Европейцы потомки ракшасов рамаяна. Ракшасы - гигантские многорукие и многоголовые демоны из индийских преданий - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

Двигательный аппарат 30.12.2023
Двигательный аппарат
| Веды: истоки и традиция | Сказание о Гуру. Шри Гуру Чаритра | Брахма Ракшаса освобожден

Брахма Ракшаса освобожден

На следующий день прач пришел одолжить буйволицу, но брамин сказал ему: «Теперь она дает два кувшина молока за раз, поэтому я не хочу одалживать ее». Люди были удивлены слышать это. Новость разлетелась по всему городу. Узнал об этом и правитель.

Он лично пришел в дом брамина и увидел буйволицу, дающую два кувшина молока. Люди говорили о величии Гуру. Тогда царь сам пришел в сангам со своей семьей, чтобы привести Шри Гуру в город. Он поклонился Шри Гуру и сказал: «Твоя известность безгранична. Я молю тебя освободить меня».

Шри Гуру сказал: «Мы отшельники, живущие в лесу и выполняющие аскезу. Зачем ты пришел сюда со своей семьей? При этих словах правитель молил со сложенными руками: «Свами, Ты спаситель преданных. Ты удовлетворяешь все их желания. Пожалуйста, приди в Ганагапур и освяти его прахом своих стоп. Я построю монастырь для Тебя, где ты сможешь оставаться, медитировать и выполнять свою аскезу».

Шри Гуру подумал: «Пришло время открыть мое воплощение и спасти моих преданных от несчастий. Это хорошая возможность для меня». И он согласился с предложением царя. Затем царь усадил его в паланкин и проводил его в Ганагапур под аккомпанемент музыки. Все жители города пришли на даршан Гуру и поклонялись ему. Они восхваляли его со словами: «Да здравствует Господь, победы тебе».

Свами достиг южных ворот города. Там росло дерево пипал, в котором долгое время обитал свирепый демон. Он был очень злой в своей прежней жизни. Все дома вокруг дерева были разрушены. Но когда демон увидел приближающегося с процессией Шри Гуру, он побежал навстречу ему, поклонился его лотосным стопам и сказал: «О, Гуру, спаси меня. Твой даршан разрушил все мои плохие качества». Гуру сказал: «Иди немедленно к сангаму, соверши омовение, тогда твои грехи будут смыты, и ты получишь освобождение».

Демон совершил омовение в сангаме, вернулся и поклонился стопам Гуру. Шри Гуру возложил свою руку на голову демона и благословил его. И тогда демон превратился в человеческое существо и был освобожден от своего проклятья. Выполнив для Шри Гуру Смарану (Smaran), он покинул это место. Все, кто видели это происшествие, сказали: «О, Гуру, Ты не смертное существо. Ты воплощение Самого Даттатреи. Победы Тебе. О, Шри Гуру Дева Датта!»

Как обещал, царь построил монастырь для Шри Гуру и с преданностью поклонялся ему. Шри Гуру ходил к сангаму каждый день для совершения религиозных ритуалов. Царь сажал его в паланкин и сопровождал его. Так известность Гуру распространилась повсюду, и благодаря прикосновениям его лотосных стоп Ганагапур стал Пунья Кшетра (Punya Kshetra), святым местом паломничества.

В наши дни ракшасы представляют собой одно из племён . Они выглядят в точности, как и все остальные люди. Точно так же выглядят якки (якшы) и веддхи. У них нет ни клыков, ни множества голов, ни магических способностей. Легендарного главу ракшасов Вальмики описывает как Дашанану или Дашагриву, что буквально означает «десятиголовый» или «десятигорлый». Существуют интерпретации, согласно которым эти эпитеты подразумевают, что Равана был знатоком четырёх Вед и шести шастр, или что у него было десять корон, по одной на каждую управляемую им область. Слово «ракша» буквально означает «защищать». В Уттаракханде Рамаяны Вальмики говорится, что племена, согласившиеся по просьбе защищать воды, были ракшасами, а те, кто хотел есть («якша»), стали якшами.

Приведённую ниже историю и другие риши рассказали после его коронации.

Хети и Прахети были двумя ракшасами, столь же сильными, как Мадху и Кайтабха. Прахети совершал тапас и следовал . Хети хотел обрести хорошую жену. был царём Юга. У него была сестра по имени Бхайя (буквально «страх»). Хети женился на Бхайе и у них родился сын по имени Видьюткеша («тот, чьи волосы подобны молнии»). Хети женил Видьюткешу на Шалакантакате, дочери Сандхьи («сумерки», жена ). У них родился сын Сукеша («прекрасноволосый»), от которого они отказались. Ребёнка увидели и , и благословили его быстрым ростом, долгой жизнью, богатством и городом, летающим по воздуху. Гандхарва по имени Грамани выдал за Сукешу дочь по имени Девавати. Трое сыновей Сукеши были сильными и могущественными. Их звали Мали, Сумали и Мальяван. Сам Видьюткеша был наполовину ракшасой, а наполовину девой (учитывая, чо Бхайя была сестрой Ямы Девы). Сукеша, таким образом, был на четверть ракшасой, а на 3/4 девой (поскольку его мать была дочерью Сандхьи).

Мали, Сумали и Мальяван были на 1/8 ракшасами, на 3/8 девами и наполовину гандхарвами. В связи с этим можно заметить, что современные индийские представления о джати (роде и его чистоте) довольно сомнительны, учитывая, насколько смешанными были источники. Братья были учёными, привлекательными, верными друг другу и благочестивыми. Они совершали тапас с целью удовлеворить . Накопив достаточное могущество, они атаковали и . Одержав победу, они попросили построить для них город. Он попросил их занять город Ланку, который он уже построил к тому времени по указанию . То был город из золота, построенный на центральной вершине холма Трикута. Город был 30 йоджан в ширину и 100 йоджан в длину. 3000 кв. йоджан может составлять 192000 кв. миль или 18750 кв. миль, в зависимости от того, как понимать йоджану – как 8 миль или 2,5 мили. Площадь современной Шри-Ланки составляет 25000 кв. миль.

Женщина из рода гандхарвов по имени Нармада была матерью трёх прекрасных дочерей, и выдала их замуж за этих трёх братьев. У них родились многочисленные дети, которые были на 1/6 ракшасами, на 3/16 девами и на 12/16 гандхарвами. Каикасаи, дочь Сумати и его жены Кетумати, стала матерью Раваны.

В конце концов, произошла война между братьями и . Потерпев поражение в войне, Сумали и другие ракшасы оставили Ланку и отправились в Расаталу. Существу разные представления о природе Расаталы: это мог быть некий «магический» мир или некое место в Африке (Сомали), или в Таиланде, или в Ассаме, или в Малайзии.

Согласно « » Вальмики, у них были воздушные корабли, виманы, на которых они и достигли Расаталы.

После поражения ракшасов, Ланка была отдана Ваишраване, Кубере, главе якшей. Сам Кубера часто описывается как якша, но его отец Вишрава был , а его дед по матери Бхарадваджа был брахманом-риши.

Таким образом, в жилах Куберы ни было ни капли крови якшей, он просто правил ими. Вишрава был сыном Риши Пуластьи, который был сыном Брахмы. На Шри-Ланке сохранилось место, именуемое Полоннарува, где находится статуя Риши Пуластьи.

Сумали думал о том, как восстановить достоинство своей расы. Он увидел Ваишравану, сына Вишравы, Куберу, владыку Севера и богатства. Кубера летел в пушпака-вимане, собираясь навестить отца. Сумали подумал, что если его прекрасная дочь выйдет замуж за Вишраву, то у него будут замечательные внуки. Говорится, что Каикаши была прекрасна как и предана своему отцу.

У Вишравы и Каикаши родились три сына – Равана, Кумбхакарна и Вибхишана – и дочь Шурпанакха. Вишрава был брахманом, сыном Пуластьи и внуком Брахмы. Таким образом, Равана и другие были наполовину брахманами, на 1/32 ракшасами, на 3/32 девами и на 3/8 гандхарвами. Генетически они были более брахманами, нежели ракшасами.

Говорится, что Равана был очень амбициозен, Кумбхакарна был каннибалом, а Вибхишана был благочестив. Однако все братья изучали ведические ритуалы, совершали яджны и тому подобное – впоследствии, когда они правили Ланкой. Равана и его братья совершали тапас, с целью удовлетворить Брахму, своего великого прадеда, в Гокарне, близ современного Мангалора. Брахма наделил Равану частичной неуязвимостью – его не мог убить никто, за исклчением манавов и ванаров. Обретя могущество, Равана попросил Куберу покинуть Ланку и забрал его пушпака-виману. Кубера был вынужден повиноваться и осел в Алакапури, в современном Непале. Равана одолел всех девов, включая Яму, который был ограничен обещанием Брахмы.

Суждения о характере Раваны и его роли в событиях, описанных в «Рамаяне», противоречивы. Звучат голоса как «за», так и «против». Поскольку автор «Рамаяны» (речь идее о версии ) не проявил к Раване особой симпатии, тысячи поколений индийцев считают Равану злодеем. Даже в наши дни в Индии можно услышать, как человека, поступающего дурно, называют «ракшасой» или «ракшаси». Чучело Раваны сжигают каждый год. При этом мало кто вспоминает, что когда-то ракшасы летали на первых в истории самолётах, были первыми мореплавателями, а также непревзойдёнными писателями и поэтами.

Многие жители современной Шри-Ланки почитают Равану в качестве хорошего правителя и царя и даже называют его именем детей. Многие шри-ланкийцы считают, что Равана был учеником , воплощением и никогда не похищал . Они говорят, что доказанное целомудрие Ситы также подтверждает невиновность Раваны. Вибхишану же они считают предателем, пригласившим в страну захватчиков. Десять голов Раваны, по их мнению, суть десять корон. Детей на Ланке называют Раванами, но никогда не Вибхишинами. Многие тамилы знают «Рамаяну» благодаря её тамильской версии, «Камба Рамаянам». В ней Равана превозносится как ведический учёный, ценитель музыки, воин, человек высокой морали, герой с трагической судьбой, но отнюдь не злодей.

Ракшасы (санскрит Râkshasas, от raksh = проклинать, бранить или от raksh = зaщищать) – в индийской мифологии злые демоны, упоминаемые уже в ведах, где они называются также яту, или ятудхана. Принимают всевозможные формы (собаки, коршуна, совы и других птиц, брата, мужа, любовника и т. д.), чтобы обмануть и нанести вред. Особенно их надо остерегаться женщинам во время беременности и родов, чтобы они не завладели ребенком. В Атхарваведе Ракшасы изображаются большей частью имеющими человческий образ, но иногда и чудовищами; цвет их черный (почему и чернокожие аборигены Индии нередко называются Ракшасы), иногда синий, желтый или зеленый. Они едят человечье и лошадиное мясо, выпивают коровье молоко и стараются попасть внутрь человека, когда он ест или пьет. Попав в него, они начинают терзать его внутренности и причиняют болезнь. Они же – причина сумасшествия.

Ракшас Тришир Трехглавый,
брат Раваны, 1830 год, Британский музей


Ракшас Атикия, сын Раваны,
один из самых могущественных демонов, XVII век

Вечером Ракшасы пугают людей, при чем пляшут вокруг их жилищ, крича по-обезьяньему, шумя и громко смеясь, а ночью летают, приняв образ птиц. Главная их власть и сила – ночью или вечером; их прогоняет восходящее солнце. Особенные старания обнаруживают Ракшасы, когда хотят помешать жертвоприношению; против них тогда обыкновенно призывают Агни, прогоняющего тьму и убивающего ракшасов. В позднейшей индийской мифологии Ракшасы в общем продолжают служить олицетворением мрачных и зловредных сил природы.

Не все Ракшасы одинаково злы, так что их можно разделить на три класса: 1) безобидные или малозловредные существа вроде Якша и дев-демониц якшини, 2) гиганты, или титаны, враги богов и 3) Ракшасы в обычном значении этого слова: демоны, обитатели кладбищ, нарушители жертвоприношений, которые оживляют мертвецов, пожирают людей, нападают на благочестивых и вообще причиняют человеку всякого рода вред. Главой этих последних ракшасов был Равана, вместе с которым они являются потомками Пуластьи. Ракшас Атикия, сын Раваны, был одним из самых могущественных демонов, сражавшихся с армиями медведей и обезьян за стенами золотого дворца Ланки. В конечном счете, он был убит Лакшманой. Ракшас Тришир Трехголовый был братом владыки демонов Раваны, поедал только человечье мясо.

По другим источникам, ракшасы произошли из ноги Брахмы. Вишну-пурана производит их от мудреца Кашьяпы и жены его Кхасы, дочери Дакши. В Рамаяне рассказывается, что Брахма, создав воды, создал также и особые существа, Ракшасы, для их охранения (raksh = защищать, охранять). В этом же эпосе дается описание уродливого вида ракшасов, какими они представились союзнику Рамы, Гануману, когда он проник в город Ланку в образе кошки. Ракшасы носят много эпитетов, изображающих их различные отталкивающие свойства и наклонности: убийцы, воры жертв, ночные бродяги, людоеды, кровопийцы, чернолицые и т.д.

Ракшаса-лока (санскрит Râkshasa-loka) – в индийской мифологической космографии одно из подразделений, или "небес", вселенной, отведенное для жительства демонам – Ракшасам. Согласно учению философских школ Санкхья и Веданта, признающих восемь таких "небес", Ракшаса-лока будет шестым от неба Брахмы, где обитают высшие божества.

Ракшасы, в ведийской и индуистской мифологии злые демоны; их представляли в виде огромных чудовищ с многими головами, рогами, клыками. В отличие от асуров, являющихся соперниками богов, ракшасы выступают главным образом врагами людей. Царем демонов-ракшасов был Равана, десятиголовый ракшас, мифический властитель острова Ланка; один из главных персонажей "Рамаяны", враг Рамы и Ханумана, похититель Ситы.

В ведийской литературе ракшасы рисуются ночными чудовищами, преследующими людей и мешающими жертвоприношениям; они либо сами имеют устрашающий вид: одноглазые, с несколькими головами, либо принимают обличье зловещих зверей и птиц. Позднее о ракшасах обычно говорится как о великанах-людоедах, длинноруких, с огненными глазами, огромными животами, проваленными ртами, окровавленными клыками и т.п.

Согласно "Махабхарате", ракшасы – потомки Пуластьи, но по другим мифам, их создал Брахма, чтобы "охранять" (отсюда их имя) первозданные воды. "Рамаяна" повествует, что столицей ракшасов был город Ланка. Во многих мифах ракшасами, вследствие дурных деяний или по проклятию, становятся смертные люди, гандхарвы и другие полубожественные существа. Так, Рама и Лакшмана закапывают в землю неуязвимого для любого рода оружия ракшасу Вирадху. Но как только они его закопали, из могильного холма поднялся прекрасный гандхарва, объяснивший, что он стал ракшасой по проклятию Куберы, а теперь, благодаря Раме, навсегда избавился от своего ужасного облика.

В другой раз Рама сжигает ракшасу Кабандху, представлявшего собой бесформенную глыбу мяса, с зияющей пастью посреди брюха и одним глазом в груди. И здесь из пламени появился гандхарва, божественный сын Лакшми, превращенный в ракшасу ударом ваджры Индры. Среди многих эпитетов ракшасов наиболее употребительны нишичары ("странствующие в ночи") и ятудханы ("бродяги"). С ракшасами часто идентифицируются другие виды злых духов, например пишачи. В мифах о ракшасах некоторые исследователи усматривают следы переосмысленных представлений об аборигенных народностях Индии.

РАКШАСЫ

Самые ужасные из великанов, демонов индийской мифологии. Имея зачастую зооморфный вид, эти ночные чудища-оборотни могли напугать кого угодно. Индийские веды представляли их одноглазыми и одноухими, многоглавыми и змееногими, карликами и огромного роста. Они могли быть со змеиной головой, с головой осла, лошади или слона. Встречались и четырёхглазые ракшасы, с рогами на руках, а также трёх- и четырёхногие. В позднем эпосе вид их несколько изменился, и они изображались великанами-людоедами, обросшими жёсткой шерстью, с непомерно длинными, до самой земли, руками, с огненными глазами. У них были огромные рты с длинными окровавленными клыками и большие отвислые животы, постоянно требующие пищи.

Ракшасы, в отличие от асуров – противников богов, враждуют с людьми, стараясь всякими способами навредить им. Поэтому они очень популярны среди индусов. Они фигурируют в «Ригведе», «Ахтарведе», «Махабхарате» и «Рамаяне», а также во множестве индийских сказок. Некоторые мифы утверждают, что ракшасы, как и асуры, произошли от Кашьяпы, божественного мудреца, и дочери отца богов Брахмы, Дакши. А «Махабхарата» рассказывает, что ракшасы произошли от Пуластьи, четвёртого сына Брахмы. Существуют и другие мифы, в них говорится, что демоны-ракшасы были созданы из ноги Брахмы с целью охраны первозданных вод. Именно этим объясняется и этимология их названия – «те, кто охраняет».

Правда, позднее их начали воспринимать как «тех, от кого хоронятся». Эта двойственность их обозначений и функций позволяет сравнивать ракшасов с ассирийскими ламассу, также выступавших то в роли охранителей, то в роли демонов. В европейской же мифологии аналогом ракшасов, по мнению некоторых учёных, являются тролли и гоблины. Есть также мнение, что ракшасы – это демоны засухи, крадущие с неба небесных коров (облака).

Демонизм ракшасов проявлялся в том, что их силы непомерно увеличивались к полночи, и в том, что они были, по существу, оборотнями. Они могли принимать любой облик и любили приставать к людям, особенно к праведникам и святым, провоцируя их на совершение грехов.

Ракшасы были разными. Среди них были могучие демоны стихий, по силе равные асурам и богам, и мелкие демоны-бесы. Ракшасов называли также анусарами, асарами и ханушами, что значило «убийцы» или «разрушители». Они были мужчинами и женщинами, причём нередко прекрасными. Это было, видимо, связано с тем, что в ракшасов из-за проклятий или собственно дурных проступков превращали людей или даже небожителей, например гандхарвов. После гибели такого часто безобразного ракшаса вместо него возникало какое-нибудь прекрасное существо, освобождённое от злых чар. Подобное превращение произошло с Вирадхой, ракшасом-людоедом, сыном божества времени Кали. Его описывали как «смерть с открытым ртом», а внешность его была поистине ужасной: огромный отвислый живот и ужасающих размеров рот. Он постоянно был голоден, а по его телу струилась кровь. Вирадха отличался полной неуязвимостью, но всё-таки был побеждён Рамой (земным воплощением Вишну) и его соратниками. Поскольку убить ракшаса было невозможно, его закопали в землю живым. А потом на месте погребения из земли вышел прекрасный юноша-гандхарв из разряда полубогов, освобождённый от наложенного на него заклятия. Похожая история с чудовищным демоном-ракшасом Кабандхой, который наводил ужас на всё живое. Он был огромный, как гора, без головы и шеи, весь заросший волосами. Посреди его гигантского брюха был расположен рот, усеянный огромными острыми зубами. Но после того как безобразный Кабандха был сожжён Рамой, из огня вдруг появился прекрасный гандхарв. Оказывается, раньше он был превращён в ракшаса царём всех богов Индрой, а теперь освободился от чудовищного облика.

Больше всего среди ракшасов встречалось мелких демонов – оборотней-людоедов. Нередко на женщинах-ракшасах женились мужчины. Иногда они расплачивались за это жизнью, но иногда оборотни оказывались хорошими жёнами.

О великих же демонах-ракшасах сложено множество сказаний, и имена их известны, а порой и чтимы не менее, чем имена богов.

Одного из самых знаменитых ракшасов – Раху древние индусы называли демоном затмения. По своей мощи, да и по рождению он принадлежал к племени дайтьев, древнеиндийских гигантов. Но иногда его называют четырёхруким данавом (титаном). Раху был существом космического значения, являясь прародителем и управителем комет и метеоров.

А самым знаменитым ракшасом был Равана, правитель острова Ланки и царь ракшасов. Борьба с Раваной, похитившим прекрасную Ситу, жену царевича Рамы, стала основным сюжетом в крупнейшей индийской эпической поэме «Рамаяна» (II век н. э.). До сих пор сохраняются остатки его культа: одна из каст в Индии, как и прежде, поклоняется Раване.

РАРОГ

Огненный дух в славянской мифологии, связанный с культом очага и генетически – с богом огня Сварогом. Рарог мог являться то в виде огненного вихря, то в виде птицы с сияющим оперением. Иногда Рарога представляли в виде дракона с искрящимся телом или огненного змея. Возможны аналоги Рарога с птицей-огневицей у словаков, с украинским конём-птицей Рарогом, с литовским Айтварасом, с русской Жар-птицей. По преданиям, Рарог появляется на свет из яйца, которое можно высидеть на печи в течение девяти дней.

РАХУ

В древнеиндийской мифологии демон затмения, ставший прародителем комет и метеоритов. Он принадлежит к разряду асуров или их разновидности – дайтьев, древнеиндийских гигантов. Иногда Раху считают четырёхруким данавом (титаном), чудовищем с головой дракона и телом человека. Во время пахтанья богами мирового океана, в котором принимали участие и асуры, был добыт напиток бессмертия – амрита. Возжелав стать бессмертным, Раху, изменив свой облик (или став невидимым), проник на пир богов и попытался похитить чашу с амритой. Но боги Сурья (Солнце) и Чандра (Месяц), заметив это, предупредили Вишну, который своей чакрой (метательным диском) рассёк Раху надвое. Но голова Раху, который успел сделать несколько глотков амриты, уже была бессмертной. И поэтому из рассечённого Раху богами были созданы две планеты – Раху и Кету. Теперь драконья голова Раху носится по космосу и высматривает своих обидчиков. С раскрытой огромной пастью гонится Раху за солнцем или месяцем. Иногда ему удаётся настичь бога и проглотить его. Тогда, по мнению древних индусов, и наступает затмение. Считалось, что Раху бороздил вселенную на космической колеснице, запряжённой восьмью волшебными лошадьми. Поражают и невероятные размеры самого Раху, самого огромного из всех чудовищ и демонов древней Индии. Он больше самого солнца, которое стремится проглотить. Его размеры, по мифам, 12 тысяч лиг в диаметре и 42 тысячи лиг в окружности. Самого Раху в индийской иконографии часто изображали в виде огромной головы дракона.

РЕЕМ

В древнееврейской мифологии дикий бык огромного размера. Он настолько велик, что его можно было принять за гору. По преданию, существовало только две особи этого животного – мужская и женская. Они жили раздельно, один – на дальнем Западе, другая – на дальнем Востоке. Они встречались раз в 70 лет, чтобы продолжить свой род. И когда у них рождалась двойня, родители умирали. Некоторые учёные склонны видеть в рееме упоминавшегося в Библии единорога.

Юрий Беляев
Продолжение в №7/2017 журнала «Чудеса и приключения»№, стр. 86-87

Ракшасы -

Ракшасы - племя злых индийских демонов, а также кошачьеголовые персонажи некоторых компьютерных игр

Ракшасы - племя злых индийских демонов, а также кошачьеголовые персонажи некоторых компьютерных игр

Ракшасы - племя злых индийских демонов, а также кошачьеголовые персонажи некоторых компьютерных игр

Ракшасы - племя злых индийских демонов, а также кошачьеголовые персонажи некоторых компьютерных игр

Злобный дух, иногда покидающий огненные глубины Преисподней для того, чтобы похищать и уносить в огненную бездну души живых людей. Он не дожидается пока душа сама покинет тело, а стремится максимально ускорить этот процесс. Если вы не торопитесь в огненные глубины, страну вечной боли и страданий, вам придется сражаться за право по прежнему оставаться в мире живых.

Ну вот, собственно, и все.

А нет - у ракшасов есть еще свой царь. И зовут его Равана.

Статус статьи Статус артыкула Status artykułu Статус статті Article status :

Заглушка (пустая страница, созданная чтобы застолбить неопределенно запланированную статью, либо чтобы прикрыть ведущую из другой статьи ссылку)

Рекомендуем почитать

Наверх