близким по значению русским аналогом этой пословицы будет, пожалуй: «Не умеешь – не берись».

3. Amicitia inter pocula contracta plerumque vitrea est

Перевод: Дружба после бокала – стеклянная

Имеется в виду, что дружба, которая установилась в процессе распития вина, так же хрупка, как чаши, из которых пьют новоиспеченные «друзья».

4. Ebrietas certe parit insaniam

Перевод: Пьянство определенно порождает безумие.

Трудно определить происхождение этой пословицы. Возможно, это форма другой крылатой фразы, которая считается переводом на латынь изречения греческого философа Аристотеля «Ebrietas est voluntaria insania » (Опьянение есть добровольное безумие).

5. Ebrietas est metropolis omnium vitiorum

Перевод: Пьянство - столица всех пороков.


6. Ebrii ebrios gignunt

Перевод: Пьяные рождают пьяных.

Приписывается древнегреческому философу-моралисту Плутарху. Русские аналоги: «Яблоко от яблони недалеко падает» и «Паршивая овца всё стадо портит».

7. Multum vinum bibere, nоn diu vivere

Перевод: Много вина пить – не долго жить.

8. Non est culpa vini, sed culpa bibentis

Перевод: Виновато не вино, а виноват пьющий.

9. Nunc est bibendum

Перевод: Теперь надо выпить.

Фраза стала крылатой после ее упоминания в произведении Горация – оде в честь победы императора Августа над войсками Марка Антония и Клеопатры.

10. Plures necat crapula quam gladius

Перевод: Похмелье погубило людей больше, чем меч.

Часто встречается вариант «Plure crapula, quam gladius perdidit ». Этот вариант переводится как «Кубки погубили людей больше, чем меч». Под кубками, конечно же, на самом деле подразумевается вино, которое из них пьют.


11. Homines soli animantium non sitientes bibimus

Перевод: Из животных только люди пьют, не испытывая жажды.

Схожий по смыслу афоризм: «Vina bibunt homines, animalia cetera fontes » (Только люди пьют вино, а остальные животные – чистую воду).

12. Prima cratera ad sitim pertinet, secunda – ad hilaritatem, tertia – ad voluptatem, quarta — ad insaniam

Перевод : Первая чаша способствует жажде, вторая — веселью, третья — наслажденью, четвертая — безумию.

13. Vinum apostatare facit etiam sapientes

Перевод: Вино доводит до греха даже мудрецов.

А вот это уже сказал не древний римлянин, и даже не грек! Эти слова приписываются христианскому святому Бенедикту Нурсийскому, жившему в эпоху Раннего Средневековья. Фраза получила известность после того, как ее процитировал Виктор Гюго устами одного из персонажей романа «Собор Парижской Богоматери».

14. Abusus in Baccho

Перевод: Злоупотребление по Бахусу.

Бахус – древнеримский бог виноделия. Во времена Античности разбавленное вино считалось полезным. Его пили вместо воды во время еды, и порой даже использовали как лекарство. Но чистое вино, не разбавленное водой, считалось вредным. Пить такое вино считалось злоупотреблением. То есть Abusus in Baccho – это банальное пьянство. Просто звучит более поэтично.

15. Sine Cerere et Libero friget Venus

Перевод: Без Цереры и Либера – холодна Венера

Эта фраза встречается в комедии «Евнух» древнеримского драматурга Теренция, жившего во II веке до нашей эры. Церера – древнеримская богиня плодородия. Либер – бог виноградарства, известный также под именами Вакх и Бахус. Венера – богиня любви.

Смысл пословицы: без вина и закуски и любовь не в радость.

Много позже эту фразу переиначил английский поэт Джордж Гордон Байрон в поэме «Дон Жуан».

Какая же истина может быть заключена в хмельных напитках, признанных вредными и для физического, и для психического здоровья человека? Можно поразмышлять, чтобы понять истинный смысл этой фразы.

Фразу "In vino veritas" впервые употребил древнеримский ученый Плиний Старший (24-79 годы нашей эры) в своем труде «Естественная история».

Говорить правду и только правду

Если обратиться к кладезю русской народной мудрости – пословицам и поговоркам о пьянстве, легко можно вспомнить высказывание «Что у трезвого на уме, то у пьяного на ». Значит, добиться от человека, узнать его истинные намерения, понять, что он в действительности думает вообще и о собеседнике в частности, можно, если его подпоить. И этот прием работает! И не важно, что на утро протрезвевший покаянно бормочет извинения, дескать, спьяну сболтнул – истина уже всплыла на поверхность, и оправдания бесполезны.

Дело в том, что под действием алкоголя человек уже не слишком хорошо контролирует себя, и скрытые в подсознании сомнения, страхи и комплексы выходят наружу, просятся «на язык». Один перед началом лечебных сеансов собирал потенциальных пациентов и устраивал большой банкет с обилием спиртного. Кстати, терапевт и сам принимал участие, употребляя вино наравне со всеми. Главным условием было – не ограничивать себя в количестве выпитого. Хитрость в том, что все происходящее снималось скрытой камерой. После, на трезвую голову специалист просматривал запись и решал, как необходимо строить работу с каждым из клиентов. Объяснял он такой странный метод просто. Дескать, чтобы «вытащить» проблемы клиента, необходимо провести не один сеанс, это сложный процесс, который может закончиться неудачей. А если человек выпил, все его проблемы проявляются сами собой, и необходимость в предварительных сеансах отпадает.

Истинный талант

Известно также, что многие талантливые творческие люди «помогали» раскрепоститься своему таланту, «подогревая» вдохновение спиртным. И опять же, иногда в таком состоянии им удавалось создать подлинные шедевры. Дело в том, что, раскрепощаясь под воздействием спиртного, подсознание более свободно начинает выражать себя. Голос же сознательного звучит уже не так громко. Нет рамок, условностей, можно посмотреть на мир под новым углом, найти свежую, оригинальную идею и развить ее без оглядки на шаблоны и правила.

Только вот заканчивали такие гении, как правило, плачевно. У спиртного, как и у всякого допинга, есть существенный недостаток: стимулируя воображение поначалу, оно со временем вызывает привыкание, требуется увеличение доз алкоголя. А между тем гибнут клетки головного мозга, безвозвратно разрушается .

Истина в вине утонула

Мало кто знает, что иногда известное выражение полностью произносят «истина в вине не раз тонула».

По латыни эта фраза звучит «In vino veritas multum mirgitum».
И с этим остается только горестно согласиться. Случайные проблески вдохновения, правдивые признания и прочие «плюсы» алкогольного опьянения - все это не окупает тот вред, который приносит пьянство. И разговоры «о высоком» по мере увеличения количества выпитого сменяются бессвязным пьяным бормотанием, а истинные чувства забываются ради пристрастия к «зеленому змию». Так что истину в вине искать все же не стоит.

Выражение «Истина в вине» и его латинский вариант In vino veritas давно используются в речи, стали «крылатыми». Образность фразы служит причиной разного понимания смысла: для одних суть пословицы заключается в представлении алкоголя как метода для узнавания правды, для некоторых, к сожалению, она является оправданием пагубного пристрастия. История появления и отношение к выражению представителей разных поколений помогают понять его смысл.

Инструкция

«Вино – милое дитя, оно же – правда,»- так сказал за шесть веков до нашей эры греческий поэт Алкей. Он обращался к вину при любых жизненных обстоятельствах, этот напиток прогонял тоску и веселил сердце. Даже Алкей не мог отказаться от подобного наслаждения. В своем гениальном искусстве поэт часто указывал на напиток, который избавляет от несносного летнего зноя, согревает в зимние холода. Древнегреческий поэт уважал вино за то, что видел в нем «правду», считал «зеркалом души». Высказывание Алкея положило начало другому афоризму.

Похожая мысль передается римским ученым и философом I века нашей эры Плинием Старшим. В «Естественная история» есть фраза, которая часто в русском тексте цитируется в варианте: «In vino veritas» и переводится как «Истина в вине». Именно эти слова стали использоваться как «крылатое выражение», хотя у римского философа имеется продолжение сказанному: In vino veritas multum mergitur. («Истина в вине не раз тонула»).

Народная пословица «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке» по-своему достаточно близка к пониманию смысла выражения. Действительно, человек в трезвом состоянии лучше промолчит, а под действием вина способен говорить даже о том, что необходимо держать в секрете. В истории даже известны случаи, когда алкоголь средством дознания. Например, И. Сталин сам всегда пил умеренно, но других старался напоить, рассчитывая таким образом проверить окружающих, которые под действием выпитого начинали говорить свободнее.

Вино не оставляло равнодушными многих известных людей: одни его ругали, другие восхваляли, третьи шутили над этим напитком. Персидский философ и поэт, математик и астроном Омар Хайям выразительными яркими образами воспевал подарки виноградной лозы. Хайям – образованнейший человек в рамках всех времен, хотя многие считают поэта любителем шумных пиров и выпивки, беспечным повесой. В стихотворных строках Омара Хайяма, воспевающих одурманивающий людей нектар, можно отыскать зашифрованные мудрые тайные смыслы. Средневековый ученый медик Авиценна, оставивший человечеству свои бесценные труды, не исключал возможности вина приносить пользу. Об отношении к опьяняющему напитку великого А. Пушкина свидетельствуют строки его произведений, которые говорят о вине как источнике утоления горестей и печалей, приносящем радость. Полнота жизни человека сравнивается у Пушкина с наполненным вином бокалом. Имеется немалое количество и противоположных взглядов. Иной точкой зрения обладал известный русский писатель И.А. Бунин, который сравнивал одурманивающее человека вино со сладким ядом, отражал в этом образе символ смерти.

Май 14, 2016 21:46

Говорят: «Век живи, век учись» Так оно и есть! «Почему?» спросите вы. Да, потому что, сколько себя помню, всегда вкладывал в выражение «Истина в вине» совершенно другой смысл.

Какой? Думал, что истина ждет меня на дне бутылки, а ее, оказывается там, как не было — так и нет.

Вот неуч…

Сегодня хотел бы поведать таким же, как и я, которые слышали, но ничего не знали об этой фразе: «In vino veritas – Истина в вине!», откуда и когда она к нам пришла.

Выражение это позаимствовано из латинского языка и очень уютно прижилось в нашей культуре.

Вот как блеснул этим выражением поэт Александр Блок в произведении «Незнакомка»:

«А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas» кричат.»….

…. «В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.»

Надо сказать, что без хитрости тут дело не обошлось: фразу-то мы переняли, да вот только использовать ее стали в урезанном, половинчатом виде.

Целиком латинская пословица звучит так: «In vino veritas, in aqua sanitas», что в переводе на русский означает: «Истина - в вине, здоровье – в воде».

Мы же благополучно опустили вторую часть, в то время как с первой очень даже сроднились.

В нашем языке существует почти равноценная пословица: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке», и ее смысл в полном объеме объясняет, почему истина все же в вине.

Согласитесь, некоторые вещи мы держим в голове и не рассказываем в силу обстоятельств, хотя иногда и очень хочется. Но, стоит только немного выпить, как душевные излияния водопадом вырываются из нас.

Но, почему вдруг Плиний решил сопоставить воду и вино?

Да просто дело в том, что в античности вино пили так же, как мы сейчас кока-колу, чтобы легче было проглотить недюжинный кусок пиццы, или кофе, чтобы с утра глаза держать открытыми без помощи спичек, но чтобы оно не пьянило и не лишало чувства адекватности, его щедро разбавляли водой.

Поэтому, чтобы истина или любые другие потаенные мысли не выплыли наружу под воздействием винных паров, римляне и греки предусмотрительно добавляли в него воду, то есть, жидкость, по мнению всех врачей, обладающую живительной силой.

Сейчас крылатую фразу употребляют в любом смысле: от осуждения пьянства, до полного его оправдания, чем я и занимался все свои «пьяные» годы. Придумано даже продолжение:

In vino veritas, ergo bibamus! (Истина в вине, следовательно — выпьем!)

От себя добавлю: Может истина и в вине, но не всегда следует искать ее именно там.

Спасибо интернету за возможность узнавать то, что, казалось бы, и так известно. Ан, нет! Век живи, век учись. :-)

Доброй всем трезвости и здоровья!

Вино – один из самых древних алкогольных напитков в истории человечества. По сути, это забродивший виноградный сок, в котором под действием ферментации появился этиловый спирт, уксусная кислота и ряд других компонентов.

Любая страна, производящая вино, утверждает, что оно появилось именно на их земле: будь то грузины, абхазы, молдаване, итальянцы, французы или греки. Все в один голос говорят о том, что родина напитка - это их родная страна и что правильно делать его умеют только в их стране.

Археология, к сожалению, также не может разрешить этот спор. Известно достоверно одно, что забродивший сок винограда люди употребляли уже 8-10 тысяч лет назад, так как найдены остатки глиняной посуды с налетом этого благородного напитка. Первые письменные упоминания датируются 4 тысячелетием до нашей эры.

Происхождение слова «вино» также доподлинно не известно. По одной из гипотез слово происходит от санскритского «vena» - любимый.

Легенды происхождения вина

Существует множество легенд о происхождении этого напитка:

  • Известна греческая легенда о пастухе Эстафилосе. Эстафилос пас свою отару, когда увидел, что одна из овец поедает листья незнакомого растения. Подойдя поближе, он заметил гроздья ягод. Он их собрал и принес своему хозяину. Тот получил из них сок. Однако, боясь отравиться, он не сразу выпил сок. Сок некоторое время постоял и забродил . Так появилось вино.
  • Древним римлянам виноградную лозу раньше пшеницы и овса посадил бог Сатурн. Он же познакомил римлян с напитком из грозди винограда. Этот хмельной напиток был достоянием каждого человека в Древнем Риме. Его положено было давать даже рабам.
  • Персидская легенда гласит, что однажды царь на охоте спас птицу от змеи. Благодарная птица подарила семена винограда царю и наказала пить сок, полученный из плодов. Царь посадил виноград и исполнил пожелание птицы. Сок из винограда был свежим и вкусным . Однажды царю на обед подали сок, который оказался забродившим. Царь разозлился и выпорол слуг. Этот сок в страхе спрятали в погребе и забыли о нем. В скором времени жена царя заболела. Она очень мучилась головной болью и решила покончить с собой. Она спустилась в погреб и нашла горшок с соком. Решив, что он стоит достаточно долго, чтобы стать ядом, она его осушила. Царица опьянела и подумала, что именно так и приходит смерть . Она легла в постель и уснула, а на следующий день она проснулась в добром здравии, без головной боли и весела. С тех пор было приказано весь виноградный сок превращать в искристый напиток.

Вино древних народов

Вино в истории:

  • На барельефах Древнего Египта есть рисунок, которому примерно 2800 лет. На этом рисунке изображены сборщики винограда и процесс изготовления винного напитка .
  • Нектар древних греков известен 4000 лет . Нужно сказать, что напиток, который изготавливали древние эллины очень сильно отличалось от того напитка, который мы привыкли пить. Древнее эллинское вино было густым, в нем содержались экстракты различных трав, мед, орехи.
  • Колыбелью винного производства можно считать народы Кавказа. Дело в том, что семантический анализ слова «вино» предположительно имеет грузинские корни. Здесь оно известно также не менее 4000 лет .
  • Рим подарил напиток миру. В ходе многочисленных захватнических войн Римская Империя распространила свои владения по многим странам древнего мира . Вместе с продвижением римлян, распространилось и вино.
  • В Средневековье оно получило распространение в связи с развитием христианства и мореходства. Церковь не только не запрещала его пить, но и, более того, активно производила напиток в промышленных масштабах для внутреннего потребления монахами и на продажу. С развитием мореходства и открытием новых торговых путей, вино распространилось по всей земле. Велась активная торговля. Хорошие сорта ценились на вес золота.

Вино в искусстве

Напитку посвящено множество стихов и песен. Особенно известны стихи Омара Хайяма. Вот одно из них:

Аллахом нам в раю обещано вино,

А стало быть, и здесь дозволено оно.

Тому арабу лишь, который изувечил

Верблюда у Хамзы, оно запрещено.

Омар Хайям – это образованнейший персидский ученый-философ. Тем не менее, из-за того, что множество хвалебных од он посвящает благородному напитку, многие его считают алкоголиком.

Известна также фраза, которая стала крылатой «Истина в вине». В оригинале на латыни это звучит как «in vino veritas…» . Эту фразу приписывают римскому философу Плинию Старшему . Эта фраза была отмечена в его произведении «Естественная история». "In vino veritas" - перевод и трактовка современности не совсем верная. Мы привыкли ее трактовать с позитивной точки зрения – как будто бы истина действительно может заключаться в алкогольном напитке. Многие этой фразой прикрывают свое пагубное пристрастие к вину .

Однако, Плиний Старший вовсе не оправдывал поиск истины в бокале. В оригинале его фраза звучит так: «In vino veritas multum mergitur» . В дословном переводе это означает: «истина не раз тонула в вине» или «в вине не раз тонула истина». От перестановки слов сумма значения этой фразы не меняется. Плиний Старший имеет в виду, что под действием алкогольного напитка, человек более склонен говорить правду. В русском варианте это звучит как «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке» . Алкоголь снижает границы опасения сказать что-то лишнее, и этот секрет был известен Плинию.

В скором времени появилась другая фраза, автор которой неизвестен: «In vino veritas, in aqua sanitas» . Перевод таков: «В вине истина, а воде здоровье».

Итак, мы видим, что Плиний не прославляет пристрастие к алкоголизму . Он просто ловко подмечает, что вино способно развязать язык. Уместно добавить, что многие правители, зная эту особенность, для того, чтобы узнать человека лучше, спаивали его. Например, так любил делать товарищ Сталин. Все его окружение прошло через бурные застолья с Иосифом Виссарионовичем. Вождь любил оценить человека в состоянии опьянения и сделать выводы.

Теперь вы знаете истинный смысл древнего высказывания "In vino veritas...". Вино – древний, благородный, полезный напиток. Но злоупотребление этим хмельным напитком неминуемо ведет к деградации личности. Помните об этом!

Рекомендуем почитать

Наверх