Психосоматика проблем с зубам: боль и воспаление десен, запах изо рта, стоматит и другие заболевания. Психосоматика стоматита — язвы во рту как отражение плохих мыслей

Физиология 17.09.2023
Физиология

Причины заболеваний скрыты не вовне, а внутри индивидуума. В аюрведе уделяется внимание психологическому фактору в развитии недуга, об этом говорят и учения В. Синельникова, Л. Хей, Л. Бурбо.

Провоцирующий стоматит фактор, с точки зрения психосоматики, может быть совсем не там, где его принято искать.

Все болезни от нервов?

Все болезни от нервов – словосочетание, которое знакомо практически каждому. В любых эмоциональных реакциях участвует нервная система, будь то радость, гнев или беспокойство. Влияние психологических реакций на формирование и течение болезни изучает такое направление, как психосоматика. Термин состоит из двух слов «психо» — душа и «соматика» — тело, телесный.

Согласно этой теории, причины заболеваний скрыты внутри индивидуума. Другими словами, телесные расстройства возникают из-за неполадок и дисгармонии в его душе. Психоэмоциональное состояние напрямую влияет на состояние здоровья, например, депрессия оказывает угнетающее влияние на иммунную систему. Фрейд в свое время предоставил всеми известную сегодня теорию о бессознательном. Его модель стала решающей в развитии психологии и психотерапии.

Причины психосоматических реакций:

  • скандал/конфликт;
  • язык тела – отражение состояния психики;
  • условная выгода;
  • тяжелый накопленный опыт;
  • внушение;
  • самонаказание;
  • систематическое использование фраз с двойным смыслом.

Стресс сигнализирует организму, что могут начаться неполадки. Стрессовые ситуации снижают иммунитет и приводят к развитию разных заболеваний. Во время конфликта и других неблагоприятных ситуаций в кровь выбрасывается увеличенное количество адреналина и кортизола, которые подрывают работу защитных функций. После того как стрессовая ситуация уходит, показатели приходят в норму, но последствия дают о себе знать через некоторое время.

Самые распространенные заболевания, возникающие из-за стрессов – мигрень, сердечно-сосудистые патологии, диабет, псориаз, нейродермит, герпес, стоматит, заболевания ЖКТ. Признаками стресса являются: головная боль, скачки давления, учащенный пульс, вялость и усталость, нарушение сна, циклотимия (смена настроения).

Болезни ротовой полости как протест тела

Депрессивные состояния, тревожность, подавление эмоций нередко приводят к заболеваниям ротовой полости. Также эта часть тела отвечает за восприятие свежих мыслей, идей. Поэтому неспособность принимать что-то новое формируют воспаления во рту. Часто стоматит носит характер. Подобные проявления вполне могут формироваться на фоне стрессов и неблагоприятного психологического климата.

Психолог М. Лабковский считает, что причины отдельных заболеваний связаны с неблагоприятным психологическим состоянием. , стоматиты вирусной природы, подверженность стафилококковым инфекциям – следствие снижения иммунитета, который угнетается под влиянием стресса.

Теория доктора Синельникова

Согласно теории Валерия Синельникова, все заболевания – плод мыслей человека. Ранки во рту и на губах говорят о предвзятом отношении к чему-то или кому-то. Подсознание сдерживает язвительные и едкие фразы, претензии, обидные мысли и злобу, которая осталась невысказанной.

Ранки на языке могут означать, что потерян вкус к жизни, больно воспринимать реальность. Рецепторы, расположенные на органе, определяют горькое, кислое, сладкое. При прием пищи сопровождается болью, вкусы притупляются и теряется удовольствие от еды.

Теория Луизы Хей

Согласно теории Л. Хей стоматит символизирует затухание невыраженного гнева. Если индивидууму не дают высказаться, это может привести к заболеваниям во рту, в частности, к стоматиту.

Ротовая полость символизирует восприятие новизны, разных идей. Неприятие новой информации формирует проблемы в этой области, предвзятое отношение к миру и закрытый ум провоцируют воспаление, одним из которых является стоматит.

Л. Хей дает также объяснение психосоматике заболеваний десен – это неспособность принимать решения и отсутствие четкого плана на жизнь.

Теория Лиз Бурбо

Лиз Бурбо рассматривает проблему стоматита на нескольких уровнях. Она выделяет три вида блокировок – физическую, ментальную и эмоциональную.

Трактовка стоматита в ротовой полости и на языке:

  1. Физическая блокировка – собственно, и есть проявление недомоганий на физическом уровне.
  2. Эмоциональная блокировка . Говорит, что индивидуум слишком много судит другого человека. Он готов произнести гневные слова, но сдерживает себя. Все это скапливается во рту и на губах. Язык выполняет множество функций, и чтобы точно определить, в какой области возникли обвинительные мысли, необходимо задаться дополнительными вопросами. Высыпания на этом органе говорят, что личность испытывает чувство вины за то, что не держит свой язык и много говорит.
  3. Ментальная блокировка . Пора поменять свое критическое отношение к людям и сменить его на любовь. Независимо от причины чувства вины и критики, такие суждения вредят организму. Человеку нужно избавиться от этих представлений и эмоций. Не стоит бояться сказать и выглядеть нелепо.

Как лечить психосоматический стоматит?

Необходимо контролировать свои мысли и следить за тем, что говорится. Подсознание воспринимает фразы в буквальном смысле, не принимая во внимание двойного значения сказанного. Неэкологичными могут стать выражения «больно произносить», «схожу с ума от всего», «неприятный привкус от работы», «язык не поворачивается сказать» и прочее.

Луиза Хей предлагает методику «лечение любовью». Она говорит о необходимости принять и полюбить себя и каждую часть своего тела.

  • я питаюсь любовью;
  • я радуюсь щедрости своей жизни;
  • я свободно высказываюсь и не держу ни на кого зла;
  • я приветствую новизну и новые концепции, готов их воспринять и усвоить.

В случае заболевания на физическом уровне рекомендуется воспользоваться следующей схемой:

  1. Задать себе вопрос, какие мысли привели к развитию стоматита.
  2. Проговорить фразу «Я хочу убрать стереотип мышления, который спровоцировал недуг».
  3. Три раза повторить это утверждение.
  4. Настроиться мысленно, что тело находится в процессе выздоровления.
  5. Читать утверждение в течение некоторого времени для формирования и закрепления здорового сознания.

По методу В. Синельникова, встать на путь излечения – это значит взять ответственность за свое заболевание, спросить у себя, какие разрушительные мысли посещают, исключить из разговора фразы с двойным смыслом, следить за тем, что говорится.

Лечением психосоматических заболеваний, в частности, стоматита, занимаются психотерапевты и представители таких школ и институтов.

Используются следующие терапевтические методики:

  • НЛП (нейролингвистическое программирование);
  • психоанализ;
  • гипноз;
  • гештальт-терапия;
  • телесно-ориентированная терапия;
  • транзактный анализ.

При возникновении нервного напряжения или долгой стрессовой ситуации, которая провоцирует хронические высыпания, необходимо обратиться к психологу.

При постоянной беспричинной тревожности, беспокойстве, клинической депрессии могут назначаться специальные препараты – антидепрессанты. Их подбор занимает длительное время. Одна группа действует на серотонин, другая – на норадреналин и т. д.

Понять, какой препарат действительно подходит, можно только через 2-3 недели приема. В ряде случаев удается обойтись без подобных медикаментов.

Профилактика стоматологических проблем на нервной почве

В профилактических целях можно пропить седативные средства на растительной основе. Неплохо зарекомендовали себя Седафитон, Валерьянка болгарская, Персен, Глицин. Лекарства снижают возбудимость нервной системы, регулируют сердечную деятельность, нормализуют сон.

Как и в случае с аллергией, при стрессовых ситуациях необходимо устранить раздражитель. Например, уйти с работы, где постоянные нервотрепки, не общаться с определенным человеком. По мнению Лабковского, никогда не нужно терпеть неудобства и неприятные ситуации. Психолог предлагает свои знаменитые «6 правил» для выхода из невротической модели поведения. Одним из пунктов – всегда и сразу говорить о том, что не нравится.

Также можно воспользоваться аффирмациями Л. Хей и проговаривать их периодически в течение нескольких месяцев.

Есть еще уникальная методика, которая помогает избавиться от психологического дискомфорта. Выписать на бумагу карандашом утверждения, которые вызывают дискомфорт, недовольства. Под каждым выражением написать опровержение красной пастой.

Например: старое утверждение – я боюсь высказать свои взгляды, я не могу принять что-либо новое. Новое утверждение – с этой минуты я выражаю свои мысли прямо и без замешательств. Я принимаю все положительное, что мне дает жизнь.

Упражнение хорошо снимает психологический дискомфорт, убирает ненужные установки.

Возвращает силы йога, медитации. У доктора Синельникова есть хорошие медитативные техники в аудиоформате. Здоровый, полноценный сон не стоит сбрасывать со счетов. Отдых необходим человеку для восстановления сил, поэтому на нем не нужно экономить. Именно от недосыпа может появиться чувство усталости и разбитости, запускаться процесс развития стоматита и других хронических заболеваний.

Таким образом, психологическими причинами стоматита выступают невыраженные мысли, гнев, осуждение. Проблема может говорить о психологическом дисбалансе, который появляется вследствие стресса. Для предотвращения и профилактики высыпаний во рту существует ряд психологических методик, авторские рекомендации.

Довольно часто родители сталкиваются с тем, что ни врачам, ни диагностам не удается установить истинную причину болезни ребенка. Другая ситуация - длительное лечение, которое не приводит к выздоровлению. Доктора говорят, что «это хроническое», и выписывают очередной рецепт на таблетки или уколы. Прервать замкнутый круг может психосоматическая медицина, которая позволит установить истинные глубинные причины недуга и подскажет, как ребенка вылечить.




Что это такое?

Психосоматика - это направление в медицине, которое рассматривает связь души и тела, влияние психических и психологических факторов на развитие тех или иных болезней. Многие великие врачи описывали эту связь, утверждая, что у каждого физического недуга есть психологическая первопричина. Да и сегодня многие практикующие врачи уверены, что на процесс выздоровления, к примеру, после хирургической операции, напрямую влияет настроение больного, его вера в лучший исход, его состояние духа.


Наиболее активно эта связь начала изучаться врачами еще в начале XIX века, большой вклад в это изучение внесли в середине XX века врачи из США, России, Израиля. О психосоматическом заболевании сегодня доктора говорят в том случае, если подробное обследование ребенка не показало каких-либо физических причин, которые могли бы способствовать развитию его заболевания. Причин нет, а болезнь есть. С точки зрения психосоматики, рассматривают и неэффективное лечение. Если все назначения врача выполняются, препараты принимаются, а болезнь не отступает, то это тоже может быть свидетельством ее психосоматического происхождения.


Специалисты-психосоматы рассматривают любую болезнь, даже острую, с точки зрения прямой связи между душой и телом. Они считают, что у человека есть все необходимое для того, чтобы выздороветь, главное - осознать глубинные причины недуга и принять меры к их устранению. Если выразить эту мысль в одной фразе, то получится знакомое всем утверждение – «Все болезни от нервов».


Принципы

Психосоматика основывается на нескольких важных принципах, которые обязательно должны знать родители, если они решили искать истинные причины болезни своего ребенка:

  • Негативные мысли, тревога, депрессия, страхи, если они довольно продолжительные или глубоко «спрятанные» всегда приводят к возникновению тех или иных физических болезней. Если изменить образ мышления, установки, то болезнь, которая не «поддавалась» медикаментам, уйдет.
  • Если причина найдена верно, то излечение труда не составит.
  • Человеческий организм в целом, как и каждая его клетка, имеет свойство самовосстанавливаться, регенерировать. Если позволить организму это делать, то процесс выздоровления будет более быстрым.
  • Любая болезнь у ребенка говорит о том, что малыш не может быть самим собой, что он испытывает внутренний конфликт. Если ситуацию разрешить, болезнь отступит.





Кто наиболее подвержен психосоматическим заболеваниям?

Ответ на этот вопрос однозначен - любой ребенок любого возраста и пола. Однако наиболее часто болезни имеют психосоматические причины у деток, которые находятся в периодах возрастных кризисов (в 1 год, в 3 года, в 7 лет в 13-17 лет). Воображение у всех детей очень яркое и реалистичное, порой у малышей стирается грань между вымышленным и реальным. Кому из родителей не приходилось хоть раз замечать, что ребенок, который очень не хочет по утрам идти в садик, чаще болеет? А все потому, что болезнь он создает сам, она необходима ему, чтобы не делать то, чего так не хочется - не идти в детский сад.


Болезнь нужна, как способ обратить на себя внимание, если его в семье уделяется мало, ведь с больным ребенком общаются больше, чем со здоровым, его окружают заботой и даже подарками. Заболевание у детей часто является защитным механизмом в пугающих и неопределенных ситуациях, а также способом выразить свой протест, если в семье долгое время царит обстановка, в которой малышу неуютно. Многие родители, пережившие развод, прекрасно знают, что в пик переживаний и семейной драмы ребенок «так не вовремя» начал болеть. Все это - лишь самые элементарные примеры действия психосоматики. Есть и более сложные, глубинные и запрятанные далеко в подсознание малыша причины.

Прежде чем их искать, нужно обратить внимание на индивидуальные качества ребенка, на его характер, на манеру его реагирования на стрессовые ситуации.


Наиболее серьезные и хронические заболевания случаются у детей, которые:

  • не умеют справляться со стрессом;
  • мало общаются с родителями и окружающими о своих личных проблемах и переживаниях;
  • находятся в пессимистичном настроении, всегда ждут неприятной ситуации или подвоха;
  • находятся под влиянием тотального и постоянного родительского контроля;
  • не умеют радоваться, не умеют готовить для других сюрпризы и подарки, дарить радость другим;
  • боятся не соответствовать завышенным требованиям, которые предъявляют к ним родители и педагоги или воспитатели;
  • не могут соблюдать режим дня, не высыпаются или плохо питаются;
  • болезненно и сильно принимают во внимание чужое мнение;
  • не любят расставаться с прошлым, выбрасывать старые сломанные игрушки, заводить новых друзей, переезжать на новое место жительства;
  • склонны к частым депрессиям.



Понятно, что по отдельности каждый перечисленный фактор случается время от времени с каждым человеком. На развитие болезни же влияет продолжительность эмоции или переживания, а потому опасна долгая депрессия, а не одноразовая апатия, опасен длительный страх, а не минутное состояние. Любая негативная эмоция или установка, если она длится достаточно долго, способна вызвать определенное заболевание.


Как найти причину?

Все без исключения болезни, по утверждениям известных мировых психосоматов (Луизы Хей, Лиз Бурбо и других), строятся на пяти основных ярких эмоциях:

  • страх;
  • гнев;
  • грусть;
  • интерес;
  • радость.


Рассматривать их нужно в трех проекциях - как ребенок видит себя (самооценка), как ребенок видит окружающий мир (отношение к событиям, явлениям, ценности), как ребенок взаимодействует с другими людьми (наличие конфликтов, в том числе и скрытых). Нужно установить доверительные отношения с ребенком, постараться вместе с ним выяснить, что же его волнует и тревожит, что огорчает, есть ли люди, которых он не любит, чего он боится. Помочь в этом могут детские психологи, врачи-психотерапевты. Как только обрисуется приблизительный круг эмоций ребенка, можно приступать к прорабатыванию глубинных причин.


Некоторые популярные авторы (та же Луиза Хей) составили психосоматические таблицы , чтобы облегчить задачу. В них указаны заболевания и наиболее распространенные причины их возникновения. Однако слепо доверять таким таблицам нельзя, ведь они довольно усредненные, составленные зачастую при наблюдении за небольшой группой людей со сходными симптомами и душевными переживаниями.

Таблицы не учитывают личности и индивидуальности вашего ребенка, а это очень важный момент. Поэтому с таблицами желательно ознакомиться, но анализ ситуации лучше провести самостоятельно или обратиться к специалисту в области психосоматики - сейчас и такие есть.


Следует понимать, что если болезнь уже проявилась, она очевидна, то путь пройден очень большой - от мысли до эмоции, от создания ошибочных установок до превращения этих установок в неправильный образ мышления. А потому процесс поиска может быть достаточно долгим. После того как причина будет найдена, придется поработать надо всеми изменениями, которые она вызвала в организме - это и будет процесс лечения. О том, что причина найдена правильно и процесс излечения начался, будет свидетельствовать улучшение общего состояния, снижение симптоматики. Родители практически сразу обратят внимание на позитивные изменения в самочувствии малыша.


Развитие заболевания

Нужно понимать, что сама по себе мысль не вызывает приступ аппендицита или появление аллергии. Но мысль дает импульс к мышечному сокращению. Эта связь понятна всем - головной мозг дает команды мышцам, приводя их в движение. Если у ребенка внутренний конфликт, то одна мысль будет говорить ему «действуй» и мышцы будут приводиться в готовность. А другая (конфликтующая) эмоция будет говорить «не надо так делать» и мышца застынет в состоянии готовности, не совершая движения, но и не возвращаясь в исходное спокойное состояние.

Этот механизм достаточно примитивно может объяснить, почему формируется заболевание. Речь идет не только о мышцах рук, ног, спины, но и о маленьких и глубоких мышцах внутренних органов. На клеточном уровне при длительном таком спазме , который практически не ощущается, начинаются метаболические изменения. Постепенно напряжение передается и соседним мышцам, сухожилиям, связкам, и при достаточном накоплении наступает момент, когда самый слабый орган не выдерживает и перестает функционировать так как положено.


Мозг «сигнализирует» не только мышцам, но и железам внутренней секреции. Известно, что испуг или внезапная радость вызывают усиление выработки надпочечниками адреналина. Таким же образом и другие эмоции влияют на баланс гормонов и секреторных жидкостей в организме. При дисбалансе, который неизбежен при длительном воздействии на определенный орган, начинается болезнь.

Если ребенок не умеет «сбрасывать» эмоции, а только накапливает их, не высказывая, не делясь своими мыслями с окружающими, скрывая от них свои настоящие переживания, боясь быть непонятым, наказанным, осужденным, то напряжение доходит до определенной точки, и выбрасывается в виде болезни, ведь выход энергии нужен в любом виде. Очень убедительно выглядит такой довод - два ребенка, которые живут в одном городе, в одной и той же экологической обстановке, которые питаются одинаково, имеют одинаковый пол и возраст, не имеют врожденных болезней, болеют почему-то по-разному. Один за сезон ОРВИ переболеет до десяти раз, а другой не заболеет ни разу.


Таким образом, влияние экологии, образа жизни, питания, состояния иммунитета - не единственное, что влияет на заболеваемость. Ребенок с психологическими проблемами заболеет несколько раз в году, а малыш без таковых проблем - не заболеет ни разу.

Не совсем очевидной пока для исследователей является психосоматическая картина врожденных заболеваний. Но большинство специалистов в области психосоматики рассматривают такие недуги как следствие неправильных установок и мыслей женщины во время беременности и даже задолго до ее наступления. В первую очередь важно понимать, как именно женщина воспринимала детей до беременности, какие эмоции у нее вызывал плод во время беременности, а также как она в это время относилась к отцу ребенка.

У гармоничных пар, которые обоюдно любят и ждут своего малыша, гораздо реже дети страдают врожденными заболеваниями, чем в семьях, где мама испытывала неприятие папиных слов и поступков, если регулярно задумывалась о том, что и беременеть-то вовсе не стоило. Мало кто из мам, воспитывающих детей-инвалидов, детей с тяжелыми врожденными недугами готовы признаться даже самими себе, что были и негативные мысли, и скрытые конфликты, и страхи, и неприятие плода в некоторые моменты, может, даже были мысли об аборте. Вдвойне трудно потом осознать, что ребенок болен из-за ошибок взрослых. Но помочь облегчить его состояние, улучшить качество жизни мама все-таки может, если наберется мужества проработать глубинные причины заболевания малыша.


Возможные причины некоторых заболеваний

Как уже говорилось, причины следует рассматривать только с учетом характера и особенностей данного конкретного ребенка, его семейной обстановки, отношений между родителями и малышом, и других факторов, которые могут оказывать влияние на психику и эмоциональное состояние ребенка. Мы же приведем лишь несколько диагнозов, наиболее изученных психосоматическим направлением медицины с возможными причинами их возникновения: (для описания использованы данные нескольких диагностических таблиц - Л. Хей, В. Синельникова, В. Жикаренцева):

Аденоиды

Достаточно часто аденоидит развивается у детей, которые чувствуют себя нежеланными (подсознательно). Маме стоит вспомнить, не испытывала ли она желания сделать аборт, не было ли разочарования после родов, послеродовой депрессии. Аденоидами ребенок «просит» любви и внимания, а также призывает родителей отказаться от конфликтов и ссор. Чтобы помочь малышу, нужно изменить отношение к нему, удовлетворять его потребности в любви, разрешить конфликты со второй половиной.

Лечебная установка: «Мой малыш желанный, любимый, он всегда был нам необходим».


Аутизм

Наиболее вероятной причиной аутизма считается защитная реакция, которую включил малыш в какой-то момент, чтобы «закрыться» от скандала, криков, оскорблений, побоев. Исследователи полагают, что риск развития аутизма выше в том случае, если ребенок становится свидетелем сильных скандалов родителей с возможным применением насилия в возрасте до 8-10 месяцев. Врожденный аутизм, который медики связывают с генной мутацией, с точки зрения психосоматики, является длительным ощущением опасности у мамы, возможно с самого ее детства, страхи во время беременности.

Атопический дерматит

Как и большинство заболеваний, которые имеют то или иное отношение к аллергии, атопический дерматит - это неприятие чего-либо. Чем сильнее ребенок кого-то или что-то не хочет принимать, тем сильнее проявления аллергической реакции. У грудничка атопический дерматит может быть сигналом того, что ему неприятны прикосновения взрослого (если его берут слишком холодными или мокрыми руками, если от человека при этом исходит резкий и неприятный малышу запах). Кроха таким образом просит не трогать его. Лечебная установка: «Малыш находится в безопасности, ему ничего не угрожает. Все люди вокруг желают ему добра и здоровья. Ему уютно с людьми».

Такой же установкой можно пользоваться при других видах аллергии. Ситуация требует устранения неприятного физического воздействия.


Астма, бронхиальная астма

Эти недуги, как и некоторые другие болезни, связанные с возникновением дыхательной недостаточности, чаще случаются у деток, которые патологически сильно привязаны к своей маме. Их любовь буквально «удушающая». Еще один вариант - строгость родителей при воспитании сына или дочки. Если малышу с самого раннего возраста внушают, что плакать нельзя, громко смеяться неприлично, прыгать и бегать на улице - верх дурного тона, то ребенок растет, боясь выражать свои истинные потребности. Они его постепенно начинают «душить» изнутри. Новые установки: «Мой ребенок в безопасности, он любим сильно и безусловно. Он прекрасно может выражать свои эмоции, он искренне плачет и радуется». Обязательные меры - устранить педагогические «перегибы».

Ангина

Болезнь может говорить о страхе ребенка высказать что-то, попросить о чем-то для него очень важном. Иногда дети боятся поднять голос в собственную защиту. Ангина более свойственна робким и нерешительным детям, тихим и застенчивым. Кстати, похожие глубинные причины могут крыться и у детей, страдающих ларингитом или ларинготрахеитом. Новые установки: «У моего ребенка есть право голоса. Он родился с этим правом. Он может открыто и смело сказать все, что думает!». К стандартному лечению ангины или хронического тонзиллита обязательно стоит добавить ролевые сюжетные игры или посещение кабинета психолога, чтобы ребенок смог осознать свое право быть услышанным.


Бронхит

Бронхит, особенно хронический, очень нужен ребенку для того, чтобы примирить своих родителей или других родственников, с которыми он проживает совместно или разрядить накаленную обстановку в семье. Когда малыша душит кашель, взрослые автоматически замолкают (обратите внимание при случае - это действительно так!). Новые установки: «Мой ребенок живет в гармонии и мире, ему нравится общаться со всеми, ему приятно слушать все вокруг, потому что он слышит только хорошее». Обязательные родительские действия - срочные меры по устранению конфликтов, причем убирать надо не только их «громкость», но и сам факт их существования.


Близорукость

Причины близорукости , как и большинства проблем со зрением, в нежелании что-то видеть. Причем нежелание это имеет осознанный и решительный характер. Близоруким может стать малыш в 3-4 года из-за того, что с рождения видит в своей семье что-то такое, что его пугает, заставляет закрывать глаза. Это могут быть сложные отношения родителей, физическое насилие и даже каждодневный приход к ребенку няни, которую он не любит (в этом случае у ребенка часто развивается параллельно и аллергия на что-нибудь).


В более старшем возрасте (в школьном и подростковом) диагностированная близорукость может говорить об отсутствии у ребенка целей, планов на будущее, нежелание видеть дальше сегодняшнего дня, страх перед ответственностью за принятые самостоятельно решения. Вообще, многие проблемы с органами зрения связаны с этими причинами (блефарит, конъюнктивит, при гневе - ячмень). Новая установка: «Мой ребенок четко видит свое будущее и себя в нем. Ему нравится этот красивый, интересный мир, он видит все его краски и детали». В младшем возрасте нужна коррекция отношений в семье, пересмотр круга общения чада. В подростковом ребенку требуется помощь в профориентации, общение и сотрудничество со взрослыми, выполнение их ответственных поручений.


Диарея

Речь идет не о единичном поносе, а о проблеме, имеющей затяжной характер или поносе, повторяющемся с завидной частотой. Жидким стулом детям свойственно реагировать на сильный страх, на выраженное беспокойство. Понос - это бегство от чего-то, что не поддается детскому осмыслению. Это могут быть мистические переживания (страх Бабая, зомби) и вполне реальные страхи (боязнь темноты, пауков, тесных помещений и так далее). Нужно выявить причину страха и устранить ее. Если это не получается в домашних условиях, следует обязательно обратиться за помощью к психологу.

Новая установка: «Мой малыш никого не боится. Он смелый и сильный. Он живет в безопасном пространстве, где ему ничего не угрожает».


Запоры

Склонность к запорам свойственна жадным детям, впрочем, и взрослым тоже. А также запоры могут говорить о нежелании ребенка расставаться с чем-либо. Иногда запоры начинают мучить ребенка именно в то время, когда он переживает серьезные жизненные перемены - переезд, перевод в новую школу или садик. Ребенок не хочет расставаться со старыми друзьями, со старой квартирой, где ему все понятно и привычно. Начинаются проблемы со стулом. Запоры у грудничка могут быть связаны с его подсознательной тягой вернуться обратно - в привычную и защищенную среду материнской утробы.

Новая лечебная установка: «Мой ребенок легко расстается со всем, что ему уже не нужно. Он готов к восприятию всего нового». На практике требуется доверительное общение, частое обсуждение достоинств нового садика или новой квартиры.


Заикание

Достаточно часто начинает заикаться ребенок, который не чувствует себя в безопасности на протяжении достаточно долгого времени. А еще этот речевой дефект свойственен деткам, которым строго запрещают плакать. Дети-заики в глубине души сильно страдают от невозможности самовыражаться. Следует понимать, что эта возможность пропала раньше, чем нормальная речь, и во многом ее исчезновение стало причиной возникновения проблемы.

Новая установка: «Мой ребенок имеет огромные возможности показать миру свои таланты. Он не боится выражать свои чувства». На практике заике хорошо заняться творчеством, рисованием и музыкой, но лучше всего - пением. Категорические запреты плакать - путь к болезням и проблемам.

Насморк

Затяжной ринит может говорить о том, что у ребенка заниженная самооценка, о том, что он остро нуждается в понимании своей истинной ценности в этом мире, в признании его способностей и заслуг. Если ребенку кажется, что мир его не понимает и не оценивает по достоинству и это состояние затягивается, может быть диагностирован гайморит. Лечебная установка: «Мой ребенок - самый лучший. Он счастливый и очень любимый. Он просто необходим мне». Дополнительно нужно поработать с оценкой ребенком самого себя, чаще хвалить его, поощрять.


Отит

Как и любые другие заболевания органов слуха, отит могут вызвать негативные слова, ругань, мат, который ребенок вынужден слушать от взрослых. Не желая слушать чего-то, ребенок сознательно ограничивает способности своего слуха. Более сложен механизм развития сенсоневральной тугоухости и глухоты. В случае таких проблем ребенок категорически отказывается прислушиваться к кому-то или чему-то, что сильно ранит его, оскорбляет, унижает его достоинство. У подростков проблемы со слухом связаны с нежеланием слушать родительские наставления. Лечебные установки: «Мой ребенок послушен. Он хорошо слышит, ему нравится прислушиваться и слышать каждую деталь этого мира».

На деле нужно снизить избыточный родительский контроль, говорить с ребенком на приятные и интересные для него темы, избавиться от привычки «читать морали».


Повышенная температура, лихорадка

Беспричинная лихорадка, повышенная температура, которая держится без видимых на то причин при нормальных анализах, может говорить о внутреннем гневе, который накопился у ребенка. Злиться чадо может в любом возрасте и невозможность высказать злобу выходит наружу в виде жара. Чем младше ребенок, чем труднее ему выражать свои чувства словами, тем выше у него бывает температура. Новые установки: «Мой ребенок позитивен, он не злится, он умеет отпускать негатив, не копит его и не таит зла на людей». На деле следует настроить ребенка на что-то хорошее. Внимание малыша нужно переключить на красивую игрушку с добрыми глазами. С ребенком большим обязательно нужно пообщаться и выяснить, какие конфликтные ситуации у него недавно были, на кого он держит зло. После проговаривания проблемы чаду станет значительно легче, и температура начнет снижаться.


Пиелонефрит

Это заболевание достаточно часто развивается у детей, которые вынуждены заниматься не «своим» делом. Мама хочет, чтобы сын стал хоккеистом, поэтому ребенок вынужден посещать спортивную секцию, в то время как самому ему ближе игра на гитаре или рисование пейзажей восковыми мелками. Такой ребенок с подавленными эмоциями и желаниями - оптимальный кандидат на роль пациента врача-нефролога. Новая установка: «Мой ребенок занимается любимым и интересным делом, он талантлив и у него большое будущее». На практике нужно позволить ребенку самому выбрать себе дело по душе и если хоккей давно не в радость, нужно без сожалений расставаться с секцией и идти в музыкальную школу, куда он так рвется.


Энурез

Основной причиной этого неприятного ночного явления чаще всего выступает страх и даже ужас. Причем наиболее часто, по утверждениям экспертов в области психосоматики, у ребенка чувство страха каким-то образом связано с отцом - с его личностью, поведением, воспитательными методами папы, его отношением к ребенку и его матери. Новые установки: «Ребенок здоров и ничего не боится. Его папа любит и уважает его, желает ему добра». На деле порой требуется достаточно емкая психологическая работа с родителями.


Выводы

Рвота, цистит, пневмония, эпилепсия, частые ОРВИ, стоматит, сахарный диабет, псориаз и даже вши – каждый диагноз имеет свою психосоматическую причину. Главное правило психосоматики – не подменять традиционную медицину. Поэтому поисками причин и устранением их на психологическом и более глубинном уровне следует заниматься параллельно с назначенным лечением. Так, вероятность выздоровления существенно вырастает, а риск рецидива заметно снижается, ведь найденная и решенная правильно психологическая проблема - это минус одна болезнь.

Все о психосоматических причинах детских болезней смотрите в следующем видео.

  • Психосоматика
  • У детей
  • Книги

Зубная боль хорошо знакома практически каждому человеку. У некоторых проблемы с зубами начинаются в раннем возрасте, кто-то обращается к стоматологу для лечения кариеса уже будучи взрослым человеком. Боль не всегда сопровождает развитие стоматологического заболевания. Почему иногда неприятные ощущения и дискомфорт возникают в совершенно здоровых зубах и деснах? Спровоцировать проблему могут психологические факторы.

Зубы и психосоматика

Чтобы определить, как именно связаны психологические аспекты и стоматологические заболевания, следует вспомнить, какими были функции зубных рядов, заложенные природой. Изначально предназначением зубов у человека было хватать, кусать и дергать, участвовать в проявлении агрессии или дружелюбия, они активно использовались в двух разновидностях ситуаций:

  • процесс добывания пищи;
  • схватки с врагами.

В современном мире уже не приходится рвать противников зубами или захватывать ими как можно больше пищи, чтобы успеть насытиться, пока добычу не съели остальные члены племени. По этой причине некоторые переживания вследствие конфликтных ситуаций могут повлиять на здоровье зубов.

Тема конфликта «Захватывание куска» Невыраженная агрессия
Описание Стремление получить «кусок» в виде реализации любых желаний – от предметов и вещей до денег и авторитета Нереализованное по каким-либо причинам желание «разорвать» противника
Следствие Неидеальная форма (например, кривые зубы) Зубы крошатся, разрушается, отмирают их ткани (рекомендуем прочитать: )
Пример Верхние зубы у ребенка в сравнении с нижним рядом отстоят назад – внутренняя подавленность, которая мешает выйти вперед за своим «куском» либо имеет место ситуация, когда его постоянно «притормаживают». Верхний ряд зубов выступает вперед – ребенок очень торопливый (стремится получить свой «кусок» как можно быстрее в любой ситуации) или его всегда торопят родители (чаще мать). При разрушении зубов у детей (возникновении проблем с эмалью или дентином), следует обратить внимание на отношения между братьями / сестрами – возможно они постоянно ссорятся и подсознательно хотят «укусить» друг друга. Если проблем в отношениях между детьми нет, то провоцирующим фактором могут выступать родители, которые иногда невольно «сгружают» на ребенка свои переживания.

Психологическая подоплека зубной боли

С точки зрения психологии, зубной ряд представляет собой символ и отображение решений человека. Так, если человеку нужно принять важное решение, но он не способен сделать это, опасаясь возможных последствий, если он не может адекватно проанализировать ситуацию, не готов (из-за страха или нерешительности) распознавать, анализировать и использовать дополнительную информацию для принятия решений, у него болят зубы.

Почему болят зубы и воспаляются десна?

Если злоупотреблять сладостями и алкоголем, много курить, не соблюдать правила гигиены ротовой полости и игнорировать профилактические осмотры у стоматолога, то с болезнями зубов и воспалением десен придется столкнуться без всяких психосоматических причин. Однако в некоторых случаях заболевания могут возникать по внутренним причинам. Проблемы с зубами мудрости и запахом изо рта психосоматикой объясняются нередко.

Что страдает Проблема Психосоматическая причина
Зубы Разрушение Человек имеет привычку негативно думать и отзываться о своих родителях, жизни, о себе или других людях.
Кариес Психосоматика кариеса связана с тем, что не хватает твердой и определенной системы мировоззрения. Вместо преодоления возникающих трудностей силы тратятся на жалость к самому себе.
Бруксизм Сдерживаемое нервное напряжение, злость или слезы.
Любые проблемы с зубом мудрости В сознании человека не отведено места для того, чтобы заложить прочный фундамент для его последующей жизни.
Психосоматика пульпита, периодонтита Склонность игнорировать важные «корневые» проблемы, потеряна способность «погружаться» в жизнь твердо и уверенно.
Десны и психосоматика Кровоточивость десен Принятые решения не приносят радости и не делают человека счастливее.
Пиорея десны Сложности с воплощением в жизнь принятых решений, сопровождаемые постоянным гневом.
Воспаление десен Не сформировано четко выраженное отношение к своей жизни, неспособность реализовывать уже принятые решения.

Причины стоматита и других проблем ротовой полости

Психосоматические причины способны провоцировать многие проблемы ротовой полости, а не только болезни зубов и десен. В настоящее время наличие связи между стрессами, конфликтами и рядом патологий доказана в ходе клинических испытаний.


Считается, что заболевания полости рта возникают из-за предвзятости, неприятия новых идей или, напротив, излишней концентрации на идеях, вредных для других людей или для самого человека. Возникновение запаха изо рта также может вызывать психосоматика.

Известный врач-гомеопат Синельников посвятил интересный и познавательных труд выявлению причин психосоматического характера, вызывающих возникновение проблем ротовой полости. Отдельно можно рассмотреть челюсть – тугоподвижность челюсти объясняется постоянно подавляемым желанием взять под контроль и начать осуществлять руководство всем, что происходит вокруг:


Как подходить к лечению?

Подход к лечению любой патологии обязательно должен быть комплексным. Занимаясь самоанализом (в некоторых случаях требуется даже посетить психолога, получить помощь специалиста в этой области), не следует пренебрегать обращением к врачу-стоматологу. Только тогда можно будет быстро справиться с болезнью и не допустить возникновение рецидивов.

Зубы

В первую очередь нельзя «убегать» от проблем – если человек просто отказывается их признавать, то справиться с болезнью будет достаточно сложно (или вовсе невозможно). Избегать стрессов, устранить источник накопившихся обид, агрессии или печали, принять свои ошибки и простить себя за них – вот основные способы избавиться от болезни зубов, имеющей психологическую подоплеку. Не лишним будет посвятить часть своего времени следующим занятиям:

  • Анализ своих мыслей. Если болят зубы, в некоторых случаях достаточно выявить, проанализировать и решить вызвавшую боль проблему, и проблема исчезнет.
  • Йога. Иногда человеку достаточно отрешиться от бесконечных текущих и будущих предполагаемых проблем, ощутить внутреннее умиротворение, и он вдруг осознает, что зуб больше не болит.
  • Благотворительность. Помогая другим, можно привнести в собственную жизнь ощущение гармонии, тепла и доброты.
  • Сложение отрицательностей. Найти собственные отрицательные качества, провести их анализ и устранить вызвавшие их обстоятельства – в некоторых случаях этого бывает достаточно, чтобы отступила даже сильная зубная боль.

Десна

Устранение проблем с деснами может проводиться по аналогичной схеме, также, как и при проблемах с зубами. Если заболели десны, факторы, спровоцировавшие это, нужно выявлять. Пересмотрев свои приоритеты, отбросив страхи и неуверенность, нужно начать анализ собственных решений и процессов их реализации. Если все задуманное человеком выполняется, то возможно причина в том, что решения он принимает не по зову сердца, а основываясь на холодном, но не всегда приятном расчете. Возможно, ему пора сделать что-то для собственного счастья, а не из соображений выполнения долга или обязанностей. Тогда десны снова будут здоровыми и крепкими.

Любой простейший организм имеет так называемую кишечную трубку. Через нее поступают необходимые вещества и выбрасываются ненужные продукты обмена. Но вместе с пищей в организм поступает информация об окружающем мире.

Органы пищеварения человека филогенетически сохранили на глубоком уровне потребность воспринимать вместе с пищей информацию. Поэтому наша способность воспринимать и переваривать определенные знания, поступающие извне, и вовремя освобождаться от ненужных проблем и эмоций будет отражаться на состоянии здоровья органов пищеварения.

РОТ

Символизирует восприятие новых идей, мыслей.

Понаблюдайте за маленьким ребенком, с чего он начинает познание окружающего мира. Он пробует Вселенную на вкус.

Проблемы со ртом отражают неспособность к восприятию новых идей и мыслей.

Ранки на губах и в полости рта, стоматит, герпес

Заболевание полости рта свидетельствует, что вы предвзято относитесь к кому‑то. У вас в подсознании скрыты «ядовитые» и «язвительные» слова, обвинения, и ваши губы сдерживают их. Или в подсознании на‑: копились горькие и гневные мысли, которые остаются невысказанными.

Сидит болезнь в теле и ждет, Когда тебя злость разберет. Или, когда тоска душу гложет, Опять она появиться может. И ждет не дождется, Когда тебя горе сломает, – Вот тогда она наружу выползает.

Запах изо рта

Ваши «грязные» мысли и чувства, ваше прошлое настолько устарели, что уже «завонялись». Пора внести что‑то новое и свежее в свою жизнь.

Ко мне на прием пришел молодой парень. Он держал около рта платочек.

– Доктор, – сказал он, – год назад у меня появился неприятный запах изо рта. Не знаю, с чем это связано.

Может быть, от воспаления в носоглотке? Но врачи меня обследовали – ничего не находят. А я чувствую, что там что‑то не так.

Из общения с подсознанием выяснилось, что причиной проблемы послужила одна неприятная ситуация, которая произошла как раз год назад. М вот уже в течение года парень вынашивает в себе гнев и желание отомстить.

Я сумел убедить его пересмотреть свое отношение к прошлому и извлечь из него позитивный урок.

– Поменяйте свои протухшие старые мысли, которые мешали вам жить все это время, на новые, свежие, которые принесут в ваш мир только приятные переживания, – сказал я ему.

ЯЗЫК

Именно с помощью языка мы познаем вкус. На нем есть рецепторы, реагирующие на кислое, горькое и сладкое. Так и в жизни есть удовольствия, огорчения, пикантные случаи. Проблемы с языком означают, что мы теряем вкус к жизни. Наши негативные эмоции и чувства «покрывают толстым налетом» нашу способность воспринимать жизнь, мешают нам с радостью вкушать удовольствия жизни.

Мысль материальна, она воплощается в наших делах, в отношениях с людьми, в наших болезнях и общем самочувствии.

Это утверждение в последнее время почти никого не удивляет и находит немало сторонников. Такого же мнения придерживались мыслители и врачеватели древности.

Психосоматика – наука, находящаяся на стыке медицины и психологии, считает, что связь души и тела настолько крепка, что нестабильные эмоции и неуравновешенное поведение человека приводит к появлению заболеваний.

Кто такая Луиза Хей?

Один из авторитетов психосоматики — Луиза Хей, американская исследовательница этой проблемы. Она на себе испытала механизмы возникновения заболеваний.

У нее диагностировали рак матки, с которым эта женщина справилась за несколько месяцев. Такому успешному излечению предшествовал долгий путь размышлений и анализа собственной жизни.

Луиза Хей знала о негативном влиянии нерешенных проблем и невысказанных обид на любой, самый крепкий организм.

Обратившаяся к психосоматике Луиза Хей пришла к выводу, что ее болезнь появилась в результате неумения отпускать ситуацию, вследствие ее убеждений в собственной неполноценности в качестве женщины.

Она выбрала в качестве убеждения аффирмации – убеждения, составленные по особым правилам.

Эти аффирмации, повторяемые в течение нескольких месяцев, сделали ее здоровым человеком и уверенной в себе женщиной.

Луиза Хей не остановилась на этом, она решила помогать другим людям и стала пропагандировать свой опыт.

По результатам исследований ею была составлена таблица причин появления заболеваний, известная как таблица Луизы Хей, которая проводит связь между болезнью и эмоциональными проблемами человека.

Таблица Луизы Хей — что это?

Стереотипы нашего мышления сформированы на отрицательном опыте, полученном человеком. Этот постулат психосоматики и таблица заболеваний тесно связаны друг с другом.

Если изменить эти застарелые убеждения, можно полностью избавиться от многих проблем и болезней. Каждая неправильная установка приводит к появлению определенного заболевания:

  • рак – застарелая обида;
  • молочница – подсознательное неприятие своего полового партнера;
  • цистит – сдерживание негативных эмоций;
  • аллергия – нежелание принимать в свою жизнь что-то или кого-то, возможно, даже себя;
  • проблемы со щитовидной железой – недовольство качеством жизни.

Луиза Хей считает, что причина болезни исчезнет после осознания человеком эмоциональной проблемы. Болезнь не появляется просто так, она посылается каждому человеку для того, чтобы он задумался над ее психологическими причинами. Облегчить эти поиски и предназначена таблица Луизы Хей.

Таблица заболеваний Луиза Хей

  1. Сначала нужно найти свою проблему в первой колонке, где заболевания расположены в алфавитном порядке.
  2. Справа находится вероятная причина, приведшая к болезни. Эту информацию следует внимательно прочитать и обязательно обдумать и осмыслить. Без такой проработки не стоит пользоваться этой таблицей.
  3. В третьей колонке нужно найти аффирмацию, соответствующую проблеме, и повторять это позитивное убеждение несколько раз на протяжении суток.

Положительный эффект не заставит себя долго ждать – установившееся душевное равновесие повлечет за собой улучшение состояния здоровья.

Проблема

Вероятная причина

Аффирмация

В этой книге Луиза Хей пишет о том, что все болезни мы создаем себе сами, и сами же способны их полечить своими мыслями. Мысли материальны, ни для кого это уже не секрет. Но, мало знать, что мысли материальны, нужно еще научиться направлять их постоянно в нужное русло, не допускать негативных мыслей в свою голову, стараться быть всегда на позитиве.

С помощью методик и аффирмаций, которые раскрывает нам автор книги, можно постепенно избавиться от многих негативных стереотипов, которые прочно засели в наших с вами головах и мешают нам жить спокойно и счастливо, без болезней.

Рекомендуем почитать

Наверх