Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Гласные звуки и буквы. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Пищеварения 18.01.2024
Пищеварения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 ст. Должанская муниципального образования Ейский район

Конспект занятия

по формированию звукопроизношения в подготовительной группе компенсирующей направленности

Тема: «Путешествие в страну гласных и согласных звуков»

Учитель – логопед: Лукьянова Л.А.

2015 год

Цель: Повторение пройденного материала на обобщающем занятии по гласным и согласным звукам.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закреплять знания о гласных и согласных звуках, воспроизводить на слух звуковую цепочку.

Закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [А], [У], [И], [О];

Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

Учить определять звук в начале, середине, конце слова;

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух на материале звуков

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Развивать зрительное восприятие и узнавание на основе гласных букв.

Развивать логическое мышление, при выполнение заданий.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Методы и приемы: сюрпризный момент, психогимнастика, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, беседа, дидактическая игра, физминутка.

Оборудование: Демонстрационный материал - картинки отгадки, карточки с большими нарисованными гласными согласными буквами, символы обозначения гласных и согласных звуков, схема «птичка» для определения места заданного звука, большая карточка с нарисованными буквами способом наложения, совмещения «замаскированные буквы.

Раздаточный материал - на каждого ребёнка схема «птичка», пеналы с цветными кружками, тетради для выполнения заданий, карандаши, зеленый и красный кружок.

Предварительная работа: чтение сказки «Буратино» разучивание физминутки «Сенокос»

Ход занятия:

1.Организационный момент: Психогимнастика

Ребята, у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем. К солнышку потянулись, лучики собрали, к сердцу прижали и гостям отдали. Молодцы! Здесь наши гости оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились на логопедических занятиях. Посмотрите на меня, повторим правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях в игре

Верно, четко говорить

Не вертеться, не шалить.

Основная часть:

Ребята к нам в гости пришел Незнайка. Он очень расстроен, потому что

хочет в школу, но многого не знает и не умеет. Вы согласны ему помочь?

Чтобы Незнайка мог красиво отвечать на уроке, мы с вами научим его правильно дышать. Давайте повторим правила выполнения дыхательных

упражнений: вдох через нос, выдох длительный через рот, плечи не поднимать, голову назад не запрокидывать.

2.Дыхательное упражнение «Ветерок»

А теперь садитесь за столы, возьмите зеркала. Я буду рассказывать историю, а вы мне помогайте.

3.Артикуляционная гимнастика «В гости к дедушке и бабушке»

В гости к дедушке и бабушке приехали внуки. Они были толстые и худые (надуть и втянуть щеки). Бабушка и дедушка очень обрадовались и поцеловали внуков (улыбочка – трубочка). Бабушка стала печь блины (пошлепать язычок – лопаточка). Блины очень горячие (подуть на язык). Блины остыли, и внуки их с аппетитом ели (кусать язычок). Потом бабушка угостила внуков клубничным вареньем (вкусное варенье).

Ну, вот мы и готовы отправиться в путешествие в страну гласных и согласных звуков: «И ты, Незнайка пойдешь с нами, мы научим тебя различать звуки». А за каждое выполненное задание, ты Незнайка будешь получать фрагменты картинки (пазлы), которые тебе помогут найти путь к знаниям. Закрываем глазки, и вот мы уже в «Звукограде» (1слайд)

А вот и первое задание:

4. «Гласные и согласные» Картинки и буквы выставляются на доску.

(2 слайд)

А, О, У, Э, И, Ы - Какие это буквы? Почему они называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем

Б, В, Г, Д, К, Т - Какие это буквы? Почему они называются согласными? Каким цветом мы их обозначаем?

(Ребята, какое время года наступило? (Весна) Правильно, погода на улице становиться теплее, и из теплых стран возвращаются…. Кто? (птицы), и вот она такая птичка прилетела к нам, и принесла задание:

5. Ребята определите «Где стоит нужный звук?» в слове. (3 слайд)

«А» - Автобус, рукА

«О» - мОст, ОкнО

«И» - Ира, ИрИс (используются схема-птичка)

«У» - Утка, рУка

«С»- Стол, ноС, наСоС.

Перед нами заколдованная полянка, чтобы пройти через нее нужно скосить высокую сухую траву, вы готовы: (4 слайд)

6.Физминутка: «Сенокос»

Мы сено косили, косили, косили.

Мы сено носили, носили, носили.

Мы сено собрали, собрали, собрали.

Мы сильно устали, устали, устали.

На сено упали, всю ночь мы проспали.

Но солнце взошло - мы косить снова стали.

И снова косили, и снова носили,

И снова устали, но сено собрали!

И спали, и спали, и спали на сене

От воскресенья до воскресенья!

Вот мы с вами поработали, наши ручки устали, теперь пусть поработают глазки:

7. Следующее задание «внимательные глазки». (5 слайд)

«Зачеркните лишние буквы» - (детям предлагаются карточки, на которых нарисованы знакомые гласные и согласные буквы).

7. «Найдите каждой букве пару и соедините их линией» (можно работать у доски и индивидуально) - задание на внимание. (6 слайд)

Наше путешествие продолжается, что бы достать следующий пазл, нам нужно разгадать заколдованную цепочку:

8. «Расшифровать цепочку из гласных букв» - используя буквы – подсказки, впишите нужные буквы в свои геометрические формы и прочитайте цепочку из букв. (7 слайд)

9. Д\и «Замаскированные буквы» Пока мы с вами выполняли задания, Незнайка складывал слова и соединил буквы, давайте отгадаем, какие буквы соединились? (8 слайд)

Вот мы и собрали все пазлы, давайте поможем незнайке сложить картину (складываем картинку алфавит) и дарим Незнайке книгу, это поможет ему в дальнейшем в школе хорошо учиться. (9 слайд)

10.Итог занятия:

Но вот наше путешествие подошло к концу, и пора возвращаться в наш детский сад. Ребята, я надеюсь что не только Незнайка но и мы узнали много нового, а теперь давайте, и вы сейчас оцените свою работу на занятии: поднимите веселый смайлик если вы считаете, что со всеми заданиями справились хорошо, грустный если иногда ошибались. (10 слайд)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 25

Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе ДОУ

«Гласные звуки»

подготовила учитель -логопед

Бондаренко Лилия Владимировна

Старотитаровская

Темрюкский Район

Краснодарский край

Россия

2013

Гласные звуки

Цель: дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме.

Задачи: уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных; показать смыслоразличительную роль гласных; учить анализу и синтезу слов III класса; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.

Оборудование: предметные картинки (дом, рак, лук, мышь, пар, сом, суп, сыр), плакат «Гласные звуки», раздаточный материал для составления схем слов, индивидуальные зеркала.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. Первыми сядут те дети, в чьих именах есть звук [А] (и далее по очереди) , [С], [Т]…

Дети: Алина, Алеша…

Саша, Света…

Таня... и т. д.

II. Беседа по пройденному материалу.

Что можно составить из звуков? (слоги, слова)

Что можно составить из слогов?(слова) из слов? (предложения)

из предложений? (текст)

III. Объяснение нового материала.

1. Сообщение темы занятия.

Логопед. Давайте с вами произнесём звук «а» перед зеркалом. Посмотрите как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом.

Этот звук всегда поется,

Этот звук, как песня, льется.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

Итак, ребята, сегодня мы будем работать с гласными звуками.

2. Уточнение артикуляции гласных звуков.

а) Логопед. Какие звуки можно пропеть голосом, чтобы воздух выходил свободно, без преграды?

Перед зеркалом дети разбирают артикуляции звуков:

О, У, Ы, А, И.

Звук А :горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает большой круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук О : горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает овал, вытянутый по вертикали(огурчик). Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук У легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает маленький круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук Ы : горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает нижнюю половинку круга. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук И : горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает горизонтальную полоску..

Как называются эти звуки? (гласные)

б) Определить, какой звук логопед произносит по беззвучной артикуляции.

А - О - У - Ы - И.

Как вы догадались ?

Звук А

Губы сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает

большой круг.

Звук О : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

Напоминает овал, вытянутый по вертикали(огурчик ).

Звук У : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма

Напоминает маленький круг.

Звук Ы : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма

Напоминает нижнюю половинку круга .

Звук И : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма

Напоминает горизонтальную полоску .

Физкультминутка

Медвежонок - топ-топ,

А ежонок - хлоп-хлоп,

А волчонок - щелк-щелк,

А зайчонок - скок-скок,

А лисенок - шмыг-шмыг,

А бельчонок - прыг-прыг.

(имитация движений)

3. Определение начального и конечного гласного звука.

Логопед. Назовите гласный:

а) с которого начинается слово

Аист (А ), ухо(У ), ослик(О), астра(А), иней(И), эхо(Э).

б) которым заканчивается слово…

Игла(А), шары(Ы), сова(А), кино(О), огни(И).

4. Выделение гласного звука из середины слова.

а) Логопед называет слово, воспитанники определяют гласный звук и поднимают соответствующую букву.

Сын(Ы), мак (А), ком(О), дуб(У), мэр(Э).

б) Логопед показывает картинку, дети произносят гласный звук, выделяя его из названия картинки, и поднимают соответствующую букву.

Дом (О), рак (А), лук (У), мышь (Ы), пар (А), сом (О), суп (У), сыр (Ы).

Логопед. Что вы называли? (Звук.)

Что показывали? (Букву.)

5. Смыслоразличительная роль гласных.

Логопед. Перед вами слово, из которого убежала гласная. Помогите вернуть её на место. Какая буква убежала?

Какое слово получилось?

Что оно обозначает?

Б…К (А, бак) Б…К (О, бок)

Б…К (Ы, бык) Б…К (У, бук)

Что вставляли? (Букву.)

Вывод: одна буква может изменить значение слова.

Физкультминутка

6. Деление слов на слоги. (закрепить понятие о слогообразующей роли гласных)

Дети делят на слоги предложенные логопедом слова

Логопед. Кубики (3), лапа (2), духи (2) , нога(2), машина (3) , улица (3), дыня (2) , молоко (3) , сапоги (3) , дорога (3).

Сколько гласных звуков в этих словах?

Это знает каждый из учеников -

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

6. Разбор слова «бак».

Логопед. Сколько слогов в слове «бак»? (1)

Сколько в этом слове звуков? (3)

Сколько гласных? (1)

Начертите схему слова, выделите гласный звук красным цветом.

IV. Итог.

Какие звуки называются гласными? (Поются, нет преграды .) Назовите их.(а, о, у, и, ы,э)

Что произойдёт, если в слове изменить одну букву?(изменится значение слова)

Как с помощью гласных можно определить количество слогов в слове? (сколько в слове гласных, столько и слогов).

Список используемой литературы:

  1. Ткаченко Т.А. «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к

обучению грамоте» -М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

2.Курицына Э. М., Тараева Л. А. «Игры на развитие речи» - М., РОСМЭН, 2007.

3.Хамидулина Р.М. «Обучение грамоте. Подготовка к школе. Сценарии занятий.»- М., «ЭКЗАМЕН», 2009. Перова О. «Обучение грамоте» , М, РОСМЭН,2008

4. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию

движений рук», М, ЭКСМО, 2007

5. Марцинкевич Г. Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста.

Планы занятий» - Волгоград, «УЧИТЕЛЬ», 2006 г.

6.Дурова Н.В. «Фонетика. Как научить детей слышать и произносить

Звуки», Москва «МОЗАЙКА - СИНТЕЗ» , 2000.

7.Земцова О.Н. «Грамотейка»- М., «МАХАОН»,2009.

8.Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя,

Старшая, подготовительная группы. - М.: ВАКО, 2010.


Цели занятия.

  • Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);
  • Закреплять умение отвечать на вопросы;
  • Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;
  • Упражнять в подборе определений к заданным словам;
  • Активизировать словарь;
  • Закреплять умение определять количество слогов в слове;
  • Развитие познавательной сферы;
  • Закрепление навыков ориентировки в пространстве.
  • Материалы и оборудование:

  • Изображения синего и зелёного грузовиков;
  • Картонный поезд;
  • Разноцветные плоскостные корзинки – карманы;
  • Демонстрационная таблица, «Какой? Какая? Какое?»;
  • «Буквенный конструктор»;
  • Набор предметных картинок;
  • Два разноцветных замка;
  • Папка «Разноцветные корзинки»;
  • Магнитная доска, 2 фланелеграфа;
  • Магнитофон, магнитофонная запись: «Голубой вагон».
  • Дети и воспитатель входят в зал.

    Воспитатель:

    Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну звуков. А какие бывают звуки?

    Дети: Гласные и согласные.

    Воспитатель: В этой стране звуки живут в двух замках.

    Воспитатель подводит детей к доске с замками

    Воспитатель : Ребята, какие звуки живут в этом замке?

    Показывает на красный замок

    Дети: Гласные звуки.

    Воспитатель:

    Дети: Потому что мы обозначаем их красным квадратом.

    Воспитатель: А почему дверь в этом замке открыта?

    Дети: Потому что гласные звуки – можно петь и тянуть и воздух выходит без преград.

    Воспитатель: Ребята, а какие звуки живут в этом замке?

    Показывает на сине-зеленый замок

    Дети: Согласные звуки

    Воспитатель: А почему они живут в этом замке?

    Дети: Потому что мы обозначаем их, синим и зеленым квадратами.

    Воспитатель: А почему дверь в этом замке закрыта?

    Дети: Потому что согласные звуки – нельзя петь и тянуть и воздух выходит с преградой.

    Воспитатель: А какие преграды встречает согласный звук, выходя из замка?

    Дети: Губы (П), язык (Н), зубы (С).

    Воспитатель: Ребята, какие согласные мы обозначаем, синим квадратом?

    Дети: Твердые согласные.

    Воспитатель: Какие согласные мы обозначаем, зелёным квадратом?

    Дети: Мягкие согласные.

    Воспитатель: А какой гласный звук смягчает согласные звуки?

    Дети: Гласный звук «И».

    Воспитатель: Ребята сейчас мы с вами поиграем в игру «Разноцветные грузовики». В синем грузовике «поедут» те пассажиры, названия которых начинаются с твердых согласных, а в зелёном грузовике «поедут» те пассажиры, названия которых начинаются с мягких согласных.

    Дети рассаживают пассажиров.

    Воспитатель : А ещё в этой сказочной стране живёт добрая волшебница.

    Входит волшебница под музыку (с папкой в руке), обходит весь зал и встаёт в центре зала.

    Воспитатель: Здравствуйте, добрая волшебница.

    Волшебница: Здравствуйте дети, здравствуйте гости.

    Дети: Здравствуйте.

    Волшебница: Добро пожаловать в сказочную страну звуков.

    Есть у меня игра для вас:

    Я начну игру сейчас.

    Я начну, а вы кончайте,

    Хором дружно отвечайте!

    Игра «Доскажи словечко»

  • Всех на свете он добрей,
  • Лечит он больных зверей,

    И однажды бегемота

    Вытащил он из болота.

    Он известен, знаменит,

    Это доктор…(Айболит).

  • Он плывёт по простыне,
  • Как кораблик по волне.

    Он хозяйкам добрый друг,

    Электрический…(Утюг).

  • Золотой и молодой,
  • За неделю стал седой.

    А денёчка через два

    Облысела голова.

    Спрячу-ка в карманчик

    Бывший…(Одуванчик).

  • Буду мастером таким,
  • Как наш дядя Евдоким:

    Делать стулья и столы,

    Красить двери и полы.

    А пока сестре Танюшке

    Сам я сделаю…(Игрушки).

  • На лучинке, в бумажке,
  • В шоколадной рубашке,

    В руки просится само.

    Что же это? ... (Эскимо).

  • В лесу под щебет и под свист
  • Стучит лесной телеграфист:

    «Здорово, дрозд-приятель!»-

    и ставит подпись:…(Дятел).

  • В реках Африки живёт
  • Злой зелёный пароход!

    Кто б навстречу ни поплыл,

    Всех проглотит…(Крокодил).

  • Ходит длинный, пасть с клыками,
  • Ноги кажутся столбами,

    Как гора, огромен он,

    Ты узнал, кто это? ... (Слон).

    Волшебница: Ой, ребята, какие вы молодцы. Как у вас хорошо получилось. Ребята, а я очень люблю играть со звуками, и принесла вам свою игру – вот она.

    Показывает папку на ней написано «Разноцветные корзиночки».

    Воспитатель: Добрая волшебница, ты, наверное, хочешь, чтобы мы тоже поиграли в твою игру. Ребята вам интересно, что это за игра.

    Дети: Да.

    Воспитатель: Давайте поиграем. А ты волшебница сядь, посиди и посмотри на нас.

    Игра «Разноцветные корзинки».

    Воспитатель: Ребята в красную корзинку нужно положить картинки, в названиях которых звук «К» находится в начале слова, в желтую – те картинки, в названиях которых звук «К» находится в середине слова. А в зелёную – те картинки, в названиях которых звук «К» находится в конце слова.

    Воспитатель : Молодцы ребята. Звуки образуют слоги, а слоги слова. Слова обозначают предметы (стол, стул), признаки (желтый, большой), действия (прыгать, бегать). А чем слова отличается от слогов?

    Дети: Слова – большие и понятные, а слоги – маленькие и непонятные.

    Воспитатель: Ребята, а слова, как и мы с вами, любят путешествовать. А путешествуют они по своей стране на волшебном поезде.

    Воспитатель подводит детей к стене с поездом.

    Воспитатель: Посмотрите на вагоны поезда, что вы на них видите?

    Дети: Номера, цифры.

    Воспитатель: Эти номера обозначают, то, что в первом вагоне поедут пассажиры, в названиях которых 1 слог. Во втором вагоне поедут пассажиры, в названиях которых 2 слога; в третьем вагоне поедут пассажиры, в названиях которых 3 слога.

    Дети рассаживают животных в вагоны.

    Воспитатель: Вагоны у нас все заняты. Все отправились в путешествие. А что же мы стоим? Занимайте места в вагонах мы поедем путешествовать.

    Дети рассаживаются.

    Воспитатель: Закройте глаза и представьте, что вы едете в поезде.

    Включает аудиозапись.

    За окном мелькают леса, поля, города,… Но вот поезд остановился у реки. Все выходим из поезда. Ой, какое яркое солнце! Так трудно смотреть. (Закрывает глаза). Давайте попробуем поморгать.

    Дети моргают то одни, то другим глазом.

    Воспитатель: Ребята, как же нам перейти нашу реку.

    Дети: Нужно её переплыть.

    Физкультминутка.

    К речке быстро мы спускались,

    Наклонялись, умывались.

    Раз, два, три, четыре –

    Вот как славно освежились!

    А теперь поплыли дружно,

    Делать так руками нужно:

    Вместе – раз, это брасс,

    Одной, другой – это кроль.

    Все мы один поплыли.

    Мы похожи на дельфина.

    Дети выполняют соответствующие движения.

    Воспитатель: Ну, вот мы и перебрались через нашу речку. Посмотрите, стоит дерево, а около него сидят зверушки и не знают, что им делать. Давайте поможем им.

    Дети: Давайте.

    Воспитатель вызывает пятерых детей и раздаёт картинки со зверушками.

    Воспитатель: Птицу, название которой начинается со звука «С» посадить на дерево. Посадить на ствол дерева птицу, название которой начинается со звука «Д». Посадить под дерево справа птицу, название которой начинается со звука «У». Посадить под дерево слева животное, название которого начинается со звука «К». Закрепить над деревом насекомое, название которого начинается со звука «О».

    Дети выполняют задание.

    Воспитатель: Молодцы ребята.

    Вбегает ребёнок в платье волшебницы и плачет.

    Воспитатель: Ой, ребята посмотрите еще одна волшебница, но только маленькая.

    Маленькая волшебница: Я не волшебница, я только учусь.

    Воспитатель: Что с тобой случилось?

    Маленькая волшебница: Злой гном превратил звуки в буквы, и у каждой из них отнял один или несколько элементов.

    Воспитатель: Ребята, давайте поможем буквам, найти недостающие элементы. Но сначала вы мне скажите, чем отличаются буквы от звуков?

    Дети: Звуки мы слышим и произносим, буквы читаем и пишем.

    Дети восстанавливают буквы.

    Маленькая волшебница: Благодарю вас. Не знаю, что бы я без вас делала. А за то, что вы мне помогли, я дарю вам вот эту игру.

    Даёт воспитателю и уходит.

    Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Какой? Какая? Какое?». Вывешивает на доску демонстрационную таблицу.

    Воспитатель : Я буду называть, предметы, нарисованные на картинке, а вы скажите каким этот предмет, может быть. Например, сыр, какой? Что вы ответите?

    Дети: Сыр желтый, солёный, вкусный…

    Воспитатель: Молодцы, правильно.

    Игра продолжается.

    Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Давайте попрощаемся со сказочной страной звуков и с доброй волшебницей. И прочитаем стихи, которые мы для неё подготовили.

    1-й ребёнок:

    Гласные тянутся к песенке звонкой.

    Могут заплакать и закричать.

    В тёмном лесу звать и аукать,

    Но не желают свистеть и ворчать.

    2-й ребёнок:

    А согласные согласны шелестеть, шептать, свистеть,

    Даже фыркать и скрипеть,

    Но не хочется им петь.

    3-й ребёнок:

    Буквы-значки, как бойцы на парад,

    В строгом порядке построены в ряд.

    Каждый в условном месте стоит,

    И называется всё Алфавит.

    4-й ребёнок:

    Прапрадедовской порой, встали буквы в чёткий строй

    Строй как строй, да не простой он зовётся Азбукой.

    Не надо к маме приставать,

    Не надо бабушку трясти:

    «Прочти, пожалуйста, прочти!»

    Не надо умолять сестрицу:

    «Ну, прочитай ещё страницу!»

    Не надо звать, не надо ждать,

    Волшебница: Порадовали вы меня ребята. И я хочу подарить вам подарки.

    Достает большие цветные буквы на тесёмке и одевает каждому ребёнку на шею. И уходит.

    Воспитатель: Вот и закончилось путешествие в сказочную страну звуков. На память у вас останутся цветные буквы, подаренные доброй волшебницей. Вы можете их «оживить» превратив в веселых человечков, зверей, растения. Знаете как?

    Дети: Нет.

    Воспитатель: Нужно дорисовать глаза, косички, хвостики… Фломастеры и карандаши я разложила на столах в группе.


    Гришкина Вера Александровна

    Наталия Чернышова
    Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные и согласные звуки» (подготовительная группа)

    ЗАНЯТИЕ №10 .

    Тема. Гласные и согласные звуки .

    Цель : дать понятие о гласных и согласных звуках , учить различать их, познакомить с условным обозначением гласных и согласных звуков ;

    развивать фонематический слух.

    Работать над артикуляцией звуков .

    Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

    Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

    Ход занятия:

    1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

    Игра «Назови одним словом» .

    Из чего состоит наша речь? А предложения?

    Кого вы видите на картинке? (ужа.)

    Составьте предложение с этим словом.

    О ком вы составили предложение? Что обозначает это слово?

    Из чего состоит это слово?

    Посмотрите в зеркальца. Произнесите слово уж. Понаблюдайте при помощи чего вы его произнесли?

    (Все слова мы произносим при помощи органов речи : губ, языка, зубов, нёба.)

    3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

    Сегодня мы узнаем, что звуки речи бывают разные . Разделим их на группы , дадим названия, будем учиться их различать. Продолжим работу со звуковыми моделями .

    4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    1. Практическая работа.

    О ком мы составили предложение? А теперь предлагаю составить звуковую модель этого слова .

    Что для этого нужно?

    Произнесите первый звук . При помощи чего вы его произнесли?

    Что заметили?

    Обратите внимание на лёгкость прохождения воздуха во рту при произнесении звука [ у] .

    Обозначим его на модели.

    Продолжаем произносить слово (ужжжж) . Что вы заметили? Что служило препятствием на пути прохождения воздуха? Обозначим схематически звук [ ж] .

    Мы закончили звуковой анализ ? Сколько звуков в слове уж ?

    При произнесении какого звука воздух свободно проходи через рот?

    А какое препятствие встретил звук [ ж ] ?

    2. СООБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

    Звуки речи бывают разные . Одни свободно и легко вырываются наружу, не встречая на своё пути никаких преград. Эти звуки называются г л а с н ы м и. при произнесении других звуков воздуху приходится прорываться через препятствия, которые ставят ему губы, зубы, нёбо, язык. Но эти звуки не «огорчаются» , они согласны преодолевать преграды, поэтому получили название с о г л а с н ы х.

    3. ЗАУЧИВАНИЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ.

    ВОЗДУХ СВОБОДНО ИДЁТ ЧЕРЕЗ РОТ,

    ЗВУК ПОЛУЧАЕТСЯ ГЛАСНЫЙ .

    А СОГЛАСНЫЕ… СОГЛАСНЫ

    ШЕЛЕСТЕТЬ, ШЕПТАТЬ, СКРИПЕТЬ,

    ДАЖЕ ФЫРКАТЬ И ШИПЕТЬ,

    НО НЕ ХОЧЕТСЯ ИМ ПЕТЬ.

    Физкультминутка. Игра «Сова» .

    По команде «день» дети приседают –совы днём спят, по команде «ночь» дети встают и машут руками –совы вылетают на охоту.

    5. Знакомство с условными знаками.

    Чтобы различать гласные и согласные звуки , будем обозначать гласные чёрным кружком . Согласные – чёрной чёрточкой .

    Тогда какой вид будет иметь модель слова уж?

    5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

    1. Работа с наглядностью.

    Кто изображён на каждой картинке? Назовите первый звук каждого слова . Какой он : гласный или согласный ? Докажите.

    2. Игра «Учитель» .

    Каждый из вас выступит в роли учителя. Вы получите картинки с изображением предметов. Я обозначу первый звук каждой картинки условным значком. Ваша задача – проверить правильность выполнения этого задания. Как вы будете это делать?

    3. Проверка выполнения работы.

    6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ М е д в е ж о н о к помогает.

    РАБОТА У ДОСКИ

    Я буду называть слова, а вы –выкладывать карточки- схемы. Один человек выполняет задание у доски –выкладывает схематически слова.

    Игра «Подбери действие» .

    Листья осенью (что делают) - желтеют, опадают и т. д.

    Дождь осенью - моросит, идет и т. д.

    Урожай осенью - убирают.

    Птицы осенью - улетают.

    Деревья осенью - роняют листья.

    Звери осенью - готовятся к зиме, меняют шубки.

    Игра «Подбери признак» .

    Листья осенью (какие) - желтые, красные, багряные, золотые.

    Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

    Дождь осенью (какой) - холодный, моросящий.

    Погода осенью (какая) - пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью) .

    Деревья осенью (какие) - ранней - с разноцветными листьями, поздней - голые.

    7. Итог занятия

    Что нового вы узнали о звуках ?

    Почему гласные и согласные так называются ?

    Чему научились?

    Расскажите домашним, чему вы научились в школе. Сыграйте с родителями в игры, в которые играли мы на занятии .

    Марине Бабаджанян
    Конспект занятия в подготовительной группе «Гласные звуки»

    План-конспект к занятию «Гласные звуки » в

    подготовительной группе по формированию речи

    (Развитие звуковой культуры речи )

    Задачи : Уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков ; учить выделять гласный звук в начале , середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных ; показать смыслоразличительную роль гласных ; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.

    Цель :

    1. Учить детей проводить звуко - буквенный анализ слов, писать печатными буквами, придумывать слова на заданный звук . Упражнять детей в чтении, выкладывании слов из букв. Учить внимательно слушать педагога и правильно выполнять его указания.

    2. Закрепить знания детей о гласных .

    3. Развивать фантазию, внимание, память, умение логически мыслить. Развивать моторику руки, фонематический слух.

    4. Обогащать и активизировать словарь детей.

    5. Воспитывать интерес к основам русской грамоты, желание учиться в школе.

    Предварительная работа :

    1. Знакомство с гласными ;

    2. Заучивание стихотворения В. Берестова «Про гласные » ;

    3. Совместное чтение с детьми Азбуки;

    4. Игры с буквами.

    Ход ЗАНЯТИЯ

    Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Прошу к партам пройти тем детям, имена которых начинаются на гласные звуки , а потом те дети,имена которых начинаются на согласные буквы .

    Дети называют свои имена и по очереди садятся за парты.

    Беседа по пройденному материалу.

    Воспитатель : Давайте мы с вами вспомним!

    – Что можно составить из звуков ?

    Дети : Из звуков можно составлять слоги, слова.

    Воспитатель : Что можно составить из слогов?

    Дети : Из слогов можно составлять слова.

    Воспитатель : Что можно составить из слов?

    Дети : Из слов можно составлять предложения.

    Воспитатель : А из предложений?

    Дети : Из предложений можно составлять текст.

    Воспитатель : Звуки бывают разные- гласные и согласные .

    Этот звук всегда поется ,

    Этот звук , как песня, льется.

    Звук , свободно ты лети,

    Итак, ребята, сегодня мы будем работать с гласными звуками .

    Воспитатель : Какие звуки можно пропеть голосом, чтобы воздух выходил свободно, без преграды?

    Дети : О, У, Ы, А, И. Это гласные звуки !

    Определение начального и конечного гласного звука .

    Воспитатель : Назовите гласный :

    а) с которого начинается слово

    аист (А, ухо (У, ослик (О, астра (А, иней (И, эхо (Э) .

    б) которым заканчивается слово…

    игла (А, шары (Ы, сова (А, кино (О, огни (И) .

    Выделение гласного звука из середины слова .

    Воспитатель : Называйте гласный звук , который находится в середине слова :

    Сын (Ы, мак (А, ком (О, дуб (У, мэр (Э) .

    Воспитатель : А сейчас поднимите карточки с буквами, которые соответствует названным звукам .

    Воспитатель : Что вы называли?

    Дети :Называли звуки .

    Воспитатель : Что показывали?

    Дети : Показывали буквы.

    Воспитатель : Перед вами слова, из которых убежали гласные . Помогите вернуть её на место. Какая буква убежала?

    – Какие слова получились?

    – Что они обозначают?

    Б…К (А, бак) Б…К (О, бок)

    Б…К (Ы, бык) Б…К (У, бук)

    – Что произойдёт, если в слове изменить одну букву?

    Дети : Изменится значение слова.

    Деление слов на слоги

    Воспитатель : Ребята, с помощью гласных , мы можем определить, сколько слогов в слове. (Закрепить понятие о слогообразующей роли гласных ) .

    Воспитатель : Я назову слова, которые нужно разделть на слоги. Кубики (3, лапа (2, духи (2) , нога(2, машина (3) , улица (3, дыня (2) , молоко (3) , сапоги (3) , дорога (3) .

    Дети делят на слоги предложенные слова.

    Воспитатель : Сколько гласных звуков в этих словах ?

    Дети называют количество гласных в слове .

    Дети :

    Это знает каждый из учеников –

    Сколько в слове гласных , столько и слогов.

    Воспитатель : Итак, мы с вами узнали, что слова делятся на части -слоги. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков .

    В слове важен гласный звук –

    Это знают все вокруг.

    Он с согласными играет ,

    В слоги их объединяет.

    Слова делим мы на слоги

    По дорожкам дружно ходим!

    Работа на индивидуальных листах.

    Воспитатель : Ребята перед вами слова, в которых нужно найти гласные .

    Упражнение "Где стоит нужный звук ?"

    "А" - Автобус, рукА

    "О" - мОст, ОкнО

    "И" - Ира, ИрИс (используются схема-птичка)

    "Э" - Эхо, поЭт

    "У" - Утка, рУка

    "Ы" - мЫло. столЫ

    Воспитатель :Следующее задание для "внимательных глазок". Зачеркните на карточек гласные звуки , а гласные подчеркните красным карандашом.

    Работа у доски. (Задание на внимание)

    Воспитатель : Ребята, нужно найти каждой букве пару и соединить их линией.

    Воспитатель : Давайте повторим! Какие звуки называются гласными ?

    Дети :гласные поются , нет преграды при их произношении.

    Воспитатель : Что произойдёт, если в слове изменить одну букву?

    Дети : Если в слове поменять букву,изменится значение слова.

    Воспитатель : Как с помощью гласных можно определить количество слогов в слове?

    Дети : Сколько в слове гласных , столько и слогов.

    Публикации по теме:

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [з, з’]. Буквы з, з’» Дидактическая цель: сформировать у детей знания о звуках [з], [з"] и буквах З з Тип занятия: знакомство с новыми звуками и буквой основного.

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Согласные звуки [м], [м’], буква М» Тема: Согласные звуки [м], [м,], буква ЭМ Задачи: 1. Образовательные: Учить детей выделять первый согласный звук в слове; познакомить.

    Рекомендуем почитать

    Наверх