Какая численность населения в норвегии. Население Норвегии: численность, плотность, состав, возрастная структура

ВИЧ и СПИД 13.12.2023
ВИЧ и СПИД

(Опубликовано в журнале "Spero" №5 2006, с. 134-150 )

1. Рождаемость - вопрос премьер-министров?

Традиционное новогоднее поздравление бывшего премьер-министра Норвегии Йенса Стольтенберга в 2001 году, возможно, удивило некоторых телезрителей. Вместо того чтобы как обычно начать свою речь со слов о развитии экономики, он поздравил норвежских родителей и особенно матерей с тем, что за прошедший год у них родилось так много детей. Он подчеркнул, что ни в одной другой западной стране женщины не рожают столько детей. При этом норвежские женщины получают образование, выходят на рынок труда также гораздо чаще, чем в большинстве других стран. По мнению господина Стольтенберга, этот высокий уровень рождаемости свидетельствует об оптимизме граждан в отношении будущего, а также о «качестве» норвежского общества. Премьер-министр не пояснил, что понимается под «качеством», однако упомянул, что норвежским женщинам весьма успешно удается сочетать воспитание детей и оплачиваемый труд, - вероятно, под «качественным» имея в виду общество, помогающее реализовывать две эти стратегии.

В данной работе анализируется возможная связь между рождаемостью и семейной политикой в Норвегии. Начнем со сравнительного анализа норвежских тенденций в сфере рождаемости: прежде всего относительно других скандинавских стран, однако будут упомянуты и две страны с низким уровнем рождаемости из европейского и азиатского регионов - Испания и Япония. Затем мы попытаемся объяснить сложившиеся норвежские тенденции в сфере рождаемости и для этого обратимся к анализу отдельных компонентов рождаемости. Наконец, вкратце будет обрисована семейная политика в Норвегии и более подробно освещена проблема возможного влияния семейной политики.

2. Противоположные тенденции в сфере рождаемости

Как и многие другие страны, после Второй мировой войны Норвегия пережила «бэби-бум». Однако этот всплеск продолжался здесь дольше, чем в большинстве других стран, и в начале 1970-х годов коэффициент суммарной рождаемости в Норвегии по-прежнему составлял 2,5. В других же скандинавских странах (за исключением Исландии) он уже упал до менее 2 детей на одну женщину (рис. 1).

Рисунок 1. Коэффициент суммарной рождаемости в скандинавских странах, 1970-2000 годы, рождений на одну женщину в течение жизни

Источник: Recent demographic developments in Europe 2001, Council of Europe

Почти на всем протяжении 1970-х годов уровень рождаемости снижался во всех скандинавских странах за исключением Финляндии, где наблюдался некоторый рост в середине 1970-х годов. В начале 1980-х коэффициент рождаемости в Норвегии и Швеции стабилизировался на уровне 1,6-1,7, упав в 1983 году до беспрецедентно низких для этих стран показателей - 1,66 и 1,61 соответственно. В Дании спад рождаемости продолжился и в начале 1980-х годов, зарегистрировав самый низкий в ее истории коэффициент - около 1,4 - также в 1983 году. В отличие от других скандинавских стран, в Финляндии наблюдался краткий период роста рождаемости в начале 1980-х годов, за которым последовал временный спад в 1986-1987 годах (около 1,6 в расчете на одну женщину).

Начавшийся примерно с середины 1980-х годов рост рождаемости во всех скандинавских странах привлек внимание исследователей и политиков и из других регионов. Причина - конечно же, в том, что данная модель резко противоречит опыту большинства других европейских стран, где рождаемость продолжала падать до беспрецедентно низких уровней. Этот спад был особенно заметен в странах Южной и Восточной Европы. В качестве примера сопоставим Норвегию и Испанию (см. рис. 2). Как и в Норвегии, в Испании в 1970-е годы уровень рождаемости падал, правда, поначалу менее стремительно. Однако, в отличие от Норвегии, спад здесь не прекратился к началу 1980-х, а продолжился вплоть до 1990-х годов: в 1995 году коэффициент рождаемости составил 1,2 ребенка на одну женщину. Столь недопустимо низкий (по мнению большинства аналитиков) уровень рождаемости наблюдался не только в Испании, но и в ряде других европейских стран: Италии, Болгарии, Чешской республике, Словении, странах бывшего СССР (Грузии, Украине, Российской Федерации, Эстонии, и Латвии). Похожая тенденция имела место и в Японии (также см. рис. 2). Как и в других странах, коэффициент рождаемости в Японии более или менее равномерно падал с начала 1970-х годов - от более 2 до менее 1,4 (в 2000 году он зарегистрирован на отметке 1,35). Таким образом, нынешний низкий уровень рождаемости в Японии не слишком отличается от ситуации в европейских странах.

Рисунок 2. Коэффициент суммарной рождаемости: Норвегия, Испания, Япония, 1970-2000 годы, рождений на одну женщину в течение жизни

Источник: Recent fertility rate. Norway, Spain and Japan. 1970-2000

На этом фоне интересен вопрос о том, почему же скандинавская модель оказалась иной и что мы можем почерпнуть из анализа этих различий. К сожалению, на данный вопрос нет простого ответа, но в качестве одного из вариантов часто указывают на относительно щедрую семейную политику в Скандинавии, включающую продолжительный оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, а также развитую (хотя и до сих пор не вполне достаточно) сеть субсидируемых государством дошкольных учреждений. Данные меры определенно снижают издержки, связанные с рождением ребенка, и, следовательно, могут поощрять женщин к рождению детей. Поэтому неудивительно, что гипотеза о положительном воздействии государственной политики на рождаемость вновь вызвала интерес. Чуть ниже мы вернемся к этому вопросу, однако прежде давайте рассмотрим последние тенденции в сфере рождаемости на примере страны с высоким уровнем рождаемости - мы будем говорить о Норвегии.

3. За рамками норвежских тенденций

3.1. Отложенное деторождение

Поколения женщин, родившиеся после Второй мировой войны, попали в структуру возможностей, во многих отношениях отличавшуюся от той, что была доступна предыдущим поколениям. Развитие контрацепции, упростившиеся возможности абортов позволили женщинам более свободно выбирать, когда рожать ребенка и сколько детей иметь. В то же время повышение уровня образования и расширенный выход на рынок труда значительно увеличили экономическую независимость женщин. Наряду с этим возрастало гендерное равенство, получали распространение новые формы организации семьи, особенно совместное проживание без регистрации брака.

Все эти факторы влекли за собой задержку деторождения, которую мы наблюдали в Норвегии в прошедшие десятилетия. Среди всех женщин, родившихся после 1935 года, родившиеся около 1950 года своего первого ребенка произвели на свет в самом молодом возрасте (рис. 3). Половина из них стали матерями в 22,8 лет, при этом медианный возраст женщины, родившей первого ребенка, среди более младших возрастных когорт постепенно увеличивался и для женщин, родившихся в 1970 году, составил 26,7 лет. Нижний квартиль возрастного распределения первородящих (возраст, к которому 25% женщин становятся матерями) также увеличился: с 20,2 лет для женщин, родившихся в 1950 году, до 22,6 лет для женщин, родившихся в 1970 году. Свежие данные показывают, что тенденция к отложенному деторождению сохраняется: нижний квартиль для когорты 1974 г.р. составил 23,8 лет.

Рисунок 3. Медианный и нижнеквартильный возраст рождения первого ребенка: норвежские женщины, родившиеся в 1935-1974 годах

Источник: Population Statistics System, Statistics Norway

Откладывание рождения первого ребенка более распространено в определенных группах, и важным водоразделом здесь выступает уровень образования. Даже если откладывание материнства наблюдается во всех образовательных группах (см. рис. 4), лидируют по этому показателю все-таки наиболее образованные женщины: среди них данная тенденция прослеживается уже с когорты 1945 г.р. В наименее образованной группе постарение материнства не наблюдалось гораздо дольше - вплоть до когорт, родившихся в середине 1950-х годов. Образовательные различия между поколениями проявляются в возрасте, когда у женщины появляется первый ребенок. Среди женщин 1950 г.р. медианный возраст рождения первого ребенка составил 20,6 лет в наименее образованной группе и 28,4 года в наиболее образованной группе; а уже в когорте 1967 г.р. - соответственно 21,9 и 30,7 лет. Так, разница между наиболее и наименее образованными группами увеличилась на целый год - от 7,8 лет для когорты 1950 г.р. до 8,8 лет для когорты 1967 года рождения.

Рисунок 4. Медианный возраст первого рождения, по уровню образования. Норвежские женщины, родившиеся в 1935-1974 годах

Источник: Population Statistics System and Educational Statistics Systems, Statistics Norway.

Повышение образовательного уровня в послевоенных поколениях явным образом повлияло на увеличение возраста матери при рождении первого ребенка . Примерно за одно поколение (от когорт, родившихся в середине 1930-х годов, до когорт, родившихся в середине 1960-х годов) доля лиц, имеющих только начальное или начальное среднее образование, сократилась с более чем 40% до менее 10%, при этом пропорционально увеличилась доля лиц с высшим образованием (см. табл. 1). Более всего выросла численность групп с неоконченными полным высшим образованием, однако доля женщин с полным высшим образованием (более четырех лет обучения в вузе) по-прежнему невелика - всего лишь 5% женщин, родившихся в 1965 году.

Таблица 1. Наивысший уровень полученного образования среди женщин, родившихся в 1935-1965 годах

Когорта по году рождения

Доля (%) закончивших образование на уровне:

Начальное или неоконченное среднее (1-9 лет)

Законченное среднее (10-12 лет)

Университет, неоконченное высшее (13-16 лет)

Университет, полное высшее (17-20 лет)

Источник : Educational Statistics System, Statistics Norway.

3.2. Все больше бездетных?

Когда женщины все дальше откладывают рождение ребенка, возникает закономерный вопрос: а не ведет ли это к увеличению числа бездетных женщин? Рассмотрим ситуацию с когортами норвежских женщин. Тенденцию откладывать рождение ребенка начали женщины, родившиеся в начале 1950-х годов, из них остались бездетными порядка 10%, что очень мало по международным меркам. Относительно более молодых когорт, все еще находящихся в детородном возрасте, еще слишком рано делать окончательные выводы. Тем не менее доля женщин, в 40 лет не имеющих ребенка, увеличилась с 9,8% в когорте 1950 г.р. до 12,6% в когорте 1960 г.р. (см. табл. 2), в то время как для 35-летних эта доля составила 11,6% в когорте 1950 г.р. и 16,5% в когорте 1963 г.р. . Даже если более молодые когорты отчасти заполнят разрыв в рождаемости по сравнению с более старшими когортами, маловероятно, что доля бездетных среди них останется на уровне 10%, как в случае последних. Пока что имеющиеся данные указывают на некоторый рост числа бездетных женщин.

Доля бездетных женщин заметно увеличивается с повышением уровня образования (см. рис. 5). Среди женщин 1954-1958 г.р. не имели ребенка в 40-летнем возрасте 19% женщин из наиболее образованной группы и 9% - из наименее образованной. Любопытно, однако, проследить противоречивые тенденции в разных когортах. Единственной группой, в которой доля бездетных в когортах второй половины 1950-х гг. не увеличивалась до уровня когорт 1930-х г.р., является наиболее образованная группа; в других образовательных группах наблюдается увеличение бездетности. Таким образом, можно говорить о сближении трендов бездетности среди разных образовательных групп в более молодых когортах. Это может объясняться и более вескими причинами, однако часто дается следующая интерпретация: внедряемая с конца 1980-х годов семейная политика все более помогала женщинам, не намеренным покидать рынок труда, сочетать воспитание детей и оплачиваемую занятость. Кроме того, женщины с университетским дипломом высшей ступени составляют лишь крайне незначительную долю в старших возрастных когортах, но по мере увеличения численности женщин с высшим образованием эта доля также возрастает. Поэтому и осуществляемый ими выбор - рожать или не рожать ребенка - мог стать более похожим на такой же выбор в других группах женщин.

Рисунок 5. Процент бездетных по уровню образования. Норвежские женщины, родившиеся в 1935-1958 годах

Источник : Population Statistics System and educational Statistics Systems, Statistics Norway.

3.3. Рост вариаций в числе детей

Для норвежских матерей с одним ребенком по-прежнему очень характерно рожать еще одного ребенка (так поступают примерно 80%, см. рис. 6). Эта доля оставалась довольно стабильной среди всех когорт, начиная с 1950-х г.р., а в когортах, родившихся перед войной и сразу после нее, была еще выше - 90%. Доля матерей с двумя детьми, решающихся родить еще одного ребенка, сократилась более резко: с примерно 60% в довоенных когортах до порядка 40% в когортах, родившихся в начале 1950-х гг. В более молодых когортах наблюдается тенденция к увеличению доли матерей с двумя детьми, рожающих третьего ребенка. Например, для 35-летних эта доля составила 37% для матерей 1953 г.р., по сравнению с 41% для матерей, родившихся на 10 лет позднее - в 1963 году.

Рисунок 6. Доля бездетных и доля родивших второго и третьего ребенка к возрасту 30 и 40 лет среди родивших на одного ребенка меньше. Норвежские женщины, родившиеся в 1935-1963 годах

Источник

Среди когорт, родившихся до войны, почти половина женщин имела по меньшей мере троих детей к 40 годам (табл. 2). Эта доля резко сократилась для послевоенных когорт, а для женщин, родившихся после 1950 г., стабилизировалась примерно на уровне 30%. Сокращение доли женщин с двумя детьми, увеличение доли однодетных и бездетных - все это указывает на рост вариаций в числе детей в более молодых когортах.

Таблица 2. Число детей в семье и среднее число детей у 40-летних женщин, когорты 1935-1960 г.р.

Когорта по году рождения

Число детей в семье, %

Среднее число детей

Источник : Population Statistics System, Statistics Norway.

Среднее число детей у 40-летних женщин резко сократилось в когортах, родившихся до 1950 года: с 2,41 в когорте 1935 г.р. до 2,06 в когорте 1950 г.р., и стабилизировалось на уровне 2,02-2,03 в более молодых когортах. По прогнозам, построенным на последних данных, все когорты, родившиеся до 1960 года, достигнут уровня рождаемости по крайней мере в 2,05 ребенка на одну женщину . Поэтому, несмотря на устойчивую тенденцию отложенного деторождения, более молодые когорты норвежских женщин не отстают по рождаемости от когорт, родившихся на 5-10 лет раньше.

3.4. Сокращение образовательных различий

Мы показали, что образование является важным фактором, определяющим как возраст материнства («тайминг»), так и долю женщин, остающихся бездетными. Неудивительно, что оно влияет и на общее число детей у женщины. Женщины с более низким уровнем образования имеют больше детей, чем женщины с высоким уровнем образования, однако различия не так велики, как можно было бы ожидать исходя из огромных различий в тайминге первого рождения. Женщины с высшим образованием отчасти восполняют разрыв в рождаемости, просто делают это в более поздней точке своего детородного периода, по сравнению с менее образованными женщинами. Помимо этого, различия в общем числе детей у 40-летних женщин с разным уровнем образования более весомы в старших когортах (см. рис. 7). Сокращение различий в основном является результатом уменьшения числа детей в наименее образованной группе. В сущности, в группе женщин с университетским дипломом, родившихся после Второй мировой войны, среднее число детей растет. Более детальное изучение числа детей в семье показывает, что данная картина отражает уменьшение доли однодетных матерей и, напротив, увеличение матерей с двумя, и особенно тремя детьми .

Вероятность рождения третьего ребенка увеличилась во всех образовательных группах, в том числе и в возрастных когортах, родившихся после 1950 года. Это означает тенденцию к более пропорциональной представленности женщин с различным уровнем образования в группе женщин с тремя детьми. На положительное влияние образования на вероятность рождения третьего ребенка в Норвегии впервые обратил внимание О. Кравдал в своей работе, использующей данные вплоть до 1989 года , причем это влияние сохраняется, даже если мы контролируем прочие факторы рождаемости.

Позднее схожие результаты были получены на шведских данных, как для второго, так и для третьего ребенка , подтвердились они и в отношении вероятности рождения второго ребенка в Норвегии . Как предположил Л. Ола, это может означать, что масштабные программы семейной политики в скандинавских странах помогли сократить издержки, связанные с рождением ребенка, для образованных женщин.

Позднее, на основе данных норвежской переписи, Кравдал выявил положительное влияние уровня образования на вероятность рождения также и второго ребенка - если анализировать вероятность каждого ребенка отдельно . Однако же, если включить вероятность появления первого, второго и третьего детей в одну модель и контролировать при этом ненаблюдаемые различия, возникает негативное воздействие уровня образования. Оно не столь выражено для женщин, родившихся в 1950-е годы, чем для более старших когорт. Среди более молодых когорт различия во влиянии уровня образования на рождаемость довольно незаметны, что в значительной степени объясняется более высокой долей бездетных в группе хорошо образованных женщин.

Рисунок 7. Среднее число детей у 40-летней женщины, в зависимости от ее уровня образования. Норвежские женщины 1930-1958 г.р.

Источник: Population Statistics System and Educational Statistics System, Statistics Norway.

В последних норвежских исследованиях рождаемости внимание обращалось не только на уровень образования, но и на его профиль. Получен интересный результат: профиль образования может выступать даже более сильным фактором рождаемости, чем уровень образования. Например, в отношении Норвегии Т. Лаппегард обнаружила, что доля бездетных женщин почти так же невелика среди медсестер и учителей с университетским образованием, как и среди женщин, закончивших только среднюю школу; при этом выполняется тенденция: женщины первой группы, родившие одного ребенка, будут в 40 лет иметь больше детей, чем женщины второй группы. Аналогичная тенденция наблюдается и в Швеции . Причина относительно высокого уровня рождаемости среди медсестер и учителей, возможно, связана с тем, что данная группа ориентирована одновременно на семью и работу, имеет сильные установки в обоих направлениях. Развитый государственный сектор со множеством рабочих мест и возможностями гибкой занятости мог подтолкнуть к реализации двойственных стратегий, обусловленных такими установками . Другая, связанная с этим причина заключается в том, что работники в данных секторах немногое теряют от перерыва в работе с точки зрения возможностей будущей карьеры и потенциального уровня заработков, прежде всего в силу высокой представленности здесь женщин и относительно равномерных доходов на протяжении всей трудовой деятельности.

4. Семейная политика

4.1. Контекст Норвегии

Норвежское государство благосостояния имеет длительную традицию масштабной социальной политики, ориентированной на семью. Однако эта политика была вызвана не столько стремлением к повышению рождаемости, сколько идеологией гендерного равенства и заботой об общем благополучии детей и их семей. Несомненно, в числе программ, наиболее сокращающих издержки, связанные с рождением ребенка, - законодательно закрепленная, рассчитанная на всеобщий охват программа отпусков по уходу за ребенком, а также расширенная государственная поддержка детских садов.

В Норвегии всеобщее право на оплачиваемый отпуск по рождению ребенка гарантируется Национальным актом страхования, принятым в 1956 году. Чтобы получать данное пособие, мать должна работать, по крайней мере, 6 из 10 месяцев, предшествующих рождению ребенка. Женщины, не удовлетворяющие этим требованиям, получают единовременную помощь в размере (по состоянию на 2002 год) 32138 норвежских крон (примерно 3900 евро). Первоначально период получения пособия составлял лишь 12 недель, и размер компенсации был невелик. Ситуация не менялась до 1977 года, когда период получения пособия был увеличен до 18 недель, при этом отцы также получили право находиться в таком отпуске почти весь его период. Одновременно период гарантированного сохранения рабочего места (такая гарантия всегда давалась в случае отпуска по уходу за ребенком) был увеличен до одного года, т.е. родители могли брать дополнительный, уже неоплачиваемый отпуск, не боясь потерять работу. Еще через год размер компенсации был существенно увеличен и стал покрывать 100% заработка для большинства матерей, имевших работу перед рождением ребенка. Затем, спустя еще почти десятилетие, период отпуска был еще увеличен и с 1987 года увеличивался несколько раз, в 1993 года достигнув следующих вариантов: 52 недели с 80%-й компенсацией зарплаты или 42 недели с полной компенсацией. Такая схема остается и в настоящее время (по состоянию на 2004 год).

Отцы могут также брать отпуск на весь этот период, за исключением 3 недель перед рождением и 6 недель после рождения ребенка, которые предоставляются только матери. Отцы также могут получить 2 недели неоплачиваемого отпуска сразу после рождения ребенка. Обычно отцы используют именно эту возможность, и лишь очень немногие затем находятся в отпуске весь период вместе с матерью ребенка. Чтобы побудить обоих родителей к участию в уходе за ребенком, в 1993 году была введена поправка, резервирующая 4 недели «длинной» части отпуска для отцов - так называемая «квота для пап». Обычно эти недели нельзя передать матери, они просто вычитаются из общей продолжительности отпуска, если отец ими не воспользуется. Так что для отцов существует сильный стимул взять такой отпуск, и, как показывает опыт, реформа оказалась успешной. В 1996 году, спустя 3 года после ее введения, почти 80%, имевших право на такой отпуск, воспользовались «квотой для пап»; более того, доля отцов, находящихся в «длинном» отпуске вместе с матерью, увеличилась с 4 до 12% .

В августе 1998 года были введены денежные выплаты родителям, которые не пользуются услугами субсидируемых государством детских садов, а с января 1999 года эта программа стала охватывать всех детей 1-2 лет. Пособие выплачивается ежемесячно, не облагается налогом, ставка фиксированная и на момент введения примерно равнялась государственной помощи на оплату места в детском саду. В настоящее время (2004 год) месячное пособие составляет 3657 норвежских крон (примерно 450 долларов). Чтобы иметь право на получение пособия в полном размере, ребенок не должен полный день (более 32 часов в неделю) находиться в государственном детском саду. Родители детей, отдающие детей в государственный детский сад на более короткое время, могут получать пособие в уменьшенном размере . Новая схема оказалась очень популярна: большинство родителей детей 1-2 лет обращаются за данным пособием. Весной 1999 г., примерно 4 месяца спустя после окончательного введения данной схемы, 75% родителей детей в возрасте 1-2 года получали это пособие , с тех пор их доля остается более или менее постоянной. Однако лишь 5% получателей - отцы.

Детские сады, субсидируемые государством, быстро распространились в 1980-е и 1990-е годы и к 2002 году стали охватывать 56% детей дошкольного возраста . Если из этой доли вычесть детей, о которых заботятся родители, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (т.е. 0-12 месяцев), то охват составит 66%. Поскольку посещаемость детского сада увеличивается с возрастом ребенка, охват 3-5-летних детей детскими садами гораздо выше, чем 1-2-летних: 83% против 41% в 2002 году. Собственниками и управляющими детских садов могут быть государственные или частные предприятия. Однако получение субсидии возможно для обеих форм собственности - главное, чтобы детский сад имел одобрение государства. Субсидия представляет собой взнос в бюджет детского сада в расчете на число посещающих его детей. Размер субсидии увеличивается в зависимости от количества часов пребывания детей в саду и выше для детей 0-2 лет, чем для других детей дошкольного возраста. Многие частные детские сады также получают субсидии на уровне муниципалитета.

Основной принцип финансирования детских садов заключается в том, что затраты должны быть распределены между государством, муниципалитетами и родителями . Планировалось, что государство будет покрывать 40% затрат, а оставшиеся 60% будут поделены поровну между родителями и муниципалитетами. Однако в связи со стремительным распространением частных детских садов средний вклад муниципалитетов оказался ниже, а средний вклад родителей - выше. Например, в 1994 году родители оплачивали 44,5% затрат на содержание ребенка в частном детском саду и 28,8% - в государственном саду. На государственном уровне размер родительского вклада не регулируется. Субъект местного самоуправления, т.е. муниципалитет или частное предприятие, может назначать цены самостоятельно. Примерно в половине государственных детских садов размер оплаты для родителей зависит от их доходов, в то время как в частных детских садах обычно используется фиксированная ставка, не зависящая от уровня доходов родителей. Однако и в государственных, и в частных детских садах обычно предлагается скидка, если родители приводят в сад более одного ребенка. Отсюда возникают существенные вариации в размере оплаты детского сада родителями. В 1998 году средняя сумма, выплачиваемая родителями за посещение детьми детского сада, - полный день, в больших городах и пригородах - составила порядка 3500 норвежских крон (примерно 430 евро) в месяц в частных детских садах и чуть меньше - в государственных .

До 1990-х годов норвежская политика в отношении отпуска по уходу за ребенком, а также в отношении детских садов отставала от аналогичной политики в других скандинавских странах. Впереди всех здесь была Швеция: продолжительность отпуска по уходу за ребенком здесь составляла один год уже в 1980 году, а в 1989 году она была увеличена до 15 месяцев. Шведская программа также была более гибкой: предоставлялись возможности комбинировать отпуск и неполную занятость, а также разбивать отпуск на несколько частей до того, как ребенку исполнится 8 лет . Помимо этого, шведская программа имеет одну уникальную особенность, побуждающую сокращать время между рождениями детей, - так называемые «премиальные за скорость» . В соответствии с этим положением мать имеет право получать пособие в том же размере, как и в случае с предыдущим ребенком, если она родит следующего ребенка в течение 30 месяцев (до 1986 года - 24 месяцев), даже если она не вернется на работу между рождениями детей.

4.2. Влияет ли политика на рождаемость?

Не удивительно, что наблюдаемый в скандинавских странах на протяжении 1980-1990-х годов рост рождаемости вновь вызвал интерес к вопросу о том, может ли щедрая семейная политика стимулировать рождаемость, и подтолкнул к новым исследованиям в данной области. Принципиальным моментом здесь является вопрос, как же измерить это влияние. Конечно, в самом грубом приближении можно делать выводы на основе сопоставлений между странами: сравнивать уровни и тренды рождаемости, используя агрегированную статистику. Такой подход может дать общее представление о возможном влиянии, однако, очевидно, имеет множество недостатков, поскольку одновременно могут действовать и другие факторы, сопряженные с теми, что были включены в наш анализ. Например, и рождаемость, и расширение семейной политики могут быть связаны с ростом и спадом экономики. Чтобы контролировать смещения, вызванные другими факторами, можно прибегнуть к анализу временных рядов, используя методики многофакторного анализа. Такой подход применили А. Готье и Й. Хатциус для анализа общего уровня рождаемости в 1970-1990 годах на основе агрегированных данных для 22 индустриально развитых стран, используя модель, которая помимо традиционных детерминант рождаемости включала параметры материнского отпуска по уходу за ребенком (продолжительность и отношение пособия к заработку) и детского пособия . Полученные ими результаты позволяют предположить, что уровень рождаемости напрямую связан с размером детского пособия; с параметрами же отпуска значимой связи не обнаружено.

Как и всегда с агрегированными данными, остается проблема с тем, что сумма индивидуальных поведений вовсе не обязательно является отражением среднего индивидуального поведения. Поэтому данные на уровне отдельных индивидов могут оказаться более подходящими для анализа возможного влияния семейной политики. К сожалению, таких данных очень мало. Однако в последнее время появился хороший

Перенаселение планеты и последующая борьба за выживание - один из главных страхов цивилизации на протяжении последних веков. Писатели-антиутописты не раз в мрачных тонах описывали мир, в котором нет контроля за рождаемостью.

Проблема глобальная и, что важнее всего, насущная. Общество всерьез взялось за решение задачи в середине 1900-х, запустив программы репродуктивного здоровья и планирования семьи: от пропаганды барьерных способов контрацепции до регулирования абортов и управления миграцией. Принимаемые меры предсказуемо вылились в ожесточенные демографические споры, большинство из которых упирались в основные права человека.

Контроль за рождаемостью выполняет и обратную, важную для многих стран функцию - способствуют росту населения. Например, одну из таких кампаний запускает правительство Таиланда. В этом году, начиная с Дня святого Валентина, то есть с 14 февраля, замужние дамы в возрасте от 21 до 34 лет могут бесплатно получать комплексы пищевых добавок, способствующие репродуктивному здоровью женщины.

Опыт различных стран, проводящих активную демографическую политику, - в материале «Известий». ​​​​​​​

​​​​​​​

Россия

Наша страна занимает девятое место по численности населения, однако правительство рассчитывает улучшить показатели и повысить число граждан, учитывая размеры территорий. Переходным в этом вопросе стал 2013 год, когда был засвидетельствован первый с 1991-го естественный прирост населения. Позитивные изменения были отмечены в 43 субъектах федерации, а количество граждан увеличилось на 24 тыс. человек.

Одним из ведущих инструментов по стимулированию рождаемости в России является материнский капитал. За время существования программы пособие получили 7,8 млн семей, а размер выплат вырос почти вдвое - с 250 тыс. рублей до 453 тыс. Немаловажную роль сыграли еще два фактора: в стране уменьшилась смертность и увеличилась средняя продолжительность жизни. Например, в 1995 году гражданин России доживал до 65 лет, а сейчас порог увеличился до 71–72 лет.

Однако из 146 млн человек в РФ около 68% проживают на европейской части. Для привлечения населения на восток была разработана программа «Дальневосточный гектар» , в рамках которой любой житель страны может бесплатно получить участок земли.

Норвегия

Чемпионами по демографическому стимулированию населения являются скандинавские страны. Коэффициент фертильности (отношения числа рожденных детей к числу женщин) в Норвегии составляет примерно 1,8. И такой показатель им удается удерживать далеко не первый год. При этом роль мигрантов в процессе невелика, поскольку рождаемость в наиболее насыщенных приезжими регионах близка к средним значениям по стране.

Активная демографическая политика проводится в Норвегии с 2000-х. Матери, ходившие на работу до рождения ребенка, в течение последующих 42 недель начали получать полное возмещение зарплаты. В качестве альтернативы им предлагают 80% от оклада, но на протяжении года.

В Норвегии предусмотрены также декретные отпуска для мужчин. Таким образом отцы могут больше времени проводить с супругами и детьми. Немногие знают, но такая программа существует и в России. Глава семьи точно так же может получать льготы, но тут действуют строгие ограничения: пособие отца составляет 40% от заработка, но общая сумма не может превышать 23 089 рублей.



Китай

Серьезные проблемы с перенаселением испытывают страны, численность которых близка или превышает миллиард человек. В Китае проживает свыше 1,3 млрд граждан - по разным данным, 138–144 человека на 1 кв. км. Вопрос контроля рождаемости стоит в КНР очень остро. В 1979 году китайское правительство запустило программу под говорящим названием «Одна семья - один ребенок», которая подразумевала штраф в размере от четырех до восьми средних годовых доходов в регионе рождения за второго и последующих детей.

Кампания в целом дала свои плоды, и к 2000 году численность удалось уменьшить до 1,2 млрд человек. Но решение одной проблемы привело к возникновению другой: со временем начал увеличиваться гендерный дисбаланс, и мужчин в стране стало почти на 20 млн больше, чем женщин.

В 2016 году власти пошли навстречу гражданам и позволили супружеским парам иметь двух детей без штрафных санкций. Как отметил директор Национальной комиссии по вопросам здравоохранения и планирования семьи КНР Ван Пэйань, пройдет по крайней мере 20–30 лет до того момента, как программу решат прикрыть.

Стоит отметить, что у такой политики есть еще одна брешь - контроль за рождаемостью может привести к общему старению населения, но, по словам Пэйаня, основная задача КНР заключается не в увеличении количества рабочей силы, а в улучшении ее качества.

Индия

Один из наиболее жестких способов регулирования рождаемости был осуществлен в Индии. В 1976 году премьер-министр Индира Ганди одобрила массовую стерилизацию женщин и аборты для матерей с двумя или тремя детьми. Тех, кто отказывался проходить процедуру взамен на денежное вознаграждение, принудительно отправляли на операцию. Система поощрений работала также в пользу информаторов, которые сообщали властям о многодетных семьях. В итоге за год было стерилизовано около 8 млн мужчин и женщин.

Несмотря на суровость метода, Индия еще не раз к нему возвращалась. Сначала в 1980-е, когда на добровольную стерилизацию согласились около 5 млн человек, а потом в 2011–2012 годы, когда операциям подверглись порядка 4,6 млн женщин. Взамен им предлагали единовременную выплату в 1,4 тыс. рупий - сумму, превышавшую в некоторых особо бедных регионах двухнедельный заработок. Процедуры зачастую проводились в плохих условиях, и, как следствие, более 1,4 тыс. медицинских вмешательств привели к трагедиям. И только в 2016 году решением суда было принято постановление о закрытии всех лагерей стерилизации в течение трех последующих лет.

Интересный пример демографического регулирования демонстрируют США. Властям удалось увеличить уровень рождаемости без прямого вмешательства в дела семьи.

В 2011 году рождаемость достигла рекордно низких показателей за 90 лет: на свет появилось порядка 3,95 млн детей, то есть 63 ребенка на 1000 женщин. В качестве причин назывались как экономический кризис, так и тот факт, что иммигранты начали рожать меньше детей. За шесть последующих лет общая численность выросла с 311 млн до 325 млн человек.

В США созданы весьма благоприятные условия для привлечения иммиграционного потока, не говоря уже о социальной поддержке, оказываемой особо нуждающимся гражданам. Социальная и экономическая политика государства привела к тому, что продолжительность жизни в стране увеличилась до 78,4 года, что на семь лет превышает среднее значение в мире. Важную роль играет также система льгот, предоставляемая организациями. У многих крупных компаний есть программы поддержки семьи: будущим отцам и матерям предоставляют оплачиваемые отпуска по семейным обстоятельствам, позволяют адаптировать под себя рабочие графики и оплачивают дошкольные учреждения.

· Вооружённые силы · Административно-территориальное деление · Население · История · Экономика Норвегии · Транспорт · Культура · Путешественники · Близкие статьи · Примечания · Официальный сайт · Видео «Норвегия»

Численность и размещение

Численность населения Норвегии - около 5 миллионов человек, это одна из наименее населённых стран Европы. Плотность населения составляет 16 чел./км . Однако размещение населения крайне неравномерное. Свыше 1 5 населения сосредоточено на юге Норвегии, на узкой прибрежной полосе вокруг Осло-фьорда ( 1 2 ) и Тронхеймс-фьорда. Более 80 % населения сосредоточено в Южной, Западной и Восточной Норвегии, причём в последней - почти половина. Городское население - 78 %, в том числе свыше 1 5 - в столичной агломерации. Под городской местностью понимаются такие поселения, которые имеют население более 200 человек и состоят из домов, удаленных друг от друга на расстояние, не превышающее 50 метров. В районе Осло-фьорда сосредоточена примерно треть населения страны, поэтому это регион с наибольшей его плотностью - 1404 чел./км . Причем в собственно городской агломерации Осло проживает 906 681 человек (по данным на 1 января 2011 года). Другие крупные города - Берген, Тронхейм, Ставангер, Кристиансанн, Фредрикстад, Тромсё и Драммен.

Половозрастная структура

В Норвегии преобладает трудоспособное население в возрасте от 16 до 67 лет. Пирамида отражает не только увеличение продолжительности жизни, но и повышение рождаемости. Численное превосходство мужчин невелико и сменяется преобладанием женщин с 55-59 лет. Данный фактор характерен для ряда северных государств.

Этнический состав

Более 90 % составляют норвежцы. Самым крупным национальным меньшинством являются арабы - несколько сотен тысяч человек. Также в Норвегии проживают саамы (около 40 тысяч человек, точные подсчёты затруднены), квены (норвежские финны), поляки, шведы, русские, цыгане и др.

Миграция

На протяжении почти всей своей истории норвежское общество было этнически однородно. Однако с 1980-х годов иммиграция в Норвегию резко возросла, многие из приезжих оседали в столице Норвегии Осло и её пригородах. К 2008 году число иммигрантов составило 10 % от общей численности населения страны, причём 70 % из них - выходцы из незападных стран. Эта статистика не учитывает детей мигрантов, родившихся в Норвегии. Общее количество приехавших в 2010 году в Норвегию составляет 73 852 человека , из которых 65 065 являются иностранными гражданами. Большой приток мигрантов наблюдается в северных губерниях, что связано с политикой правительства по привлечению в эти неблагоприятные с климатической точки зрения регионы рабочей силы. Сальдо миграции является положительным, несмотря на то, что число эмигрантов с каждым годом увеличивается и уже в 2010 году достигло отметки в 31 506 человек .

Помимо внешней, в Норвегии существует и внутренняя миграция как между муниципалитетами, так и округами, первая из которых развита в два раза больше, чем последняя. В 2010 году количество переехавших в иной муниципалитет достигло рекордной отметки в 214 685 человек . Миграция не зависит от пола и в основном происходит в направлении с севера и северо-запада на юго-восток.

Языки

Статья 2 раздела А Конституции Норвегии гарантирует каждому гражданину страны право на свободу вероисповедания. В то же время эта же статья указывает, что евангелическое лютеранство является государственной религией Норвегии. По закону, король Норвегии и по меньшей мере половина министров должны исповедовать лютеранство. По состоянию на 2006 год, согласно официальной статистике, 3 871 006 человек или 82,7 % населения принадлежат к государственной Церкви Норвегии (норв. Den norske kirke ). Однако, лишь около 2 % населения регулярно посещают церковь. Ещё 403 909 человек, или 8,6 % населения по состоянию на 2007 год принадлежат к иным конфессиям и учениям. Среди них наиболее многочисленными являются приверженцы ислама (79 068 человек или 1,69 % населения), Римско-католической церкви (51 508 человек или 1,1 %) и Пятидесятнического Движения Норвегии (40 398 человек или 0,86 %). В стране официально зарегистрирована община неоязычников Foreningen Forn Sed.

Норвегия, на территории которой жили воинственные викинги приняла христианство в 994 году. В 1397 году Норвегия вошла в состав дани на более чем 4 столетия.

С 1905 года Норвегия независимое государство. В годы Второй мировой войны Норвегия была оккупирована нацистской Германией, хотя до этого она объявила нейтралитет.

В 1949 году Норвегия присоединилась к НАТО. На референдумах 1972 и 1994 Норвегия отклонила присоединение к ЕС.

География Норвегии

Местоположение:

Северная Европа, омывается Северным морем и Северным Ледовитым Океаном, к западу от Швеции

Географические координаты:

Общая площадь: 323 802 кв. км

4 660 539 (оценка июля 2009.)

10.99 рождений/1,000 (оценка 2009)


От общего населения: 79.95 лет

Место страны в мире: 23
мужчин: 77.29 лет
женщин: 82.74 года (оценка 2009)

Тип государственного устройства:

конституционная монархия

Столица : Осло

Административные округа:

Норвегия подразделяется на 19 фюльке (губерний), которые объединяются в 5 основных регионов (которые не являются административными единицами):

Нур-Норге (Северная Норвегия):
фюльке Нурланн — центр: Будё;
фюльке Тромс — центр: Тромсё;
фюльке Финнмарк — центр: Вадсё;
Трёнделаг (Центральная Норвегия):
фюльке Нур-Трёнделаг — центр: Стейнхьер;
фюльке Сёр-Трёнделаг — центр: Тронхейм;
Вестланн (Западная Норвегия):
фюльке Мёре-ог-Ромсдал — центр: Молде;
фюльке Согн-ог-Фьюране — центр: Хермансверк (Лейкангер);
фюльке Хордаланн — центр: Берген;
фюльке Ругаланн — центр: Ставангер;
Эстланн (Восточная Норвегия):
фюльке Осло — центр: Осло;
фюльке Акерсхус — центр: Осло;
фюльке Эстфолл — центр: Мосс;
фюльке Бускеруд — центр: Драммен;
фюльке Вестфолл — центр: Тёнсберг;
фюльке Телемарк — центр: Шиен;
фюльке Хедмарк — центр: Хамар;
фюльке Оппланн — центр: Лиллехаммер;
Сёрланн (Южная Норвегия):
фюльке Эуст-Агдер — центр: Арендал;
фюльке Вест-Агдер — центр: Кристиансанн.

Каждая фюльке подразделяется на несколько коммун. Общее количество коммун в Норвегии — 430.

Зависимые области:

Остров Бувет, Ян Мэйен, Свэлбард

Независимость:

Национальный праздник:

Конституция:

Исполнительная власть:

глава государства: король ХАРАЛЬД V (с 17 января 1991); наследный принц Прямого наследника ХЭЭКОН МАГНУС, сын монарха (рожденный 20 июля 1973)
глава правительства: премьер-министр Йенс СТОЛТЕНБЕРГ (с 17 октября 2005)
кабинет: государственный совет назначен монархом с одобрения парламента

Законодательная власть:

измененный однопалатный парламент (169 мест; депутаты, избранны голосами избирателей пропорциональным представительством, на четырехлетние сроки)
выборы: последние проведенные 14 сентября 2009 (следующие в сентябре 2013)

Судебная власть:

Верховный Суд (судьи, назначены монархом)

Экономика Норвегии

Экономика — краткий обзор:

Норвежская экономика — преуспевающий оплот благосостояния, показательная успешная модель свободного рынка и вмешательства государства.
Ключевые области государственного контроля — нефтяной сектор.
Страна обеспечена природными ресурсами — нефтью, гидроэлектроэнергией, рыбой, лесами, и полезными ископаемыми — и очень зависит от нефтяного сектора, который составляет почти половину экспорта и более чем 30 % государственного дохода.
Норвегия — третий по величине газовый экспортер в мире; его положение как экспортер нефти уменьшилось к седьмому месту, поскольку уровень добычи нефти падает.
Норвегия не член ЕС.

Уже несколько лет жизнь в северной Норвегии признается экспертами наиболее комфортной по сравнению с другими странами мира. В последние годы королевству часто присваивают статус государства с самым высоким уровнем жизни.

Говоря о политико-экономической ситуации, можно сказать, что правительству удалось построить тот социализм, о котором в Советском Союзе только мечтали. Здесь не существует как очень богатых людей, так и нищих. Большинство населения - это средний класс. Считается, что чем больше лиц со средним уровнем доходов, тем более благополучна страна. Здесь дешевая медицина, льготные кредиты на обучение для студентов, развита социальная поддержка населения.

Вместе с тем, норвежский социализм нельзя назвать раем для всех. В такой системе есть свои плюсы и минусы. Частным предпринимателям приходится нелегко, поскольку пенсии и пособия выплачиваются за счет высоких налогов.

Другим источником поступления денег в государственную казну является добыча полезных ископаемых: нефти и газа. Наряду с Российской Федерацией королевство - крупнейший поставщик природного газа в Европейский Союз, причем около 95% поступает по трубопроводу и только 5% — в сжиженном виде. В Северном море находятся крупнейшие нефтяные месторождения.

Правительство королевства совершило очень мудрый поступок: еще в 1963 году был принят закон, согласно которому абсолютно все подводные ресурсы являются собственностью государства. Таким образом, получать доход от добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе имеют право только государственные организации. Несколько месторождений на суше разрабатываются крупными международными компаниями. Однако государство стремится сохранить за собой монополию и там, облагая их прибыль тройным налогом. До 75% от той суммы, которую удается заработать частной компании в сфере добычи нефти, все равно возвращается в государственную казну.

Другой секрет заключается в эффективном менеджменте ресурсов. Для русских вполне возможной была бы жизнь в не менее процветающей державе, учитывая запас нефти и газа. Однако в России львиная доля прибыли оседает в карманах чиновников, в то время как в этом королевстве коррупции нет.

Когда цены за баррель достигали 80-100 долларов, был учрежден фонд для будущих поколений. В настоящий момент ежегодно получается отложить до 20 миллиардов долларов США в год. Очевидно, что про дефицит бюджета здесь и не слышали. Кроме того, себестоимость добычи довольно низкая благодаря развитым технологиям.

Помимо материальных преимуществ, которые делают переезд в этот скандинавский край таким привлекательным, здесь просто очень красивая природа: уникальные фьорды - это скалы, которые поднимаются прямо из воды, море ярко-синего цвета благодаря особому химическому составу. Несмотря на развитую промышленность, власти уделяют внимание экологии, поэтому заводы и фабрики не вредят здоровью граждан.

Система налогообложения

Так как ответ на вопрос, почему в Норвегии самый высокий уровень жизни, заключается в налогах, следует уделить этому отдельное внимание. Налоговый кодекс гласит, что чем больше зарабатывает человек, тем больше он должен вернуть назад в государственную казну. Именно так и достигается баланс между количеством богатых и бедных людей: тот, кто зарабатывает прилично, вынужден делиться с менее удачливыми согражданами.

Кроме того, пошлину придется выплачивать владельцам предметов, которые можно расценить как роскошь: автомобили, недвижимость, яхты, предметы антиквариата и так далее. При заработке до 250 тысяч крон в год норвежец отчисляет в бюджет 36%, то есть треть своего дохода. Если годовая зарплата превышает это число, налоги увеличиваются до 50 %.

Когда в страну приезжает иностранец, намереваясь трудоустроиться, он должен в течение двух недель стать на учет в налоговой службе и получить идентификационный номер. В интернете есть несколько видео на русском языке, в которых мигранты рассказывают о собственном опыте общения с налоговой.

Средняя заработная плата

Статистика средней зарплаты в Норвегии по данным Statistics Norway, норвежских крон в месяц

Учителя получают около 300 000 - 350 000, столько же зарабатывают врачи. Заработная плата рабочих считается самой высокой, сравнивая с другими странами, а вот менеджеры и управляющие получают меньше, чем где-либо еще. Таким образом, здесь не существует престижных и непрестижных профессий. Глазами русских странной выглядит типичная ситуация, когда матери гордятся своими сыновьями, поступившими в ПТУ на специальность «механик», «электрик» или «машинист». Здесь ценят любой труд.

Сверхурочная оплачивается по специальному тарифу, таким трудом считается любая деятельность, которая длится дольше 7,5 часов в сутки.

Социальные программы и пособия от государства

Специальные льготные условия займов предусмотрены для тех, кто нуждается в жилье, а студенты впоследствии отдают государственные кредиты на обучение с очень небольшими процентами.

Пособие по безработице в Норвегии выплачивается только тогда, когда претендент соответствует следующим требованиям:

  1. Перед тем, как его уволили, безработный трудился на предприятии не меньше, чем 2 месяца (8 недель).
  2. Иностранец находился в стране легально и работал по договору.
  3. Мигрант смог трудоустроиться в течение трех месяцев после переезда.
  4. Студенты не имеют права получать выплату по безработице, даже если работали до этого.
  5. Важнейшее требование состоит в том, что соискатель не должен быть «тунеядцем». Обязательное условие - постановка на учет в центре занятости, посещение этого учреждения каждые две недели, активный поиск нового рабочего места (собеседования, курсы повышения квалификации и так далее).

Количество денег, которое получает безработный, зависит в первую очередь от уровня его дохода на прежней должности. Срок, на протяжении которого выплачивается помощь, составляет от 52 до 104 недель.

Кроме того, в отличие Европейского Союза, здесь поддерживается институт семьи и рождаемость. Хотя несколько лет назад законодательная власть утвердила право гомосексуалистов на однополые браки, преимущественно семьи здесь традиционные. Характерно, что многие не ограничиваются одним ребенком, обычно у одних родителей двое или трое детей. Для таких семей снижаются налоги, малыши, их мамы и папы могут пользоваться разнообразными льготами. Пособие по рождению ребенка в пересчете на европейскую валюту составляет около 120 евро, но этой суммы мало для комфортного существования. Второй родитель обязательно должен работать.

Цены на продукты, одежду, транспорт

Еда стоит дорого, местные жители стараются на ней экономить, не говоря о питании в ресторанах, которое с трудом может позволить себе среднестатистический гражданин. Большая пицца в пиццерии стоит около 250 крон, а гамбургер в сети ресторанов быстрого питания - 80-120. Цены в Норвегии на продукты в 2019 году выглядят приблизительно таким образом (числа указаны в кронах):

  • картофель, хлебобулочные изделия, крупы - от 5 до 9;
  • овощи: помидоры, огурцы, болгарский перец - до 50 в зимний период;
  • курица - 40;
  • рыбные продукты: форель, креветки - 30-40;
  • подсолнечное масло - 40.

Цены на повседневные товары — одежду, бытовую химию, канцелярию и прочие мелочи - не превышают привычных для россиян цифр. По непонятным причинам детская одежда стоит дешевле. А вот транспорт дорогой. Вероятно, это связано с тем, сколько стоит бензин. Несмотря на то, что этой стране не нужно закупать сырье для топлива из-за границы, стоимость 1 литра даже выше, чем у Великобритании, Швеции, Дании, Греции, Бельгии, Португалии, которые импортируют нефть. 1 литр бензина стоит в 3 раза дороже, чем в Российской Федерации.

Если норвежцу нужно попасть в соседний город, поездка на автобусе обойдется в 50-60 крон. Покупка автомобиля не поможет сэкономить, потому что машину обложат налогом. Если приобрести собственный транспорт за рубежом, при пересечении границы все равно придется раскошелиться, заплатив пошлину. Общественный транспорт тоже дорогой, поэтому жизнь в Норвегии невозможна без велосипедов летом и лыж либо санок зимой.

Медицинская помощь и образование

Претендовать на льготную медицинскую программу может только тот иностранец, который провел в королевстве не менее 1 года. Кроме того, такой человек должен ежемесячно отчислять определенную сумму в страховую компанию. Бесплатно лечиться могут только несовершеннолетние, а также беременные женщины. Все остальные могут получить бесплатную медицинскую помощь в пределах суммы, предусмотренной страховой программой, при превышении затрат придется доплатить из собственного кармана.

Каждый норвежец имеет право выбрать врача по своему усмотрению. Из минусов можно отметить качество лечения психических заболеваний. Из-за северного климата проживание в Норвегии сопровождается частыми депрессиями, особенно у приезжих. Однако лечение депрессии страховкой не покрывается, на льготных условиях осуществляется только терапия тяжелых психических расстройств. К таким относятся аутизм, болезнь Альцгеймера, эпилепсия. Стоматологические процедуры также придется оплатить из своего кармана.

Норвежское образование, как школьное, так и университетское, считается значительно слабее среднего по Европе. Но это не мешает жителям северного государства радоваться жизни и благополучию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Рекомендуем почитать

Наверх