Деятельность военных министров россии, ссср и российской федерации. Российская империя в XIX в Деятельность военных министров Российской империи

Воспаление 29.12.2023

    военно-сухопутных дел,

  • иностранных,

  • МВД (первый министр – Кочубей) – как новое министерство руководило:

    • местными полицейскими структурами;

подчинялись

      сословные органы дворянства и горожан,

      благотворительные учреждения,

      управления иностранных поселенцев,

      медицинская коллегия,

    финансов,

    коммерции,

    народного просвещения:

    • Библиотеки

      Академии наук

      Типографии и пр.

Место каждого министерство не было определено четко; предполагалось, что будет определено после.

С 1803 года начинается процесс упразднения коллегий. Коллегии становятся различными подразделениями министерств – департаментами и канцеляриями.

В 1811 году – продолжение министерской реформы; был принят нормативно-правовой акт «Общее учреждение министерств», где более подробно определялись вопросы, первоначально не определённые министерским актом.

Дальнейшие преобразования связаны с именем Сперанского. В 1809 году – проект Сперанского «Введение к Уложению государственных законов», в котором предусматривается основная цель – «сохранение самодержавия с преданием ему законной формы».

Сперанский предлагает произвести реорганизацию госаппарата:

    Придать российскому самодержавию внешние формы русской монархии

    Придерживаясь принципу разделения властей, Сперанский считает, что законодательная, исполнительная и судебная – проявление единой державной власти. Но законодательная власть должна осуществляться выборной Госдумой; исполнительная – министерствами; судебная – Сенатом. Над тремя властями – Госсовет под председательством императором. Сперанский был далек от классической теории Монтескье. Сперанский делает акцент на то, что царь – верховное начало; Поэтому теория разделения властей носит относительный характер. Идея Сперанского была реализована только в 1906 году. При жизни его идея казалась крайне революционной и смелой.

Реализация проекта должна была ускорить буржуазное развитие России; приспособить госстрой к изменениям, которые в экономике и социальной сфере происходили. Реализацию проектов Сперанский возложил на царя; но Александр I отозвался достаточно негодующе. Царь наложил на проект царя резолюцию: «Я вижу, что он подкапывается под самодержавие, которое я вполне должен передать детям своим». Идея Екатерины о том, что при ограничении монархии приведет к устранению монархии как таковой, укоренилась в менталитете как Александра, так и последующих правителей.

Тайные и явные враги Сперанского ликовали: в марте 1812 г. накануне войны с Францией Сперанского ссылают из Петербурга в Пермь; роль Сперанского при дворе значительно пала. Причины неудачи реформ - формальное ограничение власти монарха не стало потребностью русского общества. Дворянство было настроено в большинстве своем консервативно. Реализацию проектов Сперанский возложил на царя; но Александр отозвался достаточно негодующе.

1 января 1810 году создается Госсовет; просуществовал до 1918 года. То есть часть программы Сперанского была реализована. Однако по мысли Сперанского после создания Совета должна была быть создана Госдума. Сперанский придавал Госсовету большое значение.

Все другие идеи не были реализованы + принципы и идеи Сперанского были искажены. Создание Госсовета многие сравнивали с «фасадом недостроенного здания» - т.е. частичная реализация идеи Сперанского.

Сперанский полагал, что создание Госдумы и Госсовета приблизит Россию к европейским государствам. Так, частичная реализация говорит о том, что главная идея Сперанского – перевод госаппарата на буржуазные рельсы – не была реализована.

Государственный совет – законосовещательный орган; состоял из представителей дворянства. Решения принимались большинством; решение представлялось императору. Члены совета, которые имели особое мнение, оформляли его документально и прилагали его ко мнению большинства. Фактически, однако, никакого значения конкретные мнения не имели. Но любопытные примеры имеются, когда царю были симпатичны мнения меньшинства, которые он утвердил.

Все решения Госсовета начинались с «Вняв мнению Государственного совета…», что указывало на то, что мнение членов Госсовета важно помимо мнения царя. Но позже решения не содержали такой формулировки.

В 1811 году при обсуждении реформы Сената Александр I дважды утверждает мнение меньшинства.

Программа-минимум для Госсовета: законосовещательный орган; программа-максимум: создание и Госсовета и Госдумы, которые будут ограничивать власть царя. В реальности - предварительное обсуждение законов проходило не столько в Госсовете, сколько в совещании с императором, в комитете министров. Законопроекты обсуждались на различных совещаниях. Так монополия Госсовета с первых дней создания была утрачена.

Госсовет состоял из департаментов экономики, торговли, науки и департаментов гражданских, военных и духовных дел. Вводилась должность стат-секретаря Госсовета (госсекретаря). Госсовету подчинялись министерства, как и хотел Сперанский.

Комитет министров – создан в 1802. В 1812 году был принят нормативный акт «Учреждение комитета министров». Министерская реформа не стояла на месте; последующие 104 года непрерывно шла реформа министерств. В комитет входили министры, губернатор Петербурга и председатели департаментов Госсовета. Комитет министров был создан с целью объединения и направления деятельности всех министерств. Фактически, высший орган исполнительной центральной власти. Но на практике комитет министров превратился в орган, где царь проводил заседания с наиболее доверенными чиновниками.

Важный институт – Институт всеподданнейшего доклада , минуя комитет министров. Это деформировало министерскую систему и, несмотря на проведенную реформу, в госаппарате России наблюдалось смешение функций различных госучреждений.

В комитете министров иногда рассматривались проекты законов, минуя Госсовет. Наряду с этим рассматривались и судебные вопросы. То есть вмешивались и в судебную и в законодательную власти. Но данная практика не имела никакого правового регулирования.

По указу 27 января 1805 Сенат был поделен на 9 департаментов. Со 2 по 9 – департаменты формально были высшими апелляционными инстанциями для гражданских и уголовных дел. На деле – не являлись, поскольку их решения не были окончательными. Так как, если при рассмотрении апелляции возникали противоречия, сомнения со стороны сенаторов, то дело выносилось на общее собрание всех департаментов, а затем это решение утверждал император.

С 1812 высшей инстанцией по отношению к общему собранию Сената становится Госсовет. Наибольшее значение – 1 департамент, который имел широкие административные функции; в частности, проведение сенатских ревизий. Также подлежали проверки губернии, губернаторы. То есть 1 департамент фактически контролировал всю госмашину России. Часто заканчивались ревизии судами, снятиями с должностей.

1 департамент также определял чиновников в должности. Контролировал проведение рекрутских наборов. Ревизия крепостных душ. В 1802 году генерал-прокурор Сената становится министром юстиции: получается так, что высшее судебное учреждение – Сенат – становится подчиненным министерству юстиции.

Губернаторов назначали исключительно именными указами императора, но с другой стороны губернатор был чиновником МВД, подчинялся министру внутренних дел.

Во главе госмашины стоял император . В своде законов 1835 года был зафиксирован правовой статус императора: «император России есть монарх самодержавный и неограниченный; повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Это означает, что сохранялись исключительные прерогативы монарха: законодательная, судебная, финансовая. Царь по сути дела командовал армией и флотом; внешнеполитическая функция. Указывается, что, действительно, подчеркивая статус императора, проводится идея не только божественного происхождения; но и проводится идея легитимности.

Судебная система в начале 19 века . Действовали суды, созданные в 1775 году Екатериной II. Упраздненные частично Павлом I. То есть от системы Екатерины оставались уездный суд, городской магистрат (суд из горожан); нижняя расправа (для госкрестьян). Все учреждения стали подчиняться напрямую губернским судебным палатам. Были ликвидированы верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа; а все уездные суды сразу подчинялись губернским палатам. Екатерина создала судебные места в уезде и губернском городе. Недостаток – слишком низкий уровень знаний и образования чиновников.

Сперанский боролся за то, чтобы каждый чин предполагал наличие образование; поэтому в 1809 году был принят закон, где содержалась важнейшая идея Сперанского: «обязательность образования для продвижения по службе, в т.ч. и юридического образования». По инициативе Сперанского было создано училище правоведения для подготовки прокурорских работников. Спустя 25 лет – в 1834 году – в силу объективных причин: закон есть, а чиновники занимают кабинеты без образования, закон был отменен.

Вторая причина проблемы судебной системы – нехватка юридических кадров (ежегодный выпуск училищ – 400 человек в год; требовалось – 3000). Свидетельствовало о том, что закон не может действовать, т.к. приходилось брать на службу лиц без юридического образования.

Таким образом, несмотря на проведенные реформы, госаппарат России сохранил ряд негативных черт:

    совмещение функций и дублирование функций различных госорганов;

    разрыв между законов и исполнением;

    отсутствие контроля за выполнением распоряжений, указов, нормативных актов

    низкий профессиональный уровень чиновников; процветание взятничества, коррупции и пр. «везде, где замешан интерес, кто мог – тот грабил; кто не смел – тот крал».

Все передовые люди понимали, что самодержавие должно быть преобразовано. Однако усилия были реализованы лишь отчасти.

Николай I вступает на престол в исключительно сложных политических условиях: неожиданно от болезней почек в возрасте 48 лет умирает Александр I. По закону Павла I 5 апреля 1797 года женское правление отменялось навсегда, поэтому власть должна была перейти к Константину Павловичу, который не желал царствовать. Также личная жизнь Константина была препятствием для вступления на престол: в 1803 году развелся со своей супругой и женился на полячке; их дети лишались права на престол.

Поэтому реальным претендентом является следующий брат – Николай Павлович. Но Николай не знал об официальном решении Александра о передачи власти ему, поскольку Александр получил при жизни ещё официальный отказ от Константина. Николай присягнул Константину и заставил присягнуть войска; Константин ответил частным письмом без опубликования манифеста публично. Переписка затянулась на 2 недели; Николай просил публично официально отречься; затем Николай решил самостоятельно оповестить население, что он вступает на престол. Был составлен манифест Сперанским и Карамзиным.

14 декабря 1825 года манифест был напечатан; в этот же день было восстание декабристов на Сенатской площади.

Николай, когда убили его отца, Павла I, воспитывался матерью. Получает частное воспитание в отличие от брата – Александра I. Многие отмечали его недостатки: грубость, невоспитанность. Его наставник также прибегал часто к телесным наказаниям. Вступает в брак с Шарлоттой – в Православии Александрой Федоровной.

Николай не готовился к управлению страной; вступив на престол, не имел сведений о состоянии империи. У него не было опыта, навыков управления. Но, как отмечают исследователи, усидчивость и упорство компенсировали недостаток знаний и воспитания. Обладая прекрасным здоровьем, Николай в течение 30 лет вставал в 6 утра; спал мало; занимался весь день госделами. Первый год правления – 1826 был посвящен расследованию дела декабристов и суду над ними.

13 июля 1826 года закончилось следствие; последовал манифест о совершении суда над участниками заговора 25 декабря. Манифест оповещал об очищении государства от «следствия заразы столько лет среди него таившегося; умысел, составленный горстью извергов, не в свойствах, не в нравах русских». Содержалось указание не то, что восстание не соответствует национальным особенностям, нравам русского общества. Намечалась программа действий правительства в будущем: содержался призыв соединиться в доверии к правительству. В манифесте сообщалось о проведении реформ сверху; определялась сфера сотрудничества общества и правительства. Манифест тонко уловил ноту, которая должна была последовать за событиями; ставка делалась на то, что царь и общество – единое целое; должны сотрудничать.

Факт обращения Николая I к материалам следствия по делу декабристов. Поручил главе комиссии Бородкову составить свод показаний декабристов по внутреннему состоянию страны. Вся критика была объединена в своде показаний. Что интересно, свод показаний все годы правления находился на столе у императора. В основном использовались Пестеля, Бестужева и пр. Эти замечания показались наиболее интересными.

Николай воспринял смелые критические замечания декабристов.

Недостатки по декабристам:

    Неясность и нетвердость законов

    Чрезмерная сложность судопроизводства

    Обширная власть губернаторов и пр.

Таким образом, Полиедков пишет, что идеи декабристов – своеобразный конвой, далеко не всегда заполненный узором, царствования Николая.

6 декабря 1826 года для выработки общего плана реформ был учрежден особый комитет под председательством Кочубея «для пересмотра госуправления». Вошел туда и Сперанский, который после смерти Александра I был возвращен из ссылки. Компетенция: анализ архивов Александра I с целью поиска идей; пересмотр основ госуправления. Перед комитетом стояла конкретная задача – ревизия госаппарата страны с целью укрепления стабильности страны.

Если сравнивать этот особый комитет с негласным комитетом; то перед негласным комитетом задача – реформы; перед особым комитетом – крестьянский вопрос. Было создано 10 комиссий для разработки крестьянской реформы. Основная задача, которая волновала царя – изучить положение крестьян. Заключения комитета:

1) рост крестьянского населения в стране;

2) увеличение численности дворовых крестьян. Дворовые крестьяне – крестьяне, которые были отчуждены от своей земли. Жили при дворе помещика; не могли себя содержать. Около 1 млн. дворовых безземельных крестьян;

3) рост задолженности помещичьих хозяйств государству (54% к 1843 году всех имений помещиков находились в залоге у государства, в сохранных казнах – кредитных учреждениях, которые выдавали помещикам кредит под недвижимость). Явление указывало на то, что помещичья система хозяйства изживает; объективно крепостничество становится обременительным. Если душу крестьянину оценить условно в 100 рублей; то 69%– уже были государственными. Конечно, помещичье хозяйство не приносило дохода.

Поэтому часть помещиков высказывалась в отношении отмены крепостного права при одном условии: собственниками земель по-прежнему будут помещики. Правительство Николая I пыталось законодательным путем бороться с ростом дворовых крестьян: в 1827 году выходит закон, который запрещает продавать крестьян без земли. Ранее вышел закон, который запрещал продавать землю без крестьян. Устанавливалась такая норма: при имениях должно оставаться земли не менее 4,5 десятин на одного крестьянина. Если помещик нарушает закон и продает земли больше, чем по закону – то его имение может быть конфисковано в казну. В результате деятельности различных комитетов, комиссий Николай убедился в необходимости усиления режима личной власти, усиления личной безопасности государства, усиления политической безопасности в государстве и необходимости систематизации законодательства.

Реформа царской канцелярии. Реформа собственной его императорского величия канцелярии РСЕИВК привела к созданию тайной полиции в России: наиболее важные дела выделялись из компетенции обычных госучреждений и передавались в СЕИВК. Личная канцелярия существовала с конца 18 века. При Николае происходит канцелярии царской, она была поставлена над другими сферами и позволила управлять сферами общественной жизни.

2 отделение было создано для систематизации законодательства. Также в 1826 году было создано 3 отделение с целью политического сыска и борьбой с революционерами. 4 отделение ведало благотворительными, учебным и медицинскими учреждениями. 5 отделение – в 1836 году – было создано для преобразования управления госкрестьянами. Наконец, в 1842-45 существовало 6 отделение для разработки новой формы управления Кавказом.

Особую известность приобретает 3 отделение, которое было создано по проекту Бенкендорфа, который был личным другом Александра I. Бенкендорф – человек, «сочетающий манеры ловкого дипломата и полицейского инквизитора».

Бенкендорф предлагал создать политическую полицию на принципах строгой централизации, охватывающей всю империю: создать в центре распорядительный орган и его исполнительные органы на местах. Речь идет в отличие от общей полиции о создании тайной полиции с целью надзора за всеми тайными обществами.

В данной главе объектом нашего внимания станет деятельность военных министров России. Деятельность одних укладывается в рамки военных преобразований, деятельность других можно характеризовать как военную реформу. Разберемся в терминах. Реформа вооруженных сил включает изменения способов комплектования, организационной структуры, вооружения и технической оснащенности, боевой подготовки войск, системы управления, а также реформу военного образования и воспитания. Таким образом, военная реформа - это комплекс кардинальных изменений во всех вышеуказанных сферах. Военные же преобразования затрагивают обычно отдельные стороны военного дела.

Деятельность военных министров Российской империи

Первый военный министр Вязмитинов С.К. упорядочил деятельность Военной коллегии, которая превратилась из руководящего органа в исполнительную структуру при министре. Под его руководством 7 января 1803 года был сформирован Департамент министра военных сухопутных сил (канцелярия Военного министерства). Решением военного министра из Артиллерийской экспедиции была выделена самостоятельная инженерная экспедиция, что способствовало дальнейшему развитию артиллерийского и инженерного дела в российской армии. При нем была образована медицинская экспедиция, а для координации действий медицинских инспекторов армии и гвардейских частей учреждена должность главного инспектора. Вязмитинов С.К. пересмотрел порядок подчинения крепостей, что повысило ответственность за содержание крепостных сооружений. При нем была усилена роль инспекции по артиллерии, учрежден Временный артиллерийский комитет, который рассматривал изобретения, направленные на улучшение артиллерийских систем. В ходе совершенствования организационно-штатной структуры войск в армии внедрена дивизионная система, а в артиллерии формируются дивизионы. Провиантская и Комиссариатская экспедиции были объединены в одно ведомство и получили большую самостоятельность в обеспечении войск необходимым довольствием реорганизации подверглось и земское ополчение: было образовано подвижное земское войско, служившее дополнительным источником пополнения армии.

Второй военный министр Российской империи Аракчеев А.А.

Аракчеев подчинил себе военно-походную канцелярию императора, ввел должность дежурного генерала, реорганизовал Инженерную экспедицию, все крепости России были разделены на 10 округов, подчиненных окружным командирам. В армии была окончательно утверждена дивизионная система, созданы 27 запасных рекрутских депо с четким указанием мест дислокации, повышена роль Медицинской экспедиции, отвечавшей за создание здоровья личного состава сухопутных сил. Во время управления А.А.Аракчеевым министерством были изданы новые правила и положения по разным частям военной администрации, упрощена и сокращена переписка, приняты меры к повышению уровня специального образования офицеров, упорядочена материальная часть.

Третий военный министр Российской Империи Барклай-де-Толли провел ряд мероприятий по военно-экономической подготовке страны к войне, совершенствованию системы органов военного управления и подготовки войск. Министерство было разделено на семь департаментов: Артиллерийский, Инженерный, Инспекторский, Аудиторский, Комиссариатский, Провиантский и Медицинский. Военная коллегия как дублирующий департаменты орган была упразднена. При министерстве были образованы Совет, канцелярия, создан Военно-ученый комитет из бывшего Артиллерийского военно-ученого комитета и Военно-топографического депо. В марте 1810 г. М.Б. Барклай-де-Толли представил Александру I особый доклад "О защите западных пределов России". Под руководством М.Б. Барклая-де-Толли было разработано "Учреждение для управления большой действующей армией" (27 января 1812 г.), в котором определялись права и обязанности не только главнокомандующего, но и высших воинских начальников, а также штат Полевого штаба. В начале Отечественной войны 1812 г., совмещая должности военного министра и главнокомандующего 1-й Западной армией, М.Б. Барклай-де-Толли принял на себя всю ответственность и отдал приказ об отступлении вглубь России, что позволило спасти русские армии от разгрома Наполеоном.

Восьмой военный министр Российской Империи Чернышев А.И. провел большую работу по перевооружению армии. Так, с 1842 г. на смену кремневому оружию пришло ударное, совершенствовались калибры и конструкции артиллерийских орудий, создается горная артиллерия. Под его руководством проделана работа по кодификации свода военных постановлений (1840 г.) изданию военно-уголовных уставов. Одновременно велась работа по военно-статистическому описанию губерний, образуются первые восемь кадетских корпусов, возводятся новые крепости и укрепления.

Девятый военный министр Российской Империи Долгоруков В.А. провел следующие преобразования: военно-учебные заведения подчинены начальнику Главного штаба; учреждены должности генерал-инспекторов пехоты, кавалерии, саперных и стрелковых батальонов; войска действующей армии разделены на Западную, Среднюю и Южную армии.

Десятый военный министр Российской Империи Сухозанет Н.О.с целью сокращения расходов на содержание армии упразднил военные поселения, ликвидирован институт военных кантонистов, сокращены численность органов военного управления и срок службы солдат с 25 до 15 лет.

Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. показало политическую, экономическую и военную слабость России середины XIX столетия. Перед военным министром Милютиным Д.А. стояла чрезвычайно сложная задача: реорганизовать всю систему военного управления и организации армии. При этом оно должно было, с одной стороны, сократить военные расходы, ас другой - позаботиться о том, чтобы это не сказалось на боеспособности армии. Основным преобразованием в области реорганизации военного управления явилась военно-окружная реформа. Вся территория России делилась на 15 военных округов. Во главе округа стоял командующий войсками. Каждый округ представлял собой одновременно орган строевого управления и орган военно-административного устройства, сосредотачивая в себе все функции военного управления. Это давало возможность оперативно руководить войсками и быстро мобилизовать их. Вместе с созданием военных округов корпуса были ликвидированы. Высшей тактической единицей в пехоте и кавалерии стала дивизия. Это давало ряд преимуществ. Во-первых, при мобилизации дивизии могли сводиться в корпуса или отряды небольшой силы и состава. Во-вторых, в случае войны имелась возможность формировать штабы армий, корпусов и отрядов из наиболее способных офицеров всей армии. В ходе проведения военно-судебной реформы ставилась задача подъема и нравственного состояния армии и формирования чувства долга и чести у ее личного состава. Были утверждены "Дисциплинарный устав" и"Устав внутренней службы" и "Воинском уставе о наказаниях". В уставах указывалось, что воинская служба является высшим служением родине. Уставы провозглашали охрану чести и достоинства солдата и главным проступком считалось нарушение долга.

В 60-70-х годах XIX в. остро стоял вопрос об улучшении системы подготовки офицерских кадров. Преобразования в органах управления, усовершенствования техники, изменения в боевой подготовке войск потребовали от офицера не только знания строевой службы, но и достаточно хорошего уровня общего и специального образования и высоких нравственных качеств. В ходе реорганизации военно-учебных заведений были ликвидированы кадетские корпуса. Открылись - военные гимназии с семилетним сроком обучения, представлявшее собой передовые по своей организации и программе учебные заведения. Их выпускники поступали, как правило, в военные училища. Реорганизация военно-учебных заведений позволила значительно увеличить подготовленный состав офицерского корпуса, повысить его образовательный уровень. В 1865 г. в России имелось 24 военно-учебных заведения. В 1870-1871 гг. их стало уже 52.

Во второй половине XIX в. остро стоял вопрос о перевооружении русской армии. В ходе Крымской войны обнаружилось неоспоримое преимущество нарезного оружия перед гладкоствольным. Сразу по окончании войны началась работа по перевооружению армии нарезным оружием. В 1856 г. на вооружение войск поступила 6-линейная ударная. В 1860 г. на вооружение войск поступила 6-линейная казачья винтовка. В 1867 году на вооружение поступила 6-линейная игольчатая винтовка Карле. В конце 1860-х годов на вооружение армии поступила малокалиберная казнозарядная винтовка системы Бердана №1. Одновременно с перевооружением русской армии стрелковым оружием военное ведомство принимало меры к улучшению артиллерии. В 50-х годах XIX в. артиллерия имела на вооружении гладкоствольные, заряжавшиеся с дула орудия. В 1873 г. на вооружение поступила сконструированная русским изобретателем В.С.Барановским первая в мире скорострельная пушка и 6-ствольная картечница. Около 20 лет продолжалось перевооружение русской армии, однако к концу 70-х годов XIX в. проблема так и не была решена в полном объеме, перевооружение армии оказалось не законченным.

Крупные изменения в военном деле, боевой опыт, приобретенный в ходе войн второй половины XIX в., введение нового, более совершенного оружия потребовали повышения боевой подготовки войск. Ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне. Обучение войск требовалось проводить в условиях, близких к боевым. С этой целью устраивались учебные маневры, стрельбы, изучалось инженерное и саперное дело. К концу 1870-х годов было построено 34 учебных лагеря. В летнее время регулярно проводились лагерные сборы. Все рода войск обучались совместным действиям. Новые принципы боевой подготовки требовали развития физических качеств солдата. С начала 1860-х годов было введено обучение гимнастике и фехтованию. Большое внимание уделялось распространению грамотности среди солдат, так как боевая подготовка грамотных солдат шла успешнее, чем неграмотных.

(13) января 1874 г. был издан Устав о всесословной воинской повинности. В нем говорилось, что защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного и что все мужское население, достигшее 20 лет без различия сословий подлежит воинской повинности. Устав о воинской повинности позволил увеличить численность армии, издать обученный резерв, необходимый для ее развертывания в военное время. Благодаря введению численность кадровой армии увеличилась с 770 тыс. в 1874 до 1360 тыс. в 1914 г. К числу прогрессивных моментов нового закона относилось и то, что он отменял основные привилегии дворянству, пожалованные ему Петром III. Установление льгот по образованию стимулировало развитие просвещения. Введение всеобщей воинской повинности обеспечивало превращение русских вооруженных сил в современную массовую армию.

Ванновский П.С. внес значительный вклад в совершенствования мобилизационной готовности войск, усиление регулярной кавалерии, создание боевых и продовольственных запасов в районах сосредоточения на случай войны, строительство новых и реконструкцию старых крепостей и укреплений на западной границе и др. Под его руководством на вооружение армии была принята трехлинейная винтовка образца 1891 г., осуществлен переход артиллерии на бездымный порох, ведена новая форма одежды, улучшен быт войск и материальное положение офицеров, проведен ряд крупных военных маневров. П.С.Ванновский добился пересмотра военно-судебного производства и дисциплинарного устава (1888 г.) в сторону ужесточения наказаний в армии.

Куропаткин А.Н.провел реформу юнкерских училищ, предпринял попытки усовершенствовать систему прохождения службы офицерским составом.

Проведение военных реформ 1905-1912 годов связаны с именами трех военных министров - Сахаровым В.В., Редигер А.Ф. и Сухомлиновым В.А. Политические причины, диктовавшие необходимость проведения военных реформ, делились на две взаимосвязанные группы: внешние и внутренние. К основным внешнеполитическим причинам относились международное положение России после ее поражения на Дальнем Востоке и процесс складывания противостоящих группировок ведущих государств в целях подготовки к будущей большой войне. Одной из важнейших причин, побуждавших российской правительство приступить к проведению военных реформ, являлось усиление внутриполитических противоречий в России. Они выразились в первой русской революции 1905-1907 гг. В 1905-1906 гг. только в армии было зарегистрировано не менее 437 солдатских выступлений, в том числе 106 вооруженных. Нужно было срочно реформировать армию, поднимать моральное и материальное стимулирование, укреплялись офицерский и, особенно, унтер-офицерский корпус, изменять дислокацию войск и проводить еще ряд мероприятий, которые входили в понятие военной реформы и привели бы армию в надлежащее состояние.

В период проведения военных реформ 1905-1912 гг. произошли серьезные изменения в области военной политики. Был принят в 1912 г. закон о воинской повинности, снизивший квоту льгот освобожденных от призыва, закрепивший сроки призыва, которые были приняты в 1906 г. Была предпринята попытка создания координационного органа для согласования действий между различными структурами государственной власти - Совета Государственной Обороны. Он сыграл положительную роль в осуществлении реформ, хотя его деятельность и не была лишена недостатков.

Центральным звеном военных реформ 1905-1912 гг. явилась реорганизация армии. В ходе реформы методом проб и ошибок было верно определено, что военное министерство должно быть цельным, все управления, в том числе и Генеральный штаб должны подчиняться одному лицу - военному министру, который несет полную ответственность перед государством за вопросы обороны. Было создано в 1906 г. Высший аттестационный комиссии - коллективного органа, который определял порядок назначения и кандидатуры на высшие воинские должности от командира отдельной бригады до командующего войсками военного округа. Назначение достойности генерала или офицера перестало зависеть от военного министра, который подавал списки кандидатов на утверждение царю. Упростилась организационно-штатная структура всех родов войск. В пехоте упразднились 26 бригад и 152 батальона резервных и запасных войск. Также ликвидировалась крепостная пехота. Общее количество батарей увеличивалось на 120, из них 60 - тяжелых. Усилены были инженерные и железнодорожные войска, войска связи. С 1910 г. в России вводится территориальная система комплектования, при которой каждый корпус имел свой район комплектования. В результате реорганизации общая численность сухопутных войск по штатам военного времени составила 3 млн. 268 тыс. человек, а при старой организации она была значительно ниже 3 млн. человек.

В годы реформы большое внимание уделялось укреплению офицерского корпуса. Было реорганизовано Главное управление военно-учебных заведений. Юнкерские училища были переведены в разряд военных. Были введены новые учебные программы в академиях и военных училищах. Это позволило более качественно осуществлять подготовку командных кадров. Введение в 1909-1912 гг. новых уставов и наставлений значительно улучшило обучение войск в звене рота-полк и индивидуальную подготовку солдат и унтер-офицеров. Под воздействием преобразований в период военной реформы произошло существенное совершенствовании тактики сухопутных войск. Передовые тактические положения выразились в ходе реформы боевых уставов и наставлениях, которые стали лучшими в мире на тот период. Детально были разработаны способы ведения наступательного и оборонительного боя. Сам бой стал определяться как общевойсковой. Соответственно были уточнены задачи всех родов войск в бою. Правильно определялось, что, в связи с насыщением артиллерией, пулеметами, главным становится огневой бой. Одновременно с сухопутными войсками в 1905-1912 гг. проводилась серьезная реорганизация флота. Важным мероприятием стало образование Морского Генерального штаба, должен был ведать составлением планов войны на море и мероприятиями по организации боевой готовности морских сил, также устанавливать совместную деятельность Морского Генерального штаба с Генеральным штабом армии в общих вопросах, касающихся государственной обороны, в развитии вооруженных сил империи.

После русско-японской войны 1904-1905 гг. на основе ее опыта во многих странах развернулись работы по созданию подводного минного заградителя, способного производить скрытые минные постановки в водах противника. В 1910 году в Николаеве по проекту М.П. Налетова был заложен первый в мире подводный минный заградитель "Краб". Таким образом, военные реформы 1905-1912 гг. значительно укрепили армию и флот России. Повысилась их боеготовность и обороноспособность государства в целом.

В годы I деятельность военных министров Поливанова А.А., Шуваева Д.С. была направлена на осуществление перестройки промышленности на военный лад. Деятельность военных министров Временного Правительства не была продуманной и значимой. Важнейшей вехой в развитии ВС России является деятельность наркомов и министров обороны СССР.

ТАСС-ДОСЬЕ. 7 мая 2018 года состоялось вступление в должность избранного президента РФ Владимира Путина . В связи с его инаугурацией правительство РФ во главе с Дмитрием Медведевым складывает свои полномочия, в соответствии с требованием российского законодательства.

12 июня 1990 года I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете российской республики. 15 июня 1990 года на первой сессии Верховного совета (ВС) РСФСР (постоянно действующий парламент, формировался на Съезде народных депутатов) была утверждена процедура назначения председателя Совета министров республики. Премьера избирали депутаты ВС, а затем его кандидатуру утверждал высший орган власти РСФСР - Съезд народных депутатов.

В тот же день спикер ВС Борис Ельцин предложил три кандидатуры на пост председателя Совмина: Михаила Бочарова , секретаря комитета ВС СССР по вопросам строительства и архитектуры; Юрия Рыжова , председателя комитета ВС СССР по науке, народному образованию, культуре и воспитанию; Ивана Силаева, заместителя председателя Совета министров СССР. Однако еще до начала выборов Рыжов снял свою кандидатуру. По итогам голосования 15 июня ни один из двух оставшихся кандидатов не получил поддержки большинства депутатов.

В ходе повторного голосования председателем правительства был избран Силаев, которого поддержал Ельцин. За Силаева проголосовали 163 парламентария из 252. 18 июня 1990 года кандидатуру нового премьер-министра своим постановлением утвердил I Съезд народных депутатов РСФСР (согласно конституции, высший орган власти в стране).

24 мая 1991 голда в основной закон РСФСР были внесены изменения, согласно которым премьера стал назначать президент РСФСР с согласия Верховного совета. Процедура утверждения главы правительства Съездом народных депутатов осталась неизменной.

10 июля 1991 года после вступления в должность избранного 12 июня 1991 года президента РСФСР Бориса Ельцина Совет министров в соответствии с конституцией сложил свои полномочия. 12 июля 1991 года глава государства вновь назначил председателем Совмина Силаева. В тот же день его кандидатура была утверждена Верховным советом, а 13 июля - Съездом народных депутатов РСФСР.

После августовского путча 1991 года между Силаевым и Ельциным обострились противоречия по вопросу сохранения СССР. Премьер выступал против политики президента, направленной на выход из состава Советского Союза и провозглашение полного суверенитета РСФСР. 26 сентября 1991 года Силаев подал в отставку с поста российского премьера и перешел на работу в правительство СССР. В общей сложности в 1990-1991 годах он возглавлял правительство РСФСР 468 дней. После отставки Силаева врио премьер-министра стал его первый заместитель Олег Лобов . Правительство было расформировано 15 ноября 1991 года.

1 ноября 1991 года Ельцин получил от V (внеочередного) Съезда народных депутатов РСФСР чрезвычайные полномочия сроком на один год для проведения экономических реформ. Постановлением Съезда было установлено, что президент до принятия нового закона о Совете министров РСФСР «самостоятельно решает вопросы реорганизации структуры высших органов исполнительной власти». 6 ноября Ельцин подписал указ о реорганизации правительства, согласно которому «на период экономической реформы» кабинет министров возглавил президент.

Часть премьерских полномочий была передана первому вице-премьеру Геннадию Бурбулису . После его отставки в апреле 1992 года руководство кабинетом было возложено на другого первого вице-премьера - Егора Гайдара, курировавшего проведение экономических реформ. 15 июня 1992 года он был официально назначен и. о. председателя правительства. Ельцин был главой кабинета 222 дня, Гайдар занимал должность и. о. премьера 182 дня, до 14 декабря 1992 года.

Виктор Черномырдин (1992-1998)

В ноябре 1992 года завершился срок чрезвычайных полномочий, предоставленных ранее президенту Съездом. 1 декабря 1992 года начал свою работу VII Съезд народных депутатов, который должен был утвердить нового премьера. Парламентарии оценили работу правительства Гайдара как неудовлетворительную. 9 декабря 1992 года Съезд отказался утвердить его кандидатуру на посту премьер-министра. Против проголосовали 486 депутатов, за - 467, пятеро воздержались (из общего числа в 1040 народных депутатов обладавших на тот момент полномочиями).

14 декабря Ельцин вынес на рейтинговое голосование пять кандидатур на должность главы правительства. В итоге секретарь Совбеза РФ Юрий Скоков получил 637 голосов; вице-премьер РФ Виктор Черномырдин - 621; Егор Гайдар - 400; генеральный директор "АвтоВАЗ" Владимир Каданников - 399; вице-премьер Владимир Шумейко - 283. В тот же день по предложению президента Съезд утвердил Черномырдина председателем Совета министров РФ (за - 721, против - 172, воздержались - 48). В тот же день был подписан президентский указ о его назначении.

Первое правительство Черномырдина стало единственным в новейшей российской истории, которому парламент вынес частичный вотум недоверия (его инициатором стал Сергей Глазьев , представлявший фракцию Демократической партии России). Это произошло после теракта чеченских сепаратистов во главе с Шамилем Басаевым 14-20 июня 1995 года в Буденновске (Ставропольский край). 21 июня 1995 года Госдума РФ I созыва возложила вину за безнаказанные действия террористов на министров силового блока.

За отставку правительства проголосовал 241 депутат (при необходимых 226), против - 72, воздержались - 20. Ельцин не согласился с мнением парламентариев и отказался распустить кабинет министров. 22 июня 1995 года Черномырдин поставил перед парламентом встречный вопрос о доверии правительству. При повторном голосовании 1 июля сторонникам отставки кабинета не удалось собрать необходимое число голосов (117 депутатов за, 193 - против, 48 - воздержались). Однако по итогам переговоров с депутатами глава государства отправил в отставку вице-премьера и министра по делам национальностей Николая Егорова , главу МВД Виктора Ерина , директора ФСБ Сергея Степашина и др.

9 августа 1996 года первое правительство Черномырдина сложило свои полномочия в связи с вступлением в должность президента Ельцина (избран на второй срок во втором туре выборов 3 июля). Глава государства внес в Госдуму кандидатуру Черномырдина на пост премьера. 10 августа 1996 года 314 депутатов из 449 дали согласие на его назначение, против проголосовали 85 парламентариев, трое воздержались. В тот же день глава государства издал указ о назначении руководителя кабинета, который занимал свой пост до 23 марта 1998 года.

В общей сложности Черномырдин находился на посту председателя правительства 1 тыс. 925 дней.

23 марта 1998 года Ельцин подписал указ об отставке кабинета министров Черномырдина. Официальной причиной президент назвал стремление сформировать более энергичную и работоспособную команду для обеспечения экономического подъема и решения социальных проблем. Одновременно он возложил обязанности премьера на себя. Однако такое решение было юридически неправомочным, поскольку по закону о правительстве от 17 декабря 1997 года исполнять обязанности главы кабинета мог только один из вице-премьеров уходящего в отставку правительства.

Для решения возникшей правовой коллизии президент подписал два новых указа. Первый из них отменил пункт об исполнении главой государства обязанностей премьера. Вторым документом министр топлива и энергетики РФ Сергей Кириенко был назначен первым вице-премьером и и. о. председателя правительства. 10 апреля 1998 года Госдума отклонила внесенную президентом кандидатуру Кириенко: из 445 депутатов против высказались 186, за - 143, пятеро воздержались. 17 апреля при повторном голосовании депутаты вновь выступили против назначения Кириенко (115 - за, 271 - против, 11 - воздержались).

Однако президент внес эту же кандидатуру в третий раз. Согласно конституции РФ, в этом случае отказ парламентариев одобрить кандидатуру премьера повлек бы за собой роспуск Госдумы. Поэтому под давлением президента 24 апреля депутаты дали согласие на назначение Кириенко председателем правительства (251 - за, 25 - против, 39 - воздержались). В тот же день глава государства издал соответствующий указ.

23 августа 1998 года глава государства объявил об отставке Сергея Кириенко вместе со всем составом правительства. Это решение было принято после того, как кабинет министров и Центробанк РФ объявили 17 августа о техническом дефолте по своим долговым обязательствам и перестали поддерживать курс национальной валюты. Исполнение обязанностей председателя кабинета министров, в нарушение закона о правительстве, было возложено не на одного из вице-премьеров, а на экс-премьера Черномырдина, который на тот момент возглавлял движение «Наш дом - Россия».

Президент аргументировал свое решение тем, что для разрешения кризиса нужны «политические тяжеловесы». Госдума дважды отказалась утверждать Черномырдина на посту главы правительства: 31 августа из 444 депутатов против проголосовали 253, за - 94; 7 сентября против были 273, за - 138, один воздержался. 10 сентября 1998 года Ельцин внес в Думу на третье голосование кандидатуру нового претендента - главы МИД РФ Евгения Примакова. 11 сентября нижняя палата дала свое согласие на его назначение (за - 317, против - 63, воздержались - 15). В тот же день глава государства подписал соответствующий указ.

Сергей Степашин (1999)

12 мая 1999 года президент отправил в отставку правительство Примакова. В своем телеобращении к гражданам страны Ельцин объяснил свое решение необходимостью исправления кризисной ситуации в экономике и социальной сфере. Глава государства возложил временное исполнение обязанностей руководителя кабинета на первого вице-премьера, министра внутренних дел Сергея Степашина.

19 мая его кандидатура была одобрена большинством депутатов с первого раза (за - 301 из 440 парламентариев, против - 55, воздержались - 14). В тот же день Ельцин подписал указ о назначении Степашина председателем правительства. Свои обязанности новый премьер исполнял 82 дня, до 9 августа 1999 года.

Владимир Путин (1999-2000)

9 августа 1999 года в своем телеобращении Ельцин заявил, что принял решение об отставке правительства Степашина, и обратился в Госдуму с предложением утвердить на посту главы кабинета директора Федеральной службы безопасности, секретаря Совбеза РФ Владимира Путина. Ельцин сообщил, что видит его своим преемником и рассчитывает, что Путину удастся «консолидировать общество». В тот же день директор ФСБ был назначен первым вице-премьером РФ и одновременно врио главы кабинета министров.

16 августа президент назначил Путина премьер-министром после одобрения Госдумой его кандидатуры (за - 233 из 439 депутатов, против - 84, воздержались - 17). 31 декабря 1999 года Ельцин досрочно ушел в отставку с поста президента, возложив исполнение обязанностей главы государства на Путина. В связи с этим с 10 января 2000 года непосредственное руководство деятельностью кабинета министров осуществлял первый вице-премьер. По словам Путина, решение не было связано «с оценкой итогов деятельности прежнего состава правительства» и было «продиктовано желанием еще раз обозначить свою позицию в вопросе о том, каков будет курс развития страны» после очередных президентских выборов, назначенных на 14 марта 2004 года.

1 марта глава государства внес в Думу кандидатуру полпреда РФ при Европейских сообществах в Брюсселе Михаила Фрадкова для назначения на пост председателя правительства. 5 марта парламентарии поддержали это решение: за - 352 из 447 депутатов, против - 58, воздержались - 24. В тот же день указом главы государства Фрадков был назначен председателем правительства.

7 мая 2004 года первое правительство Фрадкова сложило свои полномочия в связи с инаугурацией Путина, избранного 14 марта на второй президентский срок. 12 мая Госдума вновь дала согласие на назначение Фрадкова премьер-министром. Его кандидатуру одобрили 356 из 447 депутатов, против проголосовали 82 человека, воздержались - 8. В тот же день президент подписал указ о назначении.

В целом Фрадков занимал пост главы правительства на протяжении 1 тыс. 286 дней.

12 сентября 2007 года Фрадков заявил о своей добровольной отставке. Свое решение он объяснил желанием обеспечить главе государства «свободу в выборе решений, включая кадровые» накануне думских и президентских выборов. В тот же день Путин принял отставку кабинета и внес в Госдуму кандидатуру Виктора Зубкова для утверждения в должности премьер-министра. 14 сентября нижняя палата одобрила это назначение. Из 445 депутатов за нового премьера проголосовал 381, против - 47, воздержались - 8. В тот же день президент подписал указ о назначении Виктора Зубкова председателем правительства. Во главе кабинета он находился 236 дней.

Владимир Путин (2008-2012)

7 мая 2008 года состоялась инаугурация президента РФ Дмитрия Медведева, избранного 2 марта того же года. Кабинет министров Зубкова, согласно закону о правительстве, сложил свои полномочия. В тот же день Медведев внес на рассмотрение Госдумы кандидатуру Путина для утверждения на посту премьер-министра. 8 мая нижняя палата дала свое согласие: из 448 депутатов за проголосовали 392, против - 56. Сразу же был подписан указ президента о назначении нового премьер-министра.

Во второй раз Путин находился на посту главы правительства 1 тыс. 460 дней.

Дмитрий Медведев (2012-2018)

7 мая 2012 года состоялась инаугурация Путина (выборы прошли 4 марта того же года). В тот же день кабинет министров ушел в отставку. В соответствии с договоренностью, достигнутой 24 сентября 2011 года на XII съезде партии «Единая Россия» , Путин предложил Госдуме поддержать кандидатуру Медведева для назначения на должность премьер-министра. 8 мая 2012 года нижняя палата дала свое согласие: из 450 депутатов за - 299, против - 144. В тот же день президент назначил Медведева председателем правительства.

Как сообщила пресс-служба Министерства обороны Российской Федерации, 18 декабря 2018 года в Москве под руководством Президента России – Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Владимира Путина прошло расширенное заседание Коллегии Министерства обороны .

В работе расширенной Коллегии приняли участие главнокомандующие видами и командующие родами войск, руководители центральных органов военного управления, комсостав военных округов, флотов, объединений и отдельных соединений Вооруженных Сил нашей страны.

Верховный Главнокомандующий дал оценку ходу военного строительства и деятельности Вооруженных Сил в 2018 году, определил основные направления их дальнейшего развития (текст выступления). С докладом на заседании Коллегии выступил Министр обороны России, генерал армии Сергей Шойгу.

Тезисы доклада Министра обороны Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу на расширенном заседании Коллегии Минобороны России:

Минувший год отмечен дальнейшим осложнением военно-политической обстановки в мире. Продолжается наращивание военного потенциала США и НАТО.

С июня 2018 года для достижения превосходства в космическом пространстве Соединенные Штаты приступили к созданию нового вида вооруженных сил – космических войск. С августа воссоздается второй оперативный флот ВМС США. Его главной задачей станет расширение американского военного присутствия в Арктике.

Принято решение о формировании к 2022 году двух новых командований – объединенного командования ОВС НАТО «Атлантика» и объединенного командования тыла. Это позволит альянсу обеспечивать переброски войск из США в Европу и их ускоренное развертывание вблизи российских границ.

В 2019 году будут определены основные и запасные транспортные маршруты. К 2020 году – сформирован механизм координации трансграничных перебросок, а сроки получения необходимых разрешений сократятся с 15 до 5 суток.

В этом году США уже потратили шесть миллиардов триста миллионов долларов на работы по развитию системы передового базирования, преимущественно в странах Центральной и Восточной Европы.

В Норвегии в 60-ти километрах от российской границы ведется строительство инфраструктуры для развертывания новой РЛС «Глобус-3» . В текущем году численность дислоцируемого на территории Норвегии подразделения морской пехоты США увеличена вдвое – до 700 человек.

Польша дала согласие разместить на своей территории бронетанковую дивизию сухопутных войск США и выделить до двух миллиардов долларов на создание инфраструктуры для нее.

Вместо сохранения стратегической стабильности США планируют выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

Американский военный бюджет в следующем году увеличится с семисот семи до рекордных семисот двадцати пяти с половиной миллиардов долларов, что сравнимо с совокупным годовым военным бюджетом всех стран мира.

Страны НАТО доводят свою долю в бюджете альянса до 2% от национальных ВВП.

Более чем в 2 раза по сравнению с прошлым годом они увеличили количество учений.

Все чаще к ним привлекаются государства, не входящие в НАТО, – Грузия, Украина, Швеция и Финляндия.

На 10% возросло количество разведывательных полетов на Западном и Юго-Западном направлениях. Мы внимательно отслеживаем обстановку. Ни одно мероприятие военной деятельности иностранных государств не осталось без внимания. Результаты каждого из них проанализированы и учтены в боевой учебе войск.

Современная, мобильная, компактная и боеспособная Российская армия без увеличения ее численности и наращивания военного бюджета готова противодействовать существующим и перспективным угрозам.

Товарищ Верховный Главнокомандующий, в соответствии с утвержденными Вами планами повышается качественное состояние Вооруженных Сил.

Планово реализуется программа по комплектованию Вооруженных Сил военнослужащими по контракту. К исходу 2025 года их количество достигнет 475 600 военнослужащих, при этом пропорционально до 220 000 будет снижена потребность в призыве граждан на военную службу.

Офицерский корпус Вооруженных Сил укомплектован подготовленными профессиональными кадрами. Все командующие войсками военных округов, общевойсковых армий, армий ВВС и ПВО, командиры дивизий, а также 96% командиров общевойсковых бригад и полков имеют боевой опыт .

Стратегические ядерные силы поддерживаются на уровне, позволяющем гарантированно осуществлять ядерное сдерживание. Задача, поставленная в 2017 году, по выходу Стратегических ядерных сил на уровень современности 82% выполнена. В текущем году заступил на боевое дежурство очередной ракетный полк, оснащенный подвижным грунтовым ракетным комплексом «Ярс». Авиационные стратегические ядерные силы пополнились модернизированными самолетами – одним Ту-160 и четырьмя Ту-95мс .

Товарищ Верховный Главнокомандующий, Ваше поручение по подтверждению возможности залповых пусков с ракетных подводных лодок стратегического назначения и ракетоносцев Ту-160 выполнено.

В мае этого года ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий» осуществил успешный залповый пуск четырёх баллистических ракет «Булава » по полигону Кура на Камчатке. Стрельба таким количеством ракет на подводных крейсерах данного проекта проведена впервые. В ноябре стратегическим ракетоносцем Ту-160 после проведённой модернизации успешно выполнен пуск 12 крылатых ракет воздушного базирования ХА-101 по полигону Пембой, расположенному за Полярным кругом.

В противовес развёртыванию США глобальной системы противоракетной обороны Вооружённые Силы наращивают свой ударный потенциал. На опытно-боевом дежурстве находятся высокоточные гиперзвуковые авиационно-ракетные комплексы «Кинжал» . Ими выполнено 89 полётов на патрулирование в акваториях Чёрного и Каспийского морей.

С 1 декабря 2018 года на опытно-боевое дежурство заступили установки боевого лазерного комплекса «Пересвет». Успешно проведены бросковые испытания тяжёлой межконтинентальной баллистической ракеты комплекса стратегического назначения «Сармат». В 2019 году заступит на боевое дежурство первый ракетный полк, вооружённый ракетным комплексом стратегического назначения с планирующим крылатым блоком «Авангард» . Все эти средства обеспечат гарантированное преодоление самой современной противоракетной системы. Кроме того, начаты испытания головной подводной лодки проекта «Борей-А», отличающейся повышенной скрытностью и надёжностью по сравнению с иностранными аналогами.

Что касается сил общего назначения. Задача по повышению уровня современного вооружения в Сухопутных войсках в этом году перевыполнена на 2,3%. Данный показатель доведён до 48,3%. В войска поступило 2 200 новых и модернизированных образцов вооружения, сформировано 10 соединений и воинских частей.

В интересах Воздушно-космических сил в 2018 году поставлено 126 современных самолётов и вертолётов, девять космических аппаратов, 120 единиц техники противоздушной обороны. Доля современного вооружения в Военно-воздушных силах достигла 64%, а в целом в Воздушно-космических силах доведена до планового показателя этого года – 74%. Оснащённость Военно-Морского Флота новым вооружением и техникой превысила плановые показатели и составляет 62,3%. В боевой состав принято 14 кораблей и боевых катеров, а также 11 судов обеспечения, четыре береговых ракетных комплекса «Бал» и «Бастион» .

В 2018 году в Воздушно-десантные войска поставлено более 300 основных образцов вооружения, военной и специальной техники и свыше 11 000 комплектов средств десантирования личного состава, вооружения и грузов. Доля современного вооружения и техники в Воздушно-десантных войсках составила плановые 63,7%.

Завершается создание беспилотных разведывательных ударных комплексов средней дальности. Со следующего года они начнут поступать в войска. Ежегодно в рамках выполнения государственного оборонного заказа войска получают более 300 летательных аппаратов малой дальности и ближнего действия. Их число в Вооружённых Силах превысило 2 100 единиц.

В приоритетном порядке совершенствуется автоматизированная система управления Вооружёнными Силами. В целях сбалансированного развития всех её компонентов реализуется комплексная целевая программа. Она позволила впервые создать все элементы перспективной АСУ на отечественной программно-аппаратной платформе. За счёт поставок в текущем году в Вооружённые Силы более 31 000 единиц техники связи уровень оснащённости современными средствами управления повысился в войсках до планового показателя 66%.

В целом все мероприятия, предусмотренные планом деятельности Министерства обороны и государственным оборонным заказом 2018 года, выполнены. Мы придерживаемся установленных показателей на оснащение Вооружённых Сил, их содержание и выделение необходимых средств на НИОКР.

По некоторым номенклатурам вооружения, таким как самолёты и вертолёты, мы выходим на плановые показатели. В связи с этим задачи, поставленные Вами по диверсификации, становятся особенно актуальными.

Во многом повышению эффективности исполнения гособоронзаказа способствовало создание по Вашему поручению единой информационной системы расчётов по ГОЗ, в рамках которой в текущем году разработана и внедрена методика ведения раздельного учёта финансово-хозяйственной деятельности. Она позволяет принимать и обрабатывать отчёты организаций – исполнителей гособоронзаказа – раздельно по государственным заданиям и по иной хозяйственной деятельности. Проведённый комплекс мероприятий позволит осуществлять мониторинг ценообразования поставляемой продукции по гособоронзаказу.

Вооружённые Силы, получая на регулярной основе новые и модернизированные образцы вооружения и техники, продолжали их освоение и интенсивную боевую учёбу. Проведено шесть внезапных комплексных проверок боевой готовности с участием всех военных округов, видов и родов войск Вооружённых Сил.

Самым масштабным мероприятием подготовки войск за всю историю современной России стали манёвры «Восток-2018». Они прошли в международном формате, с привлечением воинских формирований Народно-освободительной армии Китая и Вооружённых сил Монголии. По численности войск, количеству вооружения и военной техники данное мероприятие сопоставимо с манёврами «Запад-81», а по территориальному размаху и масштабности перегруппировок такие мероприятия не проводились даже в советское время.

В 2018 году Военно-Морским Флотом впервые проведено крупное военно-морское учение в восточной части Средиземного моря. Группировка в составе 28 боевых кораблей и судов, а также 36 летательных аппаратов морской авиации показала способность эффективно выполнять поставленные задачи по защите национальных интересов Российской Федерации в Средиземном море. Возрос уровень полевой, воздушной, морской выучки личного состава. Всего за год в Вооружённых Силах было проведено свыше 18 000 учений и тренировок различного уровня. На 16% повысилась интенсивность межвидовой подготовки, на 20% – количество двусторонних учений.

С каждым годом возрастает интерес зарубежных стран к Армейским международным играм, ставшим важнейшей составной частью боевой подготовки. Конкурсы и игры проводились в семи странах: России, Азербайджане, Белоруссии, Китае, Казахстане, впервые на территории Армении и Ирана. В них приняло участие 189 команд, а это 4 700 участников из 32 государств. Игры наряду с международным военно-техническим форумом «Армия» также являются хорошей демонстрацией возможностей и преимуществ отечественного вооружения над зарубежными аналогами. Они вносят существенный вклад в наполнение экспортного портфеля заказов российской военной техники.

Товарищ Верховный Главнокомандующий!

В декабре прошлого года завершена операция Вооружённых Сил в Сирии. 96% её территории освобождено от террористических группировок. Подробно об этом было доложено на подведении итогов операции.

В соответствии с Вашим поручением завершён вывод основной группировки из Сирии. На территорию России выведена техника и вооружения, не входящие в состав наших баз в Хмеймиме и Тартусе. Численный состав группировки сокращён и доведён до установленного штата, что достаточно для выполнения задач. Их состав типовой, а численность сопоставима с нашими военными базами, функционирующими в Киргизии, Таджикистане и Армении.

Кроме того, поставленные задачи выполняют военные советники, силы специальных операций, военнослужащие Центра по примирению враждующих сторон и военная полиция. Полёты авиации сокращены со 100–110 в сутки до 2–4 вылетов в неделю, в основном для доразведки обстановки .

Важнейшим результатом, достигнутым весной и летом 2018 года, стал переход под контроль сирийской правительственной армии без применения силы пригородов Дамаска, восточной Гуты, восточного Каламуна и Ярмука, северных районов провинции Хомс, а также провинции Эс-Сувейда, Дарья и Эль-Кунейтра. Это стало возможным благодаря активной работе Российского центра по примирению враждующих сторон с полевыми командирами, оппозицией и правительством Сирии.

В условиях стабилизации обстановки в республике началась реализация масштабной программы по восстановлению мирной жизни и возвращению беженцев. Для координации данной работы в России, Сирии, Ливане, Иордании созданы межведомственные координационные штабы, во взаимодействии с уполномоченными международными организациями они решают вопросы по возвращению беженцев и обеспечению всем необходимым. С 18 июля этого года на Сирийскую землю из этих стран уже вернулось 68 230 человек. Всего с 2015 года в места прежнего проживания вернулось более 1,5 миллиона беженцев и внутренне перемещённых лиц.

Российским центром по примирению враждующих сторон в текущем году обеспечена проводка 86 гуманитарных конвоев Организации Объединённых Наций, различных международных организаций, проведено 294 гуманитарные акции, 37 000 человек оказана медицинская помощь, обеспечены питанием 163 000 мирных жителей.

Наиболее важным этапом в урегулировании конфликта становится организация политического диалога. Максимальное ускорение ему придали переговоры в астанинском формате. Успешно проведён в январе в городе Сочи Конгресс сирийского национального диалога, положивший начало формированию конституционного комитета. Таким образом, создаются политические условия для сохранения государственной целостности Сирийской Арабской Республики. Полученный в Сирии боевой опыт обобщён и активно внедряется в учебный процесс [военных] вузов. Завершён переход на электронные носители информации во всех военно-учебных заведениях – это 12 000 электронных учебных пособий. В результате внедрения современных форм обучения значительно повышается общий уровень подготовки курсантов. В течение пяти лет они показывают высокие достижения в ходе международных олимпиад.

Развитию кругозора способствует акция «Географический диктант». В нём от Вооружённых Сил участвовало свыше 150 000 человек. С этого года начато проведение военно-исторического диктанта. К нему привлекалось уже около 50 000 военнослужащих.

В этом году завершено восстановление системы военного образования , что позволило вузам Министерства обороны провести полноценный выпуск. В Вооружённые Силы направлено более 12 000 офицеров. Все выпускники назначены на воинские должности в соответствии с полученными специальностями, за каждым закреплён опытный наставник.

Повышается престиж военного образования среди молодёжи. Конкурс на первые курсы наших вузов в этом году доходил до 8 человек, а в ряде учебных заведений – до 20 человек на место. Слушатели 81 государства обучаются в вузах Министерства обороны, что превышает показатели советского времени. В соответствии с Вашим, Владимир Владимирович, поручением осуществляется военная подготовка 60 000 студентов в 93 военных учебных центрах, вузах без отрыва от учёбы.

Активно развивается учебно-материальная база довузовских образовательных организаций. В Нахимовском военно-морском училище введён новый многофункциональный корпус общей площадью 52 000 м², оснащённый современным учебно-лабораторным оборудованием. Всего с 2013 года создано 15 довузовских образовательных организаций, из них четыре суворовских военных училища, три Президентских кадетских училища, три филиала Нахимовского военно-морского училища, два кадетских корпуса и три школы для одарённых детей. Впервые с большим успехом проведены открытые кадетские игры, со следующего года они приобретут международный масштаб.

Надёжным источником для повышения военно-научного потенциала Вооружённых Сил являются научные роты. С момента их создания офицерами стали 459 военнослужащих. Всего внедрено 1 285 разработок, зарегистрировано 110 изобретений. Для проведения инновационных научных изысканий Министерством обороны создан военный технополис «ЭРА» . В нём развёрнуто 18 лабораторий, на оснащение которых поставлено 600 единиц уникального оборудования. К исследованиям привлечены представители 32 ведущих предприятий промышленности и научных организаций, а также операторы четырёх вновь созданных научных рот. Реализация данного проекта будет способствовать развитию фундаментальной и прикладной науки, а также созданию высокотехнологичного производства.

Инновационные подходы реализуются в программе «Эффективная армия». За пять лет мы вышли на покрытие дефицита базовых показателей по статьям материально-технического и коммунального обеспечения в условиях повышения цен на эти услуги. При этом в рамках проведённых мероприятий Министерство обороны не запрашивает дополнительных финансовых средств на увеличение военных расходов.

Ежегодный эффект от работы восстановленных штатных войсковых ремонтных органов насчитывает порядка 1 миллиарда рублей экономии бюджетных средств. Установка в столовых воинских частей 730 систем контроля управления доступа и заказа питания дало экономический эффект около 3 миллиардов рублей. Одновременно во всех военных городках установка и оборудование 111 000 приборов учёта коммунальных ресурсов позволили сэкономить 5 300 миллионов рублей.

В настоящее время совместно с компанией «НОВАТЭК » разрабатывается пилотный проект по переводу двух котельных в Мурманской области на сжиженный природный газ. По его результатам будет разработана программа по переоборудованию на данный вид топлива всех котельных, работающих на дизельном топливе и на флотском мазуте. Экономический эффект с одной такой котельной составит 10–12 миллионов рублей ежегодно, а у нас таких котельных 3 921.

Восстановленные на арсеналах ремонтные цеха только в текущем году вернули в строй 550 000 ракет и боеприпасов. Их закупка обошлась бы бюджету в 63 миллиарда рублей. С 2016 года закуплено и поставлено на арсеналы порядка 590 000 штук новой современной укупорки для боеприпасов. Это позволило экономить 1 400 миллионов рублей ежегодно.

В целях сокращения расходов на содержание имущества, не использованного Вооружёнными Силами, осуществляется его передача в собственность субъектов Российской Федерации. С 2013 года передано 3 210 домов, 8 144 объекта жилищно-коммунального и газового хозяйства, 1 482 объекта социального и 16 565 объектов производственного назначения. Общий экономический эффект составляет 9 300 миллионов рублей.

Главным результатом изменения функционирования военно-строительного комплекса стало ускорение темпов строительных работ по возведению специальных объектов жилья и инфраструктуры. Это позволило добиться синхронизации и создания инфраструктуры со сроками поступающего в войска вооружения и военной техники.

В текущем году завершены работы по строительству, реконструкции и капремонту 3 573 зданий и сооружений общей площадью 3 600 000 м². По сравнению с прошлым годом темпы строительства, связанные с введением зданий и сооружений в эксплуатацию, увеличены на 6% при тех же объёмах финансирования. Это достигается за счёт применения типовых и современных технологических проектов. В результате стоимость строительства одного квадратного метра объектов Министерства обороны не превышает 32 000 рублей, что ниже, чем по стране в целом. На один вложенный рубль приходится один рубль 40 копеек вводимых основных фондов.

Подходит к концу основная часть работы по реконструкции аэродромной сети. На 19 аэродромах уложено более 3 700 000 м² искусственных покрытий лётных полей.

Мы завершаем обустройство ракетных бригад, вооружённых ракетными комплексами «Искандер-М ». В период с 2013 по 2018 год построено 458 зданий и сооружений для 10 ракетных бригад. Все поставленные в войска комплексы «Искандер-М» содержатся в нормативных условиях и готовы к применению

В целях совершенствования и оптимизации мест хранения вооружения, ракет и боеприпасов из 580 хранилищ построено 366, в том числе в текущем году 221. Это позволит разместить в них 218 000 тонн боеприпасов, строительство хранилищ будет завершено в 2019 году.

Активно продолжается строительство инфраструктуры под поступающие в ракетные войска стратегического назначения ракетные комплексы «Ярс» подвижного и шахтного базирования. Полностью введены в эксплуатацию боевые стартовые позиции для 6-ти ракетных полков, а в 7-ми оборудованы места для несения боевого дежурства. В текущем году начал функционировать первый пилотный производственно-логистический комплекс «Нара», на его фонды перемещено около 2 000 единиц техники и порядка 18 000 тонн материальных средств, что позволило расформировать 4 из 27 неперспективных, устаревших баз и складов. В следующем году начнётся строительство ещё двух производственно-логистических комплексов в Севастополе и Архангельске за счёт привлечения частных инвестиций на условиях концессионных соглашений.

Нефтяными компаниями на аэродромах Вооружённых Сил введено в эксплуатацию 12 топливно-заправочных комплексов, завершается строительство ещё трёх. К данному проекту присоединились «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ». В 2019 году они приступят к строительству 12 комплексов. Общий объём инвестиций в данный проект со стороны нефтяных компаний составил уже порядка 17 миллиардов рублей.

В ходе создания инфраструктуры в Арктике завершено строительство 20 сооружений пускового минимума для возобновления полётов на аэродроме «Североморск-1 ». На нём реконструирована взлётно-посадочная полоса, которая оснащена современными средствами радиотехнического и светотехнического обеспечения полётов. На острове Земля Александры завершается строительство 59 зданий и сооружений военного города для радиолокационного отделения и пункта наведения авиации.

Продолжается реконструкция аэродрома «Темп» на острове Котельный.

Начато строительство блочно-модульного городка в посёлке Тикси для размещения подразделений Третьей дивизии ПВО Северного флота, формируемой в следующем году.

Закончим в 2019 году создание инфраструктуры для размещения радиолокационных подразделений ПВО и пунктов наведения авиации на островах Средний, Врангеля и Мысе Шмидта.

Вооружёнными Силами завершается ликвидация экологического ущерба Арктики на территориях размещения войск. Всего с 2015 года силами экологических подразделений очищено 104 000 км² территории. Собрано 18 572 тонны металлолома, 16 000 тонн вывезено. Осталось очистить 9 000 км² , то есть около 9% территории.

В соответствии с Вашим, Владимир Владимирович, поручением, данном на расширенном заседании коллегии Министерства обороны в прошлом году, совместно с руководителями субъектов Российской Федерации проведена работа по решению социальных вопросов военнослужащих и членов их семей.

Её результатом стало снижение на 97% очереди в дошкольные учреждения и уменьшение почти на 99% числа семей военнослужащих, нуждающихся в трудоустройстве; в 80 субъектах Российской Федерации данный вопрос решён в полном объёме.

В республиках Дагестан, Северная Осетия – Алания и Сахалинской области без мест в детских садах остаётся пока 202 ребёнка. При этом Министерством обороны полностью реализовано решение Правительства Российской Федерации по передаче 467 детских садов в ведение местных органов самоуправления.

Полностью выполнены планы по обеспечению военнослужащих постоянным жильём. За текущий год его получили 8 300 военнослужащих, из них 2 800 – квартиры, 5 500 – жилищные субсидии.

В 5,5 раза увеличены темпы формирования специализированного жилищного фонда. Это позволило нарастить его объёмы до 78 тысяч служебных жилых помещений. В 2018 году в данный фонд включено 16 500 квартир, а служебным жильём обеспечено 35 500 семей военнослужащих.

Продолжается развитие накопительной ипотечной системы. В этом году в неё включено ещё 43 000 военнослужащих, это в 2 раза больше показателей прошлых лет. При этом более 64% участников – военнослужащие рядового и сержантского состава, заключившие новые контракты.

Товарищ Верховный Главнокомандующий!

Благодаря реализации принятых Вами решений по индексации денежного довольствия военнослужащих его размер придерживается на уровне оплаты труда работников ведущих отраслей экономики. В рамках исполнения майских указов предусматривается ежегодная индексация пенсий и денежного довольствия.

Мы завершили создание сети современной военной медицины, вышли на оказание полного спектра высокотехнологичной медицинской помощи на уровне международных стандартов, завершили начатую в 2013 году работу по передаче в ведение Министерства здравоохранения и субъектов Российской Федерации 29 госпиталей-поликлиник.

Изменился облик лечебных учреждений: они оснащены современным оборудованием, развёрнуты и функционируют системы телемедицинских консультаций и санитарно-авиационной эвакуации. Как следствие, в течение трёх лет уровень заболеваемости военнослужащих снизился на 16%, а по наиболее актуальной патологии – болезни органов дыхания – на 23%.

Более 15 000 пациентов в текущем году получили высокотехнологичную медицинскую помощь. Для военнослужащих отдельных гарнизонов проведено 187 экстренных и плановых телемедицинских консультаций. С начала использования многофункциональных медицинских инновационных модулей спасены жизни более 1 400 человек.

В соответствии с Вашим указом в этом году приступили к созданию военно-политических органов. Одним из важнейших направлений военно-политической работы является патриотическое воспитание военнослужащих Вооружённых Сил и молодёжи.

С каждым годом расширяется движение «Юнармия», сегодня оно представлено в каждом субъекте России и объединяет 276 125 подростков. В летний период проведено 1 637 юнармейских лагерей и 26 экспедиций. Это в 15 раз превысило показатели прошлого года. Количество их участников составило 83 тысячи детей и подростков.

По примеру домов пионеров и детских домов творчества в гарнизонах создаются дома юнармейцев и парки «Патриот», которые предоставят детям возможность круглый год заниматься в кружках и секциях.

Эффективной формой налаживания взаимодействия между органами власти и бизнес-сообществом в развитии международного военно-технического сотрудничества стал Международный военно-технический форум «Армия-2018». В его работе приняли участие представители 118 стран мира, в том числе 102 официальные военные делегации, что в два раза больше, чем в прошлом году. Это говорит о росте его популярности и международном признании.

Мероприятия военного сотрудничества в этом году охватывали 98 стран. В сфере военно-технического сотрудничества приоритетными направлениями для нас оставались Китай, Индия, Египет, Алжир, Вьетнам. Нарастили военные контакты в рамках АСЕАН, активно участвуем в диалоговом механизме «СМОА плюс», продолжили укреплять союзнические отношения со странами ОДКБ, СНГ и ШОС.

Проведено 25 международных учений различного уровня, наиболее масштабными из них стали учения КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2018», манёвры ШОС «Мирная миссия – 2018». Ежегодную Московскую конференцию по международной безопасности в этом году посетило рекордное количество делегатов, более 850 представителей из 95 стран и восьми международных организаций.

Товарищ Верховный Главнокомандующий!

Все задачи, определённые на 2018 год, Вооружёнными Силами выполнены. Обеспечено повышение боевых возможностей на 11% и заданный уровень поддержания обороноспособности страны.

Отмечается качественный и количественный рост основных показателей по сравнению с 2017 годом. В целом оснащённость армии и флота современным вооружением достигла 61,5%.

В 2019 году Министерству обороны предстоит решить ряд приоритетных задач. По стратегическим ядерным силам: поставить на боевое дежурство в Ракетных войсках стратегического назначения 31 пусковую установку с межконтинентальными баллистическими ракетами «Ярс» и «Авангард». Ввести в боевой состав четыре модернизированных стратегических ракетоносца Ту-95. Принять в состав флота головной атомный подводный крейсер проекта «Борей-А» «Князь Владимир», вооружённый баллистическими ракетами «Булава».

По силам общего назначения. В рамках совершенствования окружных армейских комплектов в Сухопутных войсках сформировать 11 соединений воинских частей, поставить в береговые войска Военно-Морского Флота и ВДВ 719 современных бронированных машин, один бригадный комплект ракетных комплексов «Искандер-М», две бригады зенитно-ракетных комплексов С-400В4, «Бук-М3», довести долю современных образцов до 50,8%.

Поставить в Воздушно-космические силы, морскую авиацию и войска ПВО Военно-Морского Флота 143 новых и модернизированных летательных аппарата, два полковых комплекта зенитно-ракетных систем С-400 «Триумф» , один зенитно-ракетный комплекс «Витязь» и семь дивизионных комплектов зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь».

Довести долю современного вооружения военной и специальной техники в ВВС до 65 % , а в Воздушно-космических силах – до 81,8%. Обеспечить выполнение задач опытно-боевого дежурства Единой космической системы.

В боевой состав Военно-Морского Флота ввести 12 кораблей и боевых катеров, две подводные лодки, 12 судов обеспечения. Поставить в войска четыре береговых ракетных комплекса «Бал» и «Бастион». В целом долю современных образцов в Военно-Морском Флоте довести до 64 % .

В результате обеспечить своевременное размещение и неукоснительное исполнение заданий государственного оборонного заказа 2019 года и выйти на оснащённость Вооружённых Сил современным вооружением и техникой – 67%.

Подготовить и провести 18 500 различных учений и тренировок, в том числе стратегическое командно-штабное учение «Центр-2019» и учение стратегических ядерных сил «Гром».

Ввести в эксплуатацию 3 751 здание и сооружение синхронно со сроками поступающих в войска вооружений и военной техники. Завершить экологические работы по Арктике, очистить оставшиеся 9 000 км².

Построить Президентское кадетское училище в Кемерово, пансион воспитанниц Министерства обороны в Санкт-Петербурге. Активизировать военно-патриотическую работу среди молодёжи, довести численность юнармейцев до 500 000 подростков.

В ближайшие три года решить задачу возведения во всех довузовских учреждениях Министерства обороны ледовых катков, бассейнов и спортивных городков.

Продолжить реализацию программы «Эффективная армия».

До 2020 года завершить внедрение системы учёта персональных данных военнослужащих с использованием электронных карт «Паспорт».

Товарищ Верховный Главнокомандующий!

Пути решения, выявленные в ходе работы проблемных вопросов, учтены в планах деятельности Министерства обороны на 2019–2025 годы.

Доклад закончен.

Он не занимал официально пост премьера и руководил кабинетом министров в качестве Президента России.

С 16 июня 1992 года по 13 декабря 1992 года Правительство России возглавлял Егор Тимурович Гайдар. Официально он был не Премьер-министром, а лишь исполняющим обязанности. С именем Гайдара традиционно связывают экономические реформы начала 90-х годов в России. В частности, под руководством Гайдара была осуществлена либерализация розничных цен и начат процесс приватизации. Проведенная либерализация цен породила гиперинфляцию 1992-1993 годов. В то же время был устранен дефицит на товары широкого потребления.

На следующий день после отставки Гайдара, 14 декабря 1992 года, на пост Премьер-министра был назначен Виктор Степанович Черномырдин. В марте 1998 года он был отправлен в отставку.

С 24 апреля по 23 августа 1998 года Премьер-министром России был Сергей Владиленович Кириенко. Премьерство Кириенко, считающегося одним из виновников дефолта 1998 года, было недолгим. 23 августа его правительство в полном составе было отправлено в отставку.

C 24 августа 1998 года обязанности Премьер-министра повторно исполнял Виктор Черномырдин, однако он дважды не был утвержден Государственной Думой. На третий раз Ельцин внес кандидатуру Евгения Примакова, с утверждением которого на посту премьера завершилось кратковременное возвращение Черномырдина к власти. Один раз, пребывая на посту Премьер-министра, Виктор Черномырдин в течение нескольких часов специальным указом одновременно исполнял обязанности Президента РФ.

С 11 сентября 1998 года по 12 мая 1999 года на посту Премьер-министра России находился Евгений Максимович Примаков. Одним из наиболее ярких событий его премьерства стал несостоявшийся визит в США. 24 марта 1999 года Примаков направлялся в Вашингтон. Когда самолет находился над Атлантикой, премьеру сообщили, что НАТО начало бомбардировки Югославии. Из-за этого Примаков решил отменить визит, распорядился развернуть самолет прямо над океаном и вернулся в Москву.

С 12 мая 1999 года по 9 августа 1999 года Премьер-министром РФ был Сергей Вадимович Степашин. Состав правительства, сформированного Степашиным, остался без кадровых изменений при следующем Председателе Правительства Владимире Путине (интересно, что и значительную часть премьерства Михаила Касьянова состав правительства Степашина также не менялся).

С 9 августа 1999 года по 7 мая 2000 года пост Премьер-министра занимал Владимир Владимирович Путин. 31 декабря 1999 Президент России Борис Ельцин ушел в отставку, и Владимир Путин стал исполняющим обязанности Президента РФ. До 7 мая 2000 года он формально продолжал быть Премьер-министром, но фактически кабинетом тогда руководил его заместитель Михаил Касьянов.

С 17 мая 2000 года по 24 февраля 2004 года пост Премьер-министра занимал Михаил Михайлович Касьянов. Он находился на этом посту дольше других постсоветских премьеров, за исключением Виктора Черномырдина. В феврале 2004 года, незадолго до президентских выборов, по решению Президента РФ Владимира Путина кабинет Касьянова был отправлен в отставку.

С 24 февраля 2004 года по 5 марта 2004 года исполняющим обязанности Председателя Правительства РФ был Виктор Борисович Христенко .

С 5 марта 2004 года по 12 сентября 2007 года на посту Премьер-министра России находился Михаил Ефимович Фрадков. Основными моментами, которыми запомнилась работа правительства Фрадкова, были монетизация социальных льгот, вызвавшая массовые протесты населения России, а также начало реализации четырех национальных проектов..

14 сентября 2007 года в должности Премьер-министра Российской Федерации был утвержден Виктор Алексеевич Зубков. 7 мая 2008 года Правительство России перед избранным Президентом России Дмитрием Медведевым.

Правительство Виктора Зубкова - в пять раз меньше, чем предыдущий кабинет министров. 237 дней работы запомнились появлением в правительстве после длительного перерыва двух представительниц прекрасного пола - Татьяны Голиковой и Эльвиры Набиуллиной.

8 мая 2008 года Госдума . В поддержку его кандидатуры при необходимых 226 голосах проголосовали 392 депутата, против - 56, воздержавшихся не было. Госдума голосовала в открытом режиме. "Это рекордный результат по поддержке парламентом кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ", - сказал по итогам голосования спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Рекомендуем почитать

Наверх